Программа Здоровье
классный час (1,2,3,4 класс) по теме
Воспитательная работа с 1 по 4 класс проходит через программу "Здоровье". Данная программа существенно помогает составлению ежегодных планов воспитательной работы, а главное целенаправленная работа по оздоровлению учащихся приносит свои результаты по улучшению качества образования и воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «ЗДОРОВЬЕ». 2004 – 2008 г.
Овчинникова Л.В.
Пояснительная записка
Обстановка общего кризиса социально – политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - всё это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.
По выражению академика Амосова, « чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Ещё в ХIХ веке была высказана мысль, что со временем многие болезни будут расцениваться как следствие низкой культуры, отсталости, и потому болеть будет считаться позорным. К сожалению, это время пока ещё не пришло.
Вспоминается невесёлая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру ». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства. Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья детей. Наряду с тем, что значимость и деятельность школы как учебного заведения, призванного дать знания, сохраняется, всё большее значение приобретает социально – психологический фактор, охрана здоровья, укрепление атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
В последнее время показатели состояния здоровья населения ухудшаются. Особую тревогу вызывает здоровье детского населения. По данным опроса школьников лишь 15% регулярно выполняют утреннюю гимнастику. Занимаются в спортивных секциях – 13 % . Школа вынуждена заниматься в две смены, школьная мебель не соответствует анатомо– физическим особенностям ребёнка, температурный режим не соблюдается, питание не всегда витаминизировано. Высокая учебная нагрузка в школе диктует необходимость расширения занятий детей физической культурой и спортом. Однако при наличии в школе 1 спортивного зала эта проблема не решается.
При поступлении в первый класс из медицинских карточек видно, что пришли дети с ослабленным здоровьем. Медицинский осмотр в первом классе показал следующее: 1 -ребёнок инвалид, 4- с гиперкинетическим синдромом, 6 – нарушение осанки, 3 -с ослабленным зрением, 3- ожирение, после операции были двое, аденоиды –2, дисфункция слуховых труб -1, плоскостопие –1.
Перед учителем встала задача проводить уроки с учётом индивидуальных особенностей детей, применяя здоровьесберегающие технологии. Особое значение приобретает разъяснительная работа с учащимися, родителями о важности воспитания у них привычки бегать, кататься на лыжах, коньках, совершать прогулки, выполнять утреннюю гимнастику.
Программа « Здоровье» имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проблемы: наличие в классе ребёнка – инвалида, ослабленных и больных детей, низкий уровень сформированности коммуникативных способностей, проблемы межличностного характера
Задача программы: пропаганда и формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
Цель программы: сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.
Возраст участников программы : 1 – 4 класс
Сроки реализации программы: 2004 – 2008 годы
Ожидаемые результаты: снижение уровня заболеваемости детей, формирование здорового образа жизни в семье.
Основные направления реализации программы:
- физкультурно – оздоровительное;
- социально – психологическое;
- медико – просветительское;
- работа с родителями.
Организационные мероприятия:
- Изучение медицинских карт учащихся, беседы с родителями ( анамнез ), консультация медицинских работников.
- медицинский осмотр в 1, 4 классах.
- доведение до сведения родителей показателей состояния здоровья детей.
Создание оптимальных условий для сохранения здоровья учащихся в процессе воспитательной и учебной деятельности
1.Использовать методы психологической диагностики для психотерапевтической коррекции неврозоподобных состояний, девиантного поведения учащихся, предупреждению стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;
2.Пропаганда не медекаментозных методов оздоровления: закаливание, точечный массаж, занятия хатха йогой, ионизаторы воздуха.
3. Обязательное проведение физических минут на каждом уроке, зарядки перед уроками.
- Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции.
- проведение тематических классных часов по проблемам здоровья, профилактики вредных привычек, приобретению навыков ЗОЖ
Методы работы:
. Сказкотерапия
. Тренинговые занятия
. Занятия по нравственному и половому воспитанию
. Классные часы по ЗОЖ
. Валеологические занятия
. Психологические классные часы
. Психологическая диагностика
. Педагогический всеобуч родителей
Формы работы:
. Индивидуальная
. Групповая
. Коллективная
Реализация программы осуществляется через взаимодействие следующих участников: классный руководитель, родители, психологическая служба, учителя физкультуры и хатха йоги, медицинский работник, преподаватель музыки, и направлена на сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.
Критериями эффективности программы является:
. Снижение заболеваемости в классе
. Формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ
. Развитие коммуникативных навыков
. Уменьшение конфликтных ситуаций
. Устранение барьеров в общении
. Снижение уровня агрессии
. Соблюдение норм поведения и режима дня
Модель выпускника начальной школы:
В личности учащегося должны проявляться:
Самоконтроль, саморегуляция поведения, общественная активность, ответственность, коммуникабельность.
Ученик делает выбор в пользу ЗОЖ, бережно относится к своему здоровью, умеет организовать свой учебный труд, ценит отношения с одноклассниками, друзьями, активно участвует в коллективной творческой деятельности, готов к развитию интеллектуальных способностей и творческого потенциала, умеет самостоятельно принимать решения в пользу ЗОЖ.
Занятия по нравственному и половому воспитанию
1 – 2 классы
- Где я был, когда меня не было? Как я был «космонавтом». История появления человека на свет.
- Из чего сделаны девочки? Из чего сделаны мальчики? Красивые девочки, сильные мальчики. Быть девочкой – это…Быть мальчиком – это..
- История одежды девочек и мальчиков. Как одеваются девочки и мальчики сегодня. Что нравится надевать девочка и мальчикам?
- О дружбе девочек и мальчиков. Сор, сор – никогда! Мир, мир – навсегда! Как научиться не обижать друг друга, как научиться прощать и просить прощение.
- О детском одиночестве и о путях его преодоления.
6,7 Невидимые враги человека, которые ему мешают жить( нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики)
8,9 Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе.
10. Азбука поведения.
3 – 4 классы
1.Что значит быть мужественным? Что значит быть женственной? За что уважают мужчин и женщин?
2.Как находить себе друзей и подруг? Кто настоящий друг или подруга? Дружба девочек и дружба мальчиков.
3. Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства?
4.Какого человека называют бесчувственным? Что такое чувства? ( Обида, страх, злоба, гнев, добро, дружба, любовь)
- Кем я хочу стать? Мужские и женские профессии.
7 –8 Проблемы, которые решают взрослые в семье. Мои « хочу» и мои « надо»
9 – 10 Мы строим дом. Выходной день в семье. Мои интересы и возможности.
Темы классных часов:
1 класс
Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело.
Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться.
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
2 класс
Что значит: быть здоровым человеком?
Шалости и травмы.
Чем можно отравиться?
3 класс
Путешествие в страну Здоровья.
Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода.
Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
Говорим мы вам без смеха, чистота – залог успеха.
4 класс
Вредные привычки.
Здоровье девочки.
Здоровье мальчика.
О пользе зарядки.
Валеологические занятия по формированию культуры здоровья
Моё тело.
Мои эмоции.
Как люди отдыхают.
Погода и одежда.
Как не заболеть, когда другие болеют.
Как правильно пользоваться лекарствами.
Я и моя семья.
Я и мои друзья.
Спокойствие, только спокойствие!
Я и моя безопасность.
Волшебная скорая помощь.
Психологические классные часы
Качества человеческого ума. Ум человека. Как его развить?
Тренировка памяти. Как развить хорошую память?
Учимся представлять и фантазировать.
Слушать – слышать, смотреть – видеть, понимать – делать вывод.
Что такое мой характер?
Как научить себя учиться?
Окна моего дома. Что они значат в моей жизни?
Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов …
Чувство юмора в жизни человека. Как научиться радоваться жизни?
Конфликтный человек. Какой он?
Как научиться быть любимым?
Какие качества человека помогают ему в трудных жизненных ситуациях?
Тренинги:
1 класс – Адаптация детей к школе
2 класс – Дружный ли наш класс?
3 класс – Развитие мыслительных процессов.
4 класс – Адаптация к пятому классу.
Участие детей в общественной жизни школы:
1 класс – День Бегуна, соревнования по шашкам, Спартакиада, Весёлые старты с воспитанниками ДОУ « Солнышко», уроки Сказкотерапии.
2 класс – участие в районной научно – краеведческой конференции « Мы за ЗОЖ», выступление на классных часах в других классах « Умей сказать – « НЕТ!», участие в конкурсе плакатов, вовлечение всех учащихся в соревнования по шашкам
3 класс – выступление с агитбригадой в школе « Умей сказать - НЕТ», участие в научно – практической конференции « Шаг в будущее», городские соревнования по шашкам,
4 класс – пропаганда ЗОЖ, участие в конкурсах, викторинах
Родительские собрания:
1 класс – Я и он: как жить в гармонии с ребёнком.
Индивидуальные особенности развития ребёнка 7 –8 лет.
Развитие коммуникативных навыков для успешной социализации ребёнка.
Развитие эмоционального мира первоклассника
2 класс – « Я и мой ребёнок» поиски взаимопонимания
Чувства родителей и детей. Душевное здоровье ребёнка.
Наказание и поощрение.
Утомляемость ребёнка и как с нею бороться.
3 класс – Если ваш ребёнок часто болеет
Как развивать память ребёнка
Подвижные и медлительные дети.
4 класс – Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
Как научить дочь или сына говорить « нет»
Выбор дальнейшего пути.
Спортивные праздники с участием родителей
Оборудование классного кабинета:
1.Приобретение ионизатора воздуха с помощью родителей.
2. Покупка электрочайника для кипячения воды.
3. Выписать в класс плакаты по ЗОЖ и ОБЖ
4. Покупка шашек в класс для игры на переменах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"
Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы. Прогнозируемый результат...
Проект программы "Здоровым быть здорово!"
Программа на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....
Игровая программа "Здорово быть здоровым"
Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....
Классный час во 2 классе по программе «Здоровье»: раздел «Питание и здоровье»
"Здоровье в саду и на грядке"...
Программа «Здоровым быть здорово!»
Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...
Воспитательная программа "здоровому всё здорово".
Воспитательная работа с классом....
Методические рекомендации по реализации программы "Здоровое питание" Разработка сценария " Знатоки здоровой пищи"
Планирование по теиам раздела, разработка занятия....