классный час"Если скажут слово Родина..."
классный час (2 класс) по теме

Сорокина Татьяна Александровна

Данный материал будет полезен учителю начальных классов при подготовке и проведениии

  • классног часа;
  • урока по окружающему миру;
  • внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncpekt_rodina.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

-развивать познавательный интерес к своей Родине;
-дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
-воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Подготовительная работа: 

  1. найти и записать и выучить пословицы о Родине;
  2. выучить стихи о Родине;
  3. написать сочинение на тему «Моя Родина»;
  4. нарисовать рисунки на тему «Я и моя Родина».

Оборудование: изображения российской символики, изображения гербов других государств, иллюстрация к сказке, макеты российского флага, грамоты победителям конкурсов рисунков, пословиц, сочинений о Родине.

Оформление: детские рисунки, на доске запись «Если скажут слово Родина…», в классном уголке соответствующий материал.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске, подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на классном часе. (Ответы детей. О Родине.)

- Что такое Родина?  Пусть каждый желающий, передавая глобус, назовет слово на тему «Родина», (Наша страна Россия, наш край, , родной дом, улица, школа, природа, люди, живущие рядом, животные и растения.)

II .  Поэты о Родине.

Все слова, сказанные вами очень красивые и дорогие для каждого человека. Давайте послушаем как поэты выражают свои чувства к Родине?

Ф.Савинов. «Родина».

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

С.Прокофьев. «Родина».

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.

Н.Забила. «Наша Родина».

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.

Х.Мухамедьяров. «Отчизна».

Шире океана
Ты, моя страна!
Как цветок, прекрасна,
Велика, сильна!
Над моей страною
Солнца яркий свет,
Ярко звёзды светят,
И числа им нет!
Надо мною небо
Дивной красоты,
Мне дано, как птице,
Счастье высоты!
Я тебя, Отчизна,
Не отдам врагу!
Без тебя, родная,
Жить я не могу!

М.Матусовский. «С чего начинается Родина?.».

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

 Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина...

 Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды -

Звезды мира над Кремлем.

Берегите Россию

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

К. Синицын

III. Знакомство с государственными символами

Учитель.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Россия - самая большая с грана на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государ ство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

  1. Как вы думаете – сколько человек проживает в России!

  1. А как назвать нас всех , кто является гражданами России?

      Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они яв ляются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как и все символы, они

     Жизнь нашу отражают.

 Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изо бражаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных до кументах. (Показываеат монету.) Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?

Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита ясного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава.  Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это мл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди и орла помещен красный щит с изображением всадника. - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами вьется синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона ногами.

                    Ученик:

 На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

 Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

 Вот и взирает птица-царь

 В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

 И всадник на коне верхом,

 И змей, копьем сраженный

Герб России символизирует красоту и справедливость, победы

 над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

Дети рассказывают сказку:

1.   В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома.

2.Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей.

3.Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на

съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери.

4.Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, с сразился со змеем и победил его.

Наш герб

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

 Вот леопард, орел двуглавый,

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный

-Чтоб с государственных гербов

 Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая.

 Подобье потеряв свое,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

С. Маршак

Учитель. Еще один важный символ нашего государства - флаг

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

 В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

 Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

 А также девица красна,

 Ведь красный - это красота

. И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

УЧИТЕЛЬ:

       Много веков тому на вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты земли. Государственный флаг означает единство страны.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, Придавая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых - «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета -зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг - трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность  и правду, красный - огонь и отвагу.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей Стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил.

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Учитель: Где вы слышали исполнение гимна?

IV. Конкурс сочинений о Родине.

   Вы ещё только второклассники, но вы уже настоящие граждане своей страны. Родина заботиться о вас: вы имеете возможность получать бесплатно знания, посещать различные кружки и секции, можете поправить своё здоровье в больнице или съездить в санаторий и ,наконец, вы живёте под мирным небом.

- Как вы думаете, а наша Родина нуждается в нашей заботе? (Ответы детей)

Давайте подведем итог наших конкурсов рисунков и сочинений о Родине.

- Попробуем наработать правила заботливого отношения к Родине. 

  1. Хороший гражданин с любовью, уважением, с большой заботой относится к близким людям, к семье. Он уважает труд людей и гордится этим.

  1. Хороший гражданин – это хороший человек, бережно относится к игрушкам, учебным принадлежностям, книгам, тетрадям, ко всем окружающим предметам.
  2. Хороший гражданин всегда придёт на помощь другому человеку.
  3. Все мы граждане нашей Родины, члены нашего общества, большой семьи. Вокруг нас наши товарищи, наши друзья. Взаимная помощь и забота о них, уважение к человеку – основной закон нашего общества.
  4. Хороший гражданин является патриотом. Он любит свою семью, свой дом, свою школу, свою улицу, свой посёлок, родную природу. Он бережно относится к природным богатствам, зелёным насаждениям, животным, птицам.
  5. Хороший гражданин, патриот участвует в благоустройстве, озеленении своего двора, улицы, территории школы, принимает посильное участие в труде взрослых.
  1. Исполнение песни о Родине

В заключении я хочу попросить вас спеть песню о Родине, которую вы разучили на уроках музыки. 

  1. Итог занятия.

- Пришло время подвести итог. Подумайте, какие чувства возникали у вас во время классного часа? (Ответы детей).

- Что в вас изменилось?

Министерство образования и науки КБР

Управление образования  администрации городского округа Прохладный КБР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №3»

КЛАССНЫЙ ЧАС

на тему

( в рамках работы стажировочной площадки ФЦПРО)

                                                                                                           

                                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                   Сорокина Т.А.

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                            высшей категории

                                                                                17.12.2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Самые дорогие слова: Родина, мир, труд"

Очень интересны получился классный час, создана презентация- проект Достопримечательности города Соликамска....

Классный час "если скажут слово Родина...", 2 класс.

Данная разработка поможет педагогу в короткие сроки подготовиться к классному часу по актульной теме"Если скажут слово Родина". На сегодняшний день патриотическое воспитание является главенствующим ас...

Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....