Классный час в 3 классе "Планета друзей"
классный час (3 класс) по теме
Для того, чтобы дети были ещё дружнее, чтобы у них появились настоящие друзья, нужно научить их общаться между собой, соблюдая правила общения. Я предлагаю разработку классного часа, где ребята создают свои правила общения между членами коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, проводится игра «Крестики-нолики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_planeta_druzey.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Планета друзей»
Цели:
1.Развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности, уважения, вежливости.
2.Развитие речи детей: обогащение словаря (пантомима, комплимент, деликатность).
3. Воспитание дружного детского коллектива, внимания друг к другу.
4.Включение учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.
Форма проведения: игра «Крестики-нолики»
Оборудование: игровое поле «Крестики-нолики», состоящее из 9 квадратов, карточки со словами, детские рисунки «Мой лучший друг», пословицы и поговорки о дружбе.
Ход игры
- Вступительное слово учителя.
— Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на нашем классном часе «Планета друзей».
— На наших классных часах, беседах мы пытаемся каждый раз задумываться над очень важными вопросами, которые задаём себе: «Каким должен быть человек?», «Каким я должен быть?», «Чем я должен руководствоваться в отношениях с другими?», «Что для этого я должен сделать?», «Должен ли я подчиняться правилам поведения?», «Какими должны быть эти правила?»
— Видите, сколько вопросов. И они, конечно же, не случайны. Ведь человек живёт среди людей. Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими. Как оценивает себя и своё поведение. И подтвердить эту мысль хочется словами поэта А.Межирова, которые будут служить эпиграфом к нашей игре:
«Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.»
—Вот мы с вами уже 3 года живём одной семьёй, любим говорить о том, что наша семья дружная. Хотя, если признаться честно, то по-разному складываются наши взаимоотношения. Для того, чтобы мы были ещё дружнее, чтобы у вас появились настоящие друзья, нужно уметь общаться между собой, соблюдая правила общения. Я предлагаю вам создать сегодня свои правила общения между членами нашего коллектива. А чтобы работать было интересно и эффективно, мы проведём игру «Крестики-нолики».
- —Первое, что нам нужно сделать – это разделиться на две команды: «Крестики» и «Нолики». Сейчас каждый из вас подойдёт к лототрону, вытащит билет и займёт место в своей команде. (На столах тем временем появляются таблички с названиями команд.).
- — Команды определились, теперь нам нужно выбрать капитанов. Предлагаю каждой команде в течении 1 минуты выбрать капитана. (Дети обсуждают)
- — Итак, с командирами мы познакомились. Но, как и в любой игре нам необходимо жюри, которое будет следить за работой команд и поможет нам определить победителя.
Это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— А теперь слушайте внимательно правила игры. Первое о чём мы не должны забывать – это то, ради чего мы играем.(Чтобы создать правила общения) На доске появляется табличка.
— Посмотрите на игровое поле. Оно состоит из 9 клеток с заданиями. Команда может открыть любую клетку, назвав её номер. Выполнять задание в каждой клеточке будут обе команды, команда должна будет правильно назвать одно из правил общения и тогда жюри присуждает им очко, а на поле появляется крестик или нолик. Если же команда не справляется с заданием, то есть возможность заработать очко другой команде. В конце нашей игры мы посмотрим рисунок нашего игрового поля и определим победителя. Каждое следующее задание выбираете по очереди. Хочу сразу сказать, то на поле вам встретится клеточка-сюрприз. Открыв её, команда сразу получает очко. Главное условие успешной работы в группе – быть внимательными и активными, работать быстро, слушать капитана.
Народная мудрость гласит 1 | Задачи не на сложение, а на уважение 4 | Весёлая разминка! 7 |
Давайте говорить друг другу комплименты 2 | Что такое отзывчивость? 5 | Конфликт 8 |
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, чтобы было веселей! 3 | Пантомима 6 | Поэтическая игра «Словарь волшебных слов» 9 |
Игровое поле №1
Соедините части пословиц.
— Каждая команда получает пословицы, которые нужно соединить, а затем прочитать по очереди. (Одна минута)
Народна мудрость гласит:
Кто любит добрые дела, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброго чтут, ищи доброты.
Не ищи красоты — что есть добрый.
Злой не верит, тому и жизнь мила.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Какое качество народа возносится в этих пословицах и поговорках? (доброта)
— Доброта… Что означает это слово? Сергей Ожегов в своём толковом словаре дал такое определение этому слову: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». И одним из качеств определяющих доброту является доброжелательность - желающий добро.
(На доске появляется правило: будь доброжелательным.)
— Послушайте стихотворение о доброте.
Где красота — там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа..
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись! (В.Суслов)
— Не забывайте это мудрое правило!
Игровое поле №2.
Давайте говорить друг другу комплименты.
— Знание вежливых слов, умение быть воспитанным сейчас нам пригодится для того, чтобы говорить друг другу комплименты.
— А что это слово означает?
Игра состоит в следующем: улыбаясь, поворачиваясь друг к другу, говорим комплименты.. А жюри следит за тем, все ли в команде умеют говорить комплименты. Если команда будет молчать, то есть возможность назвать комплимент другой команде.
— Какое правило общения вы узнали? (Умение говорить комплименты)
Послушайте, что сказал о комплиментах поэт Б.Окуджава.
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
— Жюри обсуждает результаты двух конкурсов.
Игровое поле №3.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
— Послушайте частушки в исполнении фольклорной группы. Это подарок для всех вас.
1.Мы частушки про наш класс 6.В декабре олимпиада
Пропоём для вас сейчас. По математике была.
Если будут хороши – Наша Ира Мукомел
Хлопайте нам от души! Много баллов набрала.
2.Наша Вика хороша. 7.Антон очень добродушный
У ней добрая душа. Молчаливый и послушный
Только очень уж скромна В классе он старательный
И застенчива она. И всегда внимательный.
3.Ну, а Ксюша хохотушка. 8.Артём очень много знает,
Непоседа и резвушка. Интересно рассуждает.
Лучше всех она читает – Книжки любит он читать
Стать артисткою мечтает. И в компьютере играть.
4.У доски стоит Катюша, 10.Мы весёлые частушки
Пишет предложение. Вам исполнили сейчас
Быстро, грамотно, красиво – О себе, о дружбе нашей
Просто загляденье. И о кое-ком из нас.
5.А Егор – душа девчат. 9. В классе Настя есть у нас
На него лишь все глядят. Не девчонка – просто класс!
Умный, честный, вежливый. Умная, примерная
Подаёт надежды он. И повсюду первая.
— Спасибо, ребята за подарок. Нам очень приятно было услышать от вас добрые слова.
Игровое поле №4.
Задачи не на сложение, а на уважение.
- Одна девочка жаловалась маме:
— Во дворе один мальчик зовёт меня Лидкой.
— А как ты его зовёшь? – спросила мама.
— Я ему просто кричу: «Эй ты!»
Скажите, права ли Лида?
3.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Мальчик допустил 4 ошибки. Какие это ошибки?
(Не следовало кричать, а надо спросить спокойно: «Который сейчас час?» Пожалуйста, спасибо.
4.Два мальчика,8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
2.Рассказывая о чём-то интересном, не размахивай изо всех сил руками, т.к. при этом ты можешь…..
— О каком правиле общения не надо забывать? (уважение)
Проявляй уважение, …
— Дадим возможность жюри подвести итоги. А пока послушаем удивительный музыкальный инструмент – скрипку. Н.Ниязи «Колыбельная», исп. Погосян Давид, концертмейстер – Кудряшова Е.В., преподаватель – Носова О.С.
— Слово нашему ЖЮРИ.
Игровое поле №5.
Что такое отзывчивость?
— Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой»
— Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке
Дочь удивилась:
— Мёрзнешь ты и в летние денёчки?
— Ты не поймёшь, ещё мала, —
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:— Я поняла!—
И тащит одеяло.
1. Нужно ли маме одеяло?
2. Как отогреть маму?
3. Назовите ласковые слова для мамы.
«Рукавички я забыла» А.Л.Барто
На бульваре снежный бой,
Здесь и я – само собой.
Ой, что было, ой, что было?
Сколько было хохота!
Рукавички я забыла –
Вот что было плохо-то!
Вдруг девчушка лет восьми говорит:
— Возьми! Возьми! –
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
— Буду левой бить пока,-
Мне кричит издалека.
Я в блаженстве плаваю,
Грею руку правую.
Снежный бой, снежный бой.
Здесь и я — само собой.
Все в атаку напролом!
Из снежков метелица.
Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.
— Чему учит это стихотворение? (отзывчивости) Как нужно относиться друг к другу? (с участием, заботой)
…..отзывчивость (легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь)
Игровое поле №6.
Пантомима.
— Что такое пантомима? (представление без слов, с помощью жестов, мимики)
Каждая команда получает задание изобразить настроение, чувства, эмоции, которые присущи конкретной ситуации, без слов, при помощи мимики и жестов.
- Нахмуриться, как осенняя туча. (всей команде)
- Изобразить детей, которые смотрят весёлые мультфильмы.
- Изобразить «Остров плакс».
- Изобразить думающих учеников во время урока.
- Улыбнись, как солнышко.
- Изобразите учеников, которые получили по всем урокам «5».
(задание на листочках, команды их по очереди вытягивают)
— Важна ли мимика и жесты при общении? (ответы детей)
— В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, т.е. как бы читать людей, настраиваясь на положительное общение. Только когда мы будем чутко и внимательно относиться друг к другу, тогда мы сможем понять и оценить, что чувствует собеседник, его эмоции, переживания. Поэтому во взаимоотношениях нужно проявлять чуткость и внимательность.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
— У нас открыты три клеточки.
—А теперь слово нашему жюри.
Игровое поле №7.
Весёлая разминка!
— Вы открыли ещё одно поле – сюрприз. Наверное, по названию вы уже догадались, что мы будем отдыхать. Я предлагаю вам встать и подвигаться. Из нашего алфавита (нравственно или безнравственно) я буду называть качество, а вы - выполнять движения: если качество положительное – подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши один раз, если отрицательное – два раза топнуть ногой , присесть и сразу встать.
(Аккуратность, безразличие, благородство, верность, грубость, вежливость, жадность, жестокость, искренность, клевета, лень, милосердие, нежность, ненависть, сочувствие.)
Игровое поле №8.
Конфликт.
— Какое интересное слово. Как вы его понимаете?
— Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Послушайте стихотворение С.Погорельского «Два друга» и попытайтесь ответить на вопрос: «Как быть, если ссора уже произошла?».
Побил меня Гуляев Колька: Хотели вместе мы по свету
Зачем снежком я запустил? Поплавать вдоль и поперёк…
Но я реветь не стал нисколько, Ах, Колька, Колька, - что ж ты это?
Я молча слёзы проглотил. Такую дружбу не сберёг?
Пришёл домой, захлопнул двери. Ты не сберёг мечты хорошей,
Ничком свалился на кровать. И вот всему конец теперь!...
А я-то в нашу дружбу верил!... Но чьи шаги у нас в прихожей?
Но больше дружбе не бывать! Кто приоткрыл тихонько дверь?
А собирались всем делиться, Да, это Колька – так несмело
Как настоящие друзья! Вошёл с поникшей головой:
На теплоход один проситься: — Прости уж! Сердишься? За дело!
Матросом – ты, матросом – Я! Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь.
— Как же быть, если ссора уже произошла?
— Я хочу вам дать советы: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Человек становится сварливым, несдержанным, злым.
Во время спора будьте сдержанными, тактичными. Никогда никого не упрекайте. Но если всё-таки упрёки прозвучали, и ссора состоялась – миритесь.
— Чему нас научило это стихотворение? (никогда не ссориться, быть сдержанными, тактичными)
(Отрывок из стихотворения Расула Гамзатова)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Может друг твой сам поторопился
Ты судом поспешным не греши. И тебя обидел невзначай,
Гнев на друга может быть мгновенный Провинился друг и повинился,
Изливать покуда не спеши. Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Игровое поле №9.
Поэтическая страничка «Словарь волшебных слов».
— Каждая команда должна закончить своё предложение.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).
4. Мальчик, вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста).
6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …(до свидания).
- О каком правиле общения мы говорили в этом задании? (о вежливости)
— Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Спасибо, пожалуйста, будьте любезны. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Итог: При общении очень важно быть вежливым.
— Подошла к концу наша игра. Раскрыты все клеточки. Жюри подводит итоги, а мы слушаем чудесную музыку П.И.Чайковского. «Немецкая песенка», исполняет Мозжухина Саша, преподаватель – Кудряшова Е.В.
Подведение итогов.
— Прежде чем выслушать жюри, давайте вспомним какая цель была у нашей игры. (создать правила общения в нашем классе)
— Удалось ли нам это?
— Прочитайте хором наши правила общения.
— А сейчас я предлагаю вам эти правила записать на листочках, которые приготовлены у вас на столах. Эти правила общения вы положите в свои дневники, и всегда будете стараться их придерживаться. И тогда у вас непременно появятся настоящие друзья Поэтому планету Земля можно назвать «Планетой друзей»
— Слово ЖЮРИ.
(Исполнение песни «Дорога добра», сл.Ю.Энтина, муз. Мешкова)
Список литературы
1.Козлов Э., Петрова В.. Хомякова И. Азбук нравственности.// Воспитание школьников. – 2004-2007. - №1-9.
2.Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. М.: Просвещение, 2010. – 68с.
3.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. – 108с.
4.Сатуалдыпова Б.И. Друзья-товарищи.// Завуч начальной школы. – 2011. - №2. -31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Наши верные друзья"
Классный час «Наши верные друзья»Класс: 2 Цели:познакомить учащихся с историей, назначением и разными видами светофоров;научить учащихся переходить улицу по зелёному сигналу светофора...
классный час 1 класс. Друзья
Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень – очень давно....
Классный час "Животные - наши друзья"
Цель данного мероприятия: привить любовь и ответственное отношение к "братьям нашим меньшим"...
Классный час "Наши меньшие друзья"
Цель данного классного часа: довести до сознания детей мысль об ответственности, которая ложится на хозяев с появлением животного в доме. ...
Классный час "Наши верные друзья". 1 класс
Данное мероприятие знакомит детей с породами собак, с историями знаменитых животных, способствует формированию у детей любви к животным и ответственному отношению к братьям нашим меньшим. В конце заня...
Классный час «Когда мои друзья со мной»
Данное мероприятие расчитано на учеников 3 класса. Благодаря проживанию ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, ребята на собственном примере видят модели эффективного общения в различных ситуациях....
Классный час "Наши главные друзья - светофоры"
Классный час проводится в 1 классе, с целью пропогандирования ПДД, знакомит с историей светофоров....