Программа для внеурочной деятельности «Моя родословная»
рабочая программа (1 класс) на тему

Гречкина Алла Борисовна

Программа  внеурочной деятельности  «Моя родословная»  разработана в соответствии с ФГОС для учащихся первых классов. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__moya_rodoslovnaya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для внеурочной деятельности  «Моя родословная»

Гречкина Алла Борисовна

Город Тольятти

МБУ школа № 90

Пояснительная записка

Семья-первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».

На Руси, как древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо (дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

 Цель: приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи:

  1. Воспитание уважительного отношения к членам семьи, гордости за семью.
  2. Организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).
  3. Знакомство с основными понятиями: «генеология», «родословная», «род», «родственники»,  «поколение»,  «потомки»,  «предок».
  4. Формирование универсальных учебных действий школьников.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся приобретут следующие умения:
 - личностные: самоопределяться в жизненных ценностях:  объяснять, что связывает тебя  с близкими и родными  людьми,  с семейной историей, культурой; осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 -
 метапредметные : совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
-
предметные: совершенствование  представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Программа  «Моя родословная» рассчитана на 1 год  (1 класс) и реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности в форме клубной работы.

Календарно-тематическое планирование мероприятий к    программе  «Моя родословная» (1 класс)-33 часа

Тема занятия

Количество часов

Дата

Моя родословная

12

сентябрь-ноябрь

1

Понятие родословной. Выявление первоначальных знаний о родословной.

1

2

История рода-это история страны.

1

3

«Мой дом», «Мой воскресный день». Конкурс рисунков.

1

4

«Моя семья-моя гордость». Видеофильмы, совместные сочинения (дети, родители).

1

5

Пословицы и поговорки о семье. Игра «Ручеёк».

1

6

Что обозначает слово «генеология»?

1

7

Исследование своей родословной.

1

8

Составление родословного древа семьи.  Фотоальбом «Родословные нашего класса».

2

9

Героическая родословная.

1

10

Самая многонациональная семья.

1

11

«Лента времени» моей жизни. Творческая работа.

1

О родных и близких с любовью

7

декабрь-январь

1

Игры моих прадедушек и прабабушек.

1

2

«Кто кому кем доводится?» Викторина.

1

3

Я-представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.)

1

4

Нет важней профессии моей мамы!

1

5

«Мой отец-защитник Отечества». Wiki-газета.

1

6

«Старинная кухня». Кулинарный праздник.

1

7

«Лучшая хозяюшка» и «Мастер-золотые руки». Конкурсы.

1

Семья и её традиции

7

февраль-март

1

Семейные обычаи и традиции. Презентация.

1

2

Создание фамильного герба. Мини-проект.

1

3

Какие семейные обязанности ты выполняешь?

1

4

«Загляни в бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной вещи.

1

5

Калейдоскоп семейных увлечений.

1

6

Мои коллекции.

1

7

Семейные мини-музеи. Выставка.

1

Что в имени тебе моём?

7

апрель-май

1

Тайны наших имён. Изготовление «именной» ромашки.

2

2

Почему имя отличается от фамилии?

1

3

Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.

1

4

Семейный праздник «Моя родословная». Коллективное творческое дело по подготовке и проведению семейного праздника.

2

5

Подведение итогов, мониторинг.

1

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).

2.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011

3.М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

4. Л.И. Варанкина  Моя родословная.-Курганск, 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...