Программа внеурочной деятельности "Моя родословная"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
671836 с. Усть-Дунгуй ул. Центральная, 42 тел. (8-301) – 42-34-137 e-mail: asosh2011@yandex.ru
Кружок «Моя родословная»
Руководитель кружка: Лумбунова В.Г.
2013 год
с. Усть-Дунгуй
Пояснительная записка.
Традиция составления родословной существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это непочитание и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одергивали.
«Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности»,- обращался к беспамятным А.С.Пушкин. При Сенате существовал целый геральдический отдел, занимавшийся родословными дворян, когда гостиные каждого имения украшали портреты предков.
В бурятских семьях родители с малых лет учили детей знанию своей родословной. Пожилые люди разговор с молодыми людьми начинали с расспроса: «Кто твои отец и мать? Кто твои дедушка и бабушка? Прадедушка и прабабушка? Какого ты рода? Быстрый и правильный ответ считался лучшим достоинством испытуемого. Полагалось им знать не только свою принадлежность к тому или иному роду-племени, а его генеалогическое древо как по нисходящей (от предков к потомкам), так и по восходящей линии (от потомков к предкам).
Русский философ Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей в начальных классах (3-4 кл.) общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Остальное время дети заняты поисковой работой и оформлением альбомов «Моя родословная».
ЦЕЛЬ КРУЖКА.1 Познать содержание и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную - себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого.
- Ознакомить учащихся с историей составления родословной;
- Изучить свою родословную и составить генеалогическое древо;
- Привлечь в составлении родословной всех членов семьи;
- Изучить обычаи и традиции своего рода;
- Ознакомить с яркими личностями;
- Обозначить историческое значение рода и познать собственное место.
Содержание программы.
Ознакомление с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок». История возникновения имен и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с наибольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные реликвии, фамильный герб, девиз семьи. «Геральдика» как наука, изучающая гербы. Работа с устными и письменными источниками.
Прогнозируемый результат.
- Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
- Будут знать и продолжать семейные традиции.
- Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать: работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформят специальные альбомы «Моя родословная». Составят сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа, вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.
Учебно-тематический план
- Моя родословная. Вводное занятие -1
- Я и предки. -8
- История фамилии, имени, рода. -6
- Профессии предков -4
- Семейные обязанности, традиции, праздники. -6
- Семейные реликвии -2
- Генеалогическое древо -3
- Геральдика -2
- Конференция, праздник. -2
Итого: 34
Методические рекомендации к программе «Моя родословная».
Мои братья и сестры.
Цели:
- способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер;
- развивать навыки самоанализа.
1. Беседа.
- Ребята, мы продолжим нашу работу над родословной. В прошлый раз мы узнали много нового о себе, своих родителях. В этот раз мы заполним в альбоме странички о своих братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Поговорим о семейных традициях и увлечениях.
- Ребята, у кого есть родные братик или сестренка?
- Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам.
(Подготовленные дети рассказывают стихи о братьях и сестрах.)
- Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах? Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о двоюродных.
2. Практическое задание.
- Заполните дома страничку альбома о ваших братьях и сестрах, ответив на вопросы анкеты. Если найдете, можете приклеить их фотографии.
Анкета.
- Имена твоих братьев или сестер. Что означает имя?
- Дата и место рождения.
- Любимые занятия.
- Чем мы любим заниматься вместе?
- Что я хочу сделать для своего брата или сестры?
- Что я еще хочу рассказать о себе и своих братьях и сестрах?
- Хороший ли я сам брат (сестра) и почему?
3. Консультации для родителей.
Беседа с родителями об оказании детям помощи в продолжении оформления альбома «Моя родословная».
Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники
- выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках;
- способствовать более близкому общению членов семьи;
- воспитывать уважение к старшему поколению.
1. Беседа.
- Ну а сейчас настала пора узнать побольше о своих самых любимых родственниках - бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной странице альбома.
- Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
2. Практическое задание.
- Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).
- Встретиться с бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.
- Заполнить страницы альбома, ответив на вопросы анкеты (см. приложение).
3. Консультации для родителей.
Беседа с родителями о том, чтобы организовали детям встречу с бабушками и дедушками, помогли в сборе сведений о своих родителях.
Профессии моих бабушек и дедушек
Цель: выяснить, что дети знают о профессиях своих предков, их занятиях.
Задачи: воспитывать интерес к различным профессиям, к людям труда; формировать потребность трудиться.
1. Беседа.
- Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?
- Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий? (Провести занятие - встречу «Профессия моих родных».)
2. Практическое задание.
Попроси своих родных рассказать об их профессиях. Запиши профессии своих предков в альбом. Постарайся охватить как можно больше своих предков.
3. Индивидуальные консультации.
- Подготовить сценарий занятия.
- Обговорить с родителями или другими родственниками их выступления.
- Подготовить детей, которые расскажут о некоторых профессиях своих родственников.
- Продумать форму проведения занятия.
Зимние праздники
- познакомить детей с зимними праздниками, историей их возникновения;
- способствовать развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса;
- организовать участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.
1. Беседа.
- Какие праздники вы знаете, которые отмечают зимой? (Новый год, Рождество, Крещение...)
- Что можете рассказать о каждом празднике?
- Как эти праздники отмечают в семье?
(Подготовленные дети рассказывают немного из истории каждого праздника)
2. Практическая часть.
- Подготовка к проведению новогоднего утренника «Дружные семейки» вместе с родителями.
- Проведение утренника «Зимушка-зима» (см. приложение).
3. Работа с родителями.
- Организовать участие родителей в подготовке и проведении Новогодней елки.
- Подготовить детям костюмы согласно сценарию.
Что мы знаем о традициях
- способствовать оздоровлению детей путем ознакомления с оздоровительными традициями;
- познакомить с правильным режимом дня, необходимыми гигиеническими процедурами;
- изучить влияние учебной нагрузки на детей и дать необходимые рекомендации родителям.
1. Беседа.
- Как вы понимаете слово «традиции»?
Традиции - это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются.
- Традиции семейные, классные, школьные и даже государственные.
- Традиции праздничные, оздоровительные, познавательные.
- Сегодня мы поговорим об оздоровительных традициях.
2. Оздоровительные традиции.
- Соблюдение режима дня.
- Умывание, чистка зубов, уход за телом.
- Занятия гимнастикой и спортом.
3. Практическое задание.
1. Проведение занятия «К нам приехал Мойдодыр»
4. Работа с родителями.
- Беседа «Значение режима дня в жизни младшего школьника».
- Провести встречи с врачами (педиатр, стоматолог, окулист...)
- Анкетирование родителей (см. приложение).
Цель: изучение влияния учебной нагрузки и режима дня на состояние здоровья ребенка.
Мир семейных увлечений
- развивать интерес к увлечениям в семье, развивать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1. Беседа.
- Заполняя альбом «Моя родословная», мы узнали много нового и интересного о себе, своих мамах и папах, бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Сегодня мы будем говорить о том, чем любят заниматься члены вашей семьи и что у них лучше всего получается.
- Увлечения в семье могут быть самыми различными: кто-то вместе с мамой или бабушкой любят вышивать, а кто-то с папой или дедушкой занимаются резьбой по дереву. Одни выращивают цветы, другие -изобретают разные лакомства.
- А чем любят заниматься у вас дома? (Дети рассказывают о своих семейных увлечениях.)
2. Практическое задание.
- Подготовить несколько поделок для выставки «Мир семейных увлечений» с небольшим рассказом о том, как они выполняли и с кем.
- Попросить близких рассказать о своих увлечениях, и, если это возможно, пригласить принести их работы на выставку, которая состоится на заключительном занятии 15 мая в «День семьи».
- Подготовить экскурсоводов для выставки.
3. Работа с родителями.
- Убедить родителей в необходимости проведения данного мероприятия.
- Оказать детям посильную помощь в подготовке к выставке и чаепитию, посвященному «Дню семьи».
«15 мая - День семьи». Заключительное занятие.
- обобщение результатов работы;
- проведение выставки работ «Мир семейных увлечений»;
- способствовать сближению членов семьи, развитию интереса к семейным увлечениям
- Подведение итогов работы.
- Выставка «Мир семейных увлечений».
- Чаепитие, подготовленное родителями.
Кто, кому и кем в семье доводится
- выяснить степени родства в семье, развивать мышление и речь детей;
- воспитывать интерес к членам своей семьи;
- способствовать объединению членов семьи на основе общего интереса и общей деятельности.
1. Беседа.
- Для составления родословной тебе нужно обязательно знать, КТО в твоей семье КОМУ и КЕМ доводится.
- Один и тот же человек по отношению к разным родственникам может быть одновременно СЫНОМ, ОТЦОМ, МУЖЕМ, ЗЯТЕМ, ШУРИНОМ, ДЕВЕРЕМ, ДЕДОМ, ВНУКОМ, БРАТОМ...
Если ты не знаешь значения этих слов, то родственники будут для тебя только «дядями» и «тетями». Да еще «бабушками» и «дедушками».
А ведь если сказать: «Это дядя Коля, мамин деверь. А это дедушка Гриша, папин тесть», то всем сразу станет ясно, что дядя Коля - папин брат, а дедушка Гриша - отец твоей мамы.
- Кто такие ОТЕЦ, МАТЬ, ДОЧЬ, СЫН, ДЕДУШКА, БАБУШКА, и так понятно всем, а вот про других родственников можете узнать из Памятки, лежащей перед вами (в ознакомительном порядке, остановиться лишь на самых близких).
Памятка
ДЕВЕРЬ - брат мужа. ЗОЛОВКА - сестра мужа. ЗЯТЬ - муж дочери или сестры.
НЕВЕСТКА - жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным ее мужа.
ПЛЕМЯННИК - сын брата или сестры. ПЛЕМЯННИЦА - дочь брата или сестры.
СВАТ, СВАТЬЯ - родители одного супруга по отношению к родителям другого супруга.
СВЕКРОВЬ - мать мужа. СВЕКОР - отец мужа.
СНОХА - жена сына по отношению к его родителям. СВОЯЧНИЦА - сестра жены.
СВОЯК - муж сестры по отношению к шурину и СВОЯЧНИЦЕ. ТЕСТЬ - отец жены. ТЕЩА - мать жены. ШУРИН - брат жены.
- А кем же доводятся нам дети наших родных дядей и тетей?
- Правильно: ДВОЮРОДНЫМИ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ. Еще мы можем называть их, так же как и они нас, КУЗЕНАМИ И КУЗИНАМИ.
2. Поисковое задание.
- Попробуйте сами ответить, кем доводятся тебе твои родственники и кем друг другу.
3. Работа с родителями.
Оказать помощь детям в установлении степени родства между близкими родственниками в своей семье, используя памятку.
Мои прабабушка и прадедушка
- выяснить, что дети знают о профессиях своих предков, их занятиях;
- продолжая знакомить детей с разными профессиями, показать важность любой профессии;
- воспитывать интерес к различным профессиям, к людям труда;
- формировать потребность трудиться.
1. Беседа.
- Попроси своих бабушек и дедушек рассказать тебе о своих родителях, т.е. твоих прабабушках и прадедушках.
- Заполни страничку твоего альбома «Моя родословная».
2. Практическое задание 1.
Ответь на вопросы анкеты.
- Фамилии, имена, отчества моих прабабушек и прадедушек по папиной(маминой)линии.
- Где и когда родились.
- Где и кем работали.
- Есть ли у них братья и сестры.
- Что еще удалось узнать о моих предках.
3. Практическое задание 2.
- Надеемся, что о своих прабабушках и прадедушках тебе удастся что-то узнать. А вот с их родителями, т.е. твоими прапрабабушками и прапрадедушками, наверняка будет сложнее. Хотя у каждого человека по 8 прапрабабушек и по8 прапрадедушек, тебе должно очень повезти, чтобы узнать любой, даже самый незначительный факт из их жизни.
Ты только представь себе, как интересно будет читать начатую тобою летопись семьи твоим будущим праправнукам! Ведь от твоих прапрадедов и прапрабабушек их будут отделять СТОЛЕТИЯ!
Напиши в альбоме «Моя родословная» все, что удалось узнать о прапрабабушках и прапрадедушках или других родственниках.
4. Консультация с родителями.
Побеседовать с родителями об организации помощи детям в составлении родословной своей семьи.
Профессии моих предков
Цель: выяснить, есть ли в семье семейная профессиональная традиция, хотят ли дети ей следовать и почему?
1. Беседа.
- Знаете ли вы, какие профессии были у ваших предков? Чем они занимались?
- Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, композиторы, мастера других профессий?
- Как вы думаете, если папа, дедушка, прадедушка были врагами, значит, и сын должен быть врагом? Почему?
- Какие традиции унаследовала ваша семья от прабабушки и прадедушки?
2. Игра-конкурс:
- Расскажи самую веселую историю из жизни вашей семьи. Почему она вам запомнилась?
3. Практическое задание.
- Придумайте устный рассказ на тему «Почему я хочу быть похожим на одного из своих предков»?
- Заполни в твоей родословной профессии твоих предков.
- Организовать выставку «Семейные реликвии» (коллекции, предметы старины, дневники).
- Организовать выставку «Мир семейных увлечений» (предметы семейного прикладного искусства: поделки, вязание, шитье, вырезание и т.д.)
- Провести занятие по этой тематике.
4. Индивидуальные консультации.
Беседы с родителями о необходимости проведения таких мероприятий для воспитания у детей гордости за своих близких.
След войны в моей семье.
- воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей семьи и своей страны.
1. Вступительная беседа.
- Дорогие ребята! 9 мая - очень важный день в истории нашей страны. Каждый год в эти майские дни весь наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших. Прошло уже много десятков лет со Дня Победы 9мая 1945 года, но мы не имеем права забывать, какой ценой нам досталась эта победа! Мы и собрались сегодня здесь, чтобы и вы, молодое поколение, знали свою историю и гордились подвигом своих предков.
- Все началось ранним утром 22 июня 1941 года. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолеты и танки ринулись на восток, на территорию нашего государства. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд людей оборвала война, которая продлится долгих 4 года, 1418 дней горя, ненастий, разлук и потерь родных и близких, сыновей и отцов, дочерей, сестер и матерей.
Чтец.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
(К. Симонов)
(Звучит запись песни «Священная война».)
Учитель.
И страна поднялась на защиту своей Родины от врагов. Уходили на Священную войну наши прадеды, деды, уходили девчонки и мальчишки, уходили ваши сверстники!
Чтец.
От бескрайней равнины сибирской, До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский, Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень, Он врага беспощадно разил, Над Берлином победное знамя -Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду, Он с пути не свернул своего. Слава, слава герою-народу! Слава Армии Красной его!
М.В. Исаковский, 1946.
Учитель.
Много жизней унесла эта война, много оставила после себя сирот, вдов, несчастных матерей, которые даже не знали, где похоронены их дети. Каждую семью коснулось горе, страшное и небывалое. И сегодня, мы узнаем, какой след оставила та война в ваших семьях. На протяжении нескольких недель вы собирали сведения о своих дедах, прадедах или других членах семьи, которые принимали участие в тех страшных событиях. Итогом работы станет ваше сочинение «След войны в моей семье» и выставка семейных реликвий, оставшихся после Великой Отечественной войны. Это могут быть военные письма, награды, фотографии, газетные вырезки или какие-то вещи, имеющие отношение к тем событиям.
2. Выступления детей.
(Дети зачитывают свои сочинения, рассказывают истории вещей военных времен).
- Выступление ветерана войны перед детьми. (Желательно, чтобы это был чей-то родственник).
- Поисковое задание.
- Продолжить поиски ветеранов в семье.
- Подготовить сочинение «След войны в моей семье».
- Продолжить поиски семейных реликвий и узнать их историю.
- Организовать поздравление ветеранов с праздником Победы.
5. Консультация для родителей.
Организовать детям встречи с родственниками, участниками войны; помочь в поиске военных реликвий.
Семейные обязанности
Цель: убедить детей в необходимости выполнять семейные поручения, воспитывать положительную мотивацию к самообслуживанию.
1. Беседа.
- Как вы понимаете словосочетание: семейные обязанности и поручения?
- Какие обязанности у вас в семье?
Самообслуживание - уборка постели, своей комнаты, разогревание пищи, чистка одежды и обуви и т.д.
- Какие семейные поручения у вас имеются?
(Уход за домашними растениями и животными, приобретение продуктов и товаров, помощь родителям в домашних делах, на огороде и т.д.)
2. Практическое задание.
Запиши в альбом «Моя родословная» перечень своих семейных обязанностей и поручений.
3. Консультации для родителей.
- Родительское собрание «Должны ли родители контролировать поведение своих детей, следить за каждым поступком детей или нет? Отношение детей к их обязанностям».
- Анкетирование родителей и детей «Изучение обязанностей детей в семье».
- Анализ анкет детей и родителей на родительском собрании (не называя фамилий).
Семейные традиции
Цель: прививать уважение к семейным традициям.
1. Беседа «Познавательные традиции нашей семьи».
- Как вы считаете, читать книги, журналы, газеты, смотреть телепередачи - это традиции?
- Да, действительно, мы постоянно смотрим телевизор, регулярно что-то читаем, а традиции - это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются.
- Как вы думаете, какие традиции должны быть в семье? (Распорядок дня, познавательные, образовательные, оздоровительные) Учитель подводит итог.
Итак, традиции режимы дня - это порядок деятельности в течение дня: вовремя вставать, утренний туалет, завтрак, учеба в школе, свободное время...
Познавательные традиции - чтение книг, газет, журналов, просмотр интересных телепередач...
Оздоровительные традиции - умывание, чистка зубов, уход за телом, занятия гимнастикой, спортом...
Праздничные традиции - обычай отмечать праздники, дни рождения, семейные памятные даты.
- Сегодня мы поговорим о познавательных традициях вашей семьи.
- Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вы вместе с родителями? Обсуждаете ли прочитанное?
- Какие детские журналы вы читаете? Нужно ли читать все статьи в журнале? Как выбрать интересную статью? (Совет учителя.)
- Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть? (Совет учителя.)
- А у ваших бабушек и дедушек есть такие традиции?
2. Консультации с родителями.
Беседа с родителями о развитии познавательной деятельности детей с использованием книг, журналов, телевидения или выступления родителей из опыта воспитания по этой теме на родительском собрании.
Праздничные традиции
Цель: формировать культуру поведения в проведении дней рождения, семейных праздников, соблюдение этикета.
1. Беседа.
Праздничные традиции - обычай отмечать праздники, дни рождения, семейные памятные даты.
1. Ребята, какие праздники вы знаете?
2. Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечают эти
праздники?
3. Как отмечаются праздники в вашей семье?
4. Что такое памятные даты? Какие памятные дни отмечаются в
вашей семье?
(Рассказ учителя о праздниках, которые чаще всего празднуют в
семьях.)
2. Работа в группах. (Коллективное обсуждение и выступление одного
или двух представителей группы.)
1. Кого нужно приглашать на день рождения? Как нужно
приглашать гостей? (Обсуждение и выступление от каждой группы.)
2. Как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарок?
3. Ситуации.
- Володя пригласил ребят на свой день рождения. Каждому гостю Володя говорил, что тот должен подарить ему. Как вы думаете, правильно ли поступил Володя? (Обсуждение в группах, выступления)
- Девочки пришли на день рождения к подруге. Поздравив именинницу, дети сели за праздничный стол. После обеда они немного поиграли и стали расходиться по домам: было скучно. Что нужно было заранее придумать имениннице?
4. Выступление учителя. (Прокомментировать выступление каждой
группы, рассказать о правилах празднования семейных праздников.)
5. Практическая работа. (В группах.)
- Придумайте сценарии (программы) празднования дней рождения ребят в вашем классе.
6. Индивидуальные консультации.
Беседы с родителями о правилах празднования семейных праздников.
Моя родословная
Цель: систематизировать ранее полученные сведения, подготовить к составлению генеалогического древа.
1. Беседа.
- Родословная - это перечень поколений, имеющих одного предка. А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогией. Поэтому и таблица, куда мы будем заносить всех родственников, носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
- Мы собрали сведения о себе, своих братьях и сестрах, родителях, их братьях и сестрах, даже о дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках и их родственниках... Мы узнали много о различных профессиях членов наших семей. Всю эту информацию мы обработаем и составим свое ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2. Практическое задание.
Распределение родственников по поколениям
- Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная?
- Посмотрите, до какого колена вы дошли? У кого самая глубокая родословная?
Собранная информация обо всех родственниках. Составление сводной таблицы.
Цель: записать сведения, собранные обо всех родственниках, в одну сводную таблицу.
1. Беседа.
- Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Найти такие сведения - дело непростое. Вы уже это поняли и не раз обращались с вопросами к родителям, бабушкам и дедушкам. Важно побольше узнать не только о тех, кто рядом с вами, но и о тех, кого уже нет в живых. Впишите список родственников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, степени родства в таблицу.
Фамилия, имя, отчество | Годы рождения или годы жизни | Профессия | Степень родства |
2. Практическое задание.
Заполнить таблицу с помощью родителей.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в заполнении таблицы.
Составление генеалогического древа
Цель: начать составление генеалогического древа.
1. Беседа.
Итак, ты узнал много интересного о своих родственниках, выяснил их «звание» и «титулы», нашел фотографии, нарисовал портреты...
Теперь ты можешь приступать к составлению родословной и рисованию ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА.
На нем нарисовано много прямоугольников, расположенных в 4 ряда. Каждый ряд - это одно поколение, или, другими словами, колено твоего рода.
2. Практическое задание.
Итак, за работу! Начнем с верхнего ряда. В нем нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них (с цифрой 1) сведения о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья и сестры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа и слева.
Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сестрах, причем о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой - справой.
Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее...
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в составлении генеалогического древа, размещении братьев и сестер, дядей и тетей и т.д.
Фамильный герб
• Познакомить с историей возобновления герба, значением изображенным на нем предметов;
• Нацелить на осознанное состояние герба своей семьи. 1. Беседа.
Итак, мы составили свою РОДОСЛОВНУЮ и ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. Теперь предстоит сочинить свой ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ.
- История возникновения герба.
- Наука, изучающая гербы, называется ГЕРАЛЬДИКА.
- Как вы думаете, что должен отображать герб?
- Да, герб отражает увлечения, достижения, интересы членов семьи. Но чтобы не ошибиться, было бы очень хорошо посоветоваться с родителями. Они с удовольствием подумают вместе с тобой и, возможно, что-то подскажут. Если, например, ваша семья издавна славиться своим прекрасным садом, можно нарисовать яблоню с золотыми яблоками. Если всех увлекает компьютерная техника - нарисуйте компьютер. Ну а если хочется отразить в гербе разные профессии, можно разделить герб на несколько частей.
После того как герб будет составлен, его надо раскрасить. Помните, что гербы принято раскрашивать только определенными красками. Это красная, голубая, зеленая, бордовая, черная, золотая и серебряная. 2. Практическое задание.
- Составить герб семьи.
- Приготовить рассказ о том, что отражает герб. 3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в составлении герба.
Фамильный девиз
- Сформировать понятие «девиз», его значение;
- Подобрать девиз для своей семьи.
1. Беседа.
- На прошлом занятии мы составляли свои фамильные гербы. Кто хочет рассказать про свой герб?
- Выставка гербов. (Дети рассказывают о том, что отображают их
гербы.)
3. У всех владельцев герба должен быть фамильный ДЕВИЗ. Девиз
должен отражать мир твоей семьи. Например, девиз герба графа Платова,
героя Отечественной войны 1812 года, был такой: «ВЕРНОСТЬ,
ХРАБРОСТЬ, И НЕУТОМИМЫЕ ТРУДЫ». Другими девизами были слова
«ЧЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ», «ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛГА».
Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ», «ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ», «ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ», БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ - ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ... Мудрых пословиц очень много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам наверняка удастся найти подходящую для девиза своей семье. Ведь родители тоже заинтересованы в том, чтобы девиз был верным!
2. Практическое задание.
- Подобрать девиз семьи.
- Запишите свой девиз на ленте, расположенный внизу герба.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в подборе девиза семьи.
Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
Итоговое занятие.
Цели:
- Подвести итог работы над альбомом «Моя родословная»;
- Подготовка к конференции;
• Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание делать добро своим близким.
1. Беседа.
- В течение 4 лет мы с вами совершали длительное путешествие по страницам истории семьи, восстановили, насколько возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз.
Вы поняли, что СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВЫ ОБЯЗАНЫ МНОГИМ ПОКЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ. Вы в этой жизни не одиноки и должны дорожить всеми родственниками. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать и спешить делать добро!
А для начала составь «Календарь дней рождения и семейных праздников».
(ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье!) С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать!
2. Практическое задание.
- Составить «Календарь Дней рождения и семейных праздников».
- Подготовка к конференции.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в подготовке к конференции и составлении «Календаря дней рождения и семейных праздников».
Праздник «Моя родословная»
- Отчет и обобщение итогов работы за 2 года над составлением своей родословной;
- Развитие и интереса к истории своей семьи, семейным традициям, увлечениям, своей родословной.
- Вводное слово ведущего.
- Конкурс «Моя родословная»:
а) На самую глубокую родословную (по количеству поколений);
б) На самую богатую родословную (по количеству родственников);
в) Выставка гербов семей.
3. Конкурс «Семейные реликвии». (Подготовленные дети
рассказывают об экспонатах):
а) Выставка предметов старины, культуры, быта, монеты, игрушки -
долгожители, старые фотографии, письма и т.д., хранящиеся в семьях;
б) Выставка «След войны в моей семье» (письма, награды, военные
фотографии, вещи и т.д.).
- Музыкальная пауза. Исполняется песня по теме «Семья»
- Выставка «Мир семейных увлечений».
- Заключительное слово ведущего.
Приложение.
Сценарий праздника «Моя родословная».
Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
- Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
- Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».
Оборудование: фонограмма песни «Родительский дом»; гербы древних родов; клубочки с шерстью, кукла и детские пеленки; подарочные семейные альбомы, сок «Моя семья».
Ход праздника
I. Вступительная часть.
Звучит фонограмма песни «Родительский дом».
Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».
- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
- Кто такой предок? (Древний родственник по роду.) Дети отвечают.
Примечание. Все определения взяты из Толкового словаря русского языка СИ. Ожегова.
Учитель. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода.
- А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?
- Знаете, откуда она родом?
Я предлагаю всем желающим поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной.
Выступающий садиться в « кресло памяти» (старинное кресло). Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего.
- Много интересного узнали мы о ваших родственниках. А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?
Семья - группа родственников, живущих вместе (СИ. Ожегов). Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении А. Кондрашова: Раз, два, три, четыре Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка, И папа, и прадедушка, И Миха, папин сын. Еще красавица живет С родными неразлучно. Один из них ее зовет Своей любимой внучкой, Дочкой дорогой Зовет ее другой,
А третий - милой Машей И хозяйкой нашей! И называет мамой Мужчина, младший самый. (5 человек)
Всем бабушкам и дедушкам посвящается
(Учащиеся читают стихи.) Я с бабушкой своею Дружу давным-давно Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней, А бабушкины руки Люблю всего сильней.
А у бабушки моей - волосы седые,
А у бабушки моей - руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам.
Наши папочки не хуже: Могут кашу, щи сварить. И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить. Наши папы - мастера, Машинисты, доктора... Одним словом - удальцы! Наши папы - молодцы!
II. Семейные конкурсы.
- Задание для бабушек: смотать клубочки с шерстью. Выиграет тот, кто быстрее это сделает.
- Задание для пап: за одну минуту распеленать куклу.
- А каких еще родственников вы знаете?
3. Конкурс ребусов.
- Разгадайте ребусы.
Ответы: семья, муж, свекровь, деверь, золовка.
III. Музыкальная пауза.
Ученики исполняют частушки. Мы веселые ребята, Мы частушки вам споем, Коль понравятся куплеты, Мы еще их пропоем.
Любит музыку мой папа, От него не отстаю: Он играет на гармони, А я песенки пою.
Папа пишет сочиненье, Дед решает уравненье -Все с уроками сидят, Вот семейный наш подряд!
Деда очень уважаю, Смело вам могу сказать:
Очень трудные задачи Будем вместе мы решать!
Мы частушки вам пропели,
Больше делать нечего.
Мы пойдем, а вы сидите
До другого вечера.
IV. Конкурс «Что это?».
Соревнуются две семьи.
Вопросы:
Брат жены. (Шурин.) | |
Брат мужа. (Деверь.) | |
Сестра мужа. (Золовка.) | |
Сестра жены. (Свояченица.) | |
Мать жены. (Теща.) | |
Отец жены. (Тесть.) | |
Мать мужа. (Свекровь.) | |
Отец мужа (Свекор.) | |
Дочь брата или сестры. (Племянница.) | |
Брат отца или матери. (Дядя.) | |
Сестра отца или матери. (Тетя.) | |
Жены двух братьев. (Свояченицы.) | |
Мужья двух сестер. (Свояки.) | |
Матери жены и мужа. (Сватья.) |
Ученики читают стихи.
В праздник наш, такой желанный,
Что же вам сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!
Не болейте! Не старейте! Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми Оставайтесь навсегда!
Любимые наши,
Бабушки и дедушки, мамы и папы! Желаем мы вам, дорогие, здоровья, Чтобы не было причины грустить. И в полном здравии, конечно, До свадьбы правнуков дожить.
V. Конкурс пословиц.
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Согласную семью и горе не берет. Дружная семья и землю превращает в золото.
VI. Заключительная часть.
- Какой коллектив можно назвать семьей?
- А классный коллектив можно назвать семьей.
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса.
Учитель раздает сок «Моя семья». Ученики читают стихи.
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель. Я благодарю всех, кто приял участие в нашем празднике. И в память об этом вечере мы вместе с родителями дарим вам семейные альбомы. Приглашаем всех к семейному чаепитию.
Литература:
- « Воспитание школьников» № 5-1998 г.
- Г.А.Леликова, Г.П.Попова «Система работы с родителями» 2007 г.
- Материалы газеты «Буряад - унэн - духэриг».
- Журнал «Завуч начальной школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Моя родословная"
Программа разработана на 64 часа.Дети совместно с родителями исследуют генеологию семьи, оформляют генеологическое древо....
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество» Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....