Воспитательная программа
рабочая программа (4 класс) по теме

Закалашвили Зоя Заликоевна

Основные аспекты воспитательной программы - приобретение детьми жизненных (практических и нравственных) навыков; ежедневное, совместно с педагогом, преодоление обыденных труд­ностей; единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает новый смысл, содержание и формы: воспитанникам не навязывают готовые образцы поведения, нет принудительной организации свободного времени -ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

п.Росляково ЗАТО  г.Североморск

Утверждаю

Директор МОУСОШ №4

_______В.М.Запорожская

__________2008 года

Воспитательная программа

"Твори, выдумывай, пробуй!"

(программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет)

Срок реализации программы:4 года

Содержание

Содержание        

Пояснительная записка        

Основное содержание        

Рейтинговая система поощрения учащихся        

Система учета индивидуальных достижений обучающихся «Мои успехи»        

Оценка эффективности программы        

Литература:        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        

Приложение 4        

Приложение 5        

Приложение 6        

Приложение 7        

Приложение 8        

Пояснительная записка

Основные аспекты воспитательной программы "Твори, выдумывай, пробуй!!"- приобретение детьми жизненных (практических и нравственных) навыков; ежедневное, совместно с педагогом, преодоление обыденных труд ностей; единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает новый смысл, содержание и формы: воспитанникам не навязывают готовые образцы поведения, нет принудительной организации свободного времени -ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими.

Побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие "малых талантов", которые есть у каждого ученика. Принцип воспитания успехом становится ведущим. Суть этого принципа в том, что педагог, работая с ребен ком, должен стремиться как можно лучше узнать его особенности и главное - выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.

Задачи программы:

  1. создание условий для самовыражения обучающихся;
  2. формирование "образа успешного человека";
  3. интеграция учебной деятельности и воспитательной работы;
  4. развитие у детей мотивации к участию в делах школы;
  5. содействие развитию инициативы и творческой активности школьников;
  6. развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследователь ской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, личностно-адаптивной).

Идеология программы "Твори, выдумывай, пробуй!!" опирается на следующие положения:

  1. механизм развития личности - это состязание в творчестве: от совмест ного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
  2. успешность-необходимое условие: психологического благополучия школьников; включения учащихся в деятельность; развития духовно-ценностной ориентации человека и его со циализации;

•        самореализация личности, подкрепленная творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии лич ности, формируют готовность школьников к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Основное содержание

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие в сотрудничестве с педагогом творческих и организаторских умений учеников. Опорными моментами выступают:

  1. совместное планирование творческого дела;
  2. ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения твор ческого дела;
  3. распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Работа ведется по направлениям, представленным в табл. 1

Таблица 1

Направления

Содержание

«Быть отличником хочу!»

Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ)

«Вырастим себе друзей!»

Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличност ных отношений)

«В царстве красоты»

Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации)

«Живое рядом»

Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем)

«Здоровому  все здорово»

Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро вья)

«Я – гражданин России»

Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения)

«Праздник для души»

Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха)

«Азбука безопасного поведения»

Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

Направления воспитательной работы, формы внеклассной деятель ности, прогнозируемые результаты представлены в табл.2.

Таблица 2

Задачи направления

Формы внеклассной работы

Прогнозируемые результаты

«Быть отличником хочу!»

  1. вырабатывать у школьников навыки учебного труда, системно и целенаправленно способствовать овладению учебными действиями, приемами контроля и саморегуляции;
  2. содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребенка;
  3. развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

  1. интеллектуальные игры;
  2.         устные журналы;
  3.         конкурсы чтецов;
  4.         предметные недели;
  5.         викторины, турниры;
  6.         предметные олимпиады и др.
  1. развитие потребности в самостоятельном добывании новых знаний;

•увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.

«Вырастим себе друзей!»

•        способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;

•        знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;

•        развивать коммуникативные навыки.

  1. интерактивные игры;
  2. «час интересного общения»;
  3. практикум по культуре поведения;
  4. ролевые игры;
  5. оформление альбома «Словарь вежливых слов»;
  6. уроки этикета и др.
  1. овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками;
  2. овладение культурой поведения в конфликтных ситуациях;
  3. умение делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях отстаивать его.

«В царстве красоты»

•        создавать условия для проявления учащимися творческой индивидуальности;

•        прививать интерес к выполнению трудовых поручений;

•        развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

  1. творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок;
  2.         ярмарки талантов;
  3.         выставки поделок;
  4.         трудовые десанты, рейды;
  5.         социальные проекты и др.
  1. умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты;
  2. овладение учащимися навыками самообслуживания.

«Живое рядом»

  1. формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  2. воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
  3. формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

•        обучать психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

  1. азбука экологических действий;
  2. аукционы знаний, например о цветах, животных и др.;
  3. вернисаж «Человек и природа»;
  4. тематический день, например День птиц, День животных, День рыб и др.;
  5. экологические игры;
  6.         конкурсы на лучший творческий проект о природе.

  1. готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.

«Здоровому все здорово»

  1. способствовать развитию у учащихся понимания ценности физической культуры в общекультурном  профессиональном и социальном развитии человека;
  2. расширять знания о социально-биологических, психологических основах
  3. здорового образа жизни;
  4. воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию
  5. и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

•        формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

  1.         праздники здоровья и спорта;
  2.         Дни здоровья;
  3.         спортивные соревнования;
  4.         ведение книги спортивных рекордов;
  5.         спортивные викторины;
  6.         фестивали спортивной песни и др.

•        понимание значения физической культуры в жизни;

•        овладение практическими и теоретическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья;

•        умение использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.

«Я – гражданин России»

  1. помочь учащимся усвоить нравственные нормы и правила;
  1. углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о род ном крае, своей семье;
  2. воспитывать гордость за Родину, уважение к патриотам, защитникам земли русской;
  3. способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

воспитывать у учащихся активную жизненную позицию

  1.         уроки мужества;
  2.         организация встреч с ветеранами;
  3.         торжественные линейки памяти;
  4.         Дни воинской славы;
  5.         тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»;
  6.         сбор материала по истории школы и др.

•        усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных по нятий и норм поведения.

Этапы реализации программы представлены в табл. 3

Таблица 3

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

I этап

 Диагностиче ский

1  Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса.

 2. Диагностика личностных качеств, интересов учащихся,

педагогов, родителей, состояния условии и постановка проблемы.

Сентябрь-март первого года реализации

программы

(2008-2009 уч . г)

Классный руководитель,

психолог,

социальный педагог

II этап

 Прогностический

1. Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

 2. Предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни  класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела

Второй год реализации программы

(2009-2010 учебный год)

Классный руководитель,

педагог-организатор

III этап

 Организацион ный

1. Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год).

 2. Реализация концепции программы.

3. Развитие классного коллектива, рождение коллективных традиции. 4. Выступления на совещаниях, педагогических советах,

посвященных системе воспитания

Третий год реализации программы(2010-2011 учебный год)

Классный руководитель

IV этап

       Практический

1. Создание системы воспитательной работы.

2. Преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы.

 3. Укрепление и накопление классных традиций.

4. Усиление внимания к развитию личности обучающихся.

5. Отработка единой воспитательной системы класса.

 6. Анализ результатов мониторинга воспитательной работы

I полугодие четвертого года

реализации программы (сентябрь-декабрь 2011 г)

Классный руководитель

V этап

        Обобщающий

1. Создание новой социальной среды во внеклассной работе.

3. Анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действии

Март – октябрь 2012 года

реализации программы

Классный руководитель

 

Рейтинговая система поощрения учащихся

Инициативы учеников поддерживаются через разнообразные формы по ощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Учащиеся поощряются по итогам года по результатам рейтингов и отдельных значимых мероприятий (табл. 4).В направлениях выявляются победители и призеры.

Таблица 4.

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Четвертные и годовые оценки. "4" и "5" по всем предметам

Количество "4" и "5": • если больше"4", чем "5", начисляется 30 баллов за каждую четверть и год; • если больше "5", чем "4"- 40 баллов; • если одна или две "4" остальные оценки "5" - 50 баллов; • одни "5" -60 баллов

Анализ классного журнала

Участие в олим пиадах, творче ских, экологиче ских и других конкурсах, спор тивных соревнова ниях, социальных проектах

Результативность участия в мероприятиях Школьный уровень: 3 место - 1 0 баллов; 2 место - 1 5 баллов; 1 место - 20 баллов; участие - 5 баллов. Муниципальный уровень: 3 место - 25 баллов; 2 место - 30 баллов; 1 место - 35 баллов; участие - 10 баллов. Региональный уровень: 3 место - 40 баллов; 2 место - 45 баллов; 1 место - 50 баллов; участие - 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место - 55 баллов; 2 место - 60 баллов; 1 место - 65 баллов; участие - 30 баллов

Мониторинг, проводимый зам. директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективного творческого дела и участие в нем: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел

Наблюдение, опрос

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Анкетирование, наблюдение

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по итогам анкетирования и наблюдения классного руководителя

Мониторинг, проводимый зам. директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе

Участие в трудо вых делах

Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел

Наблюдение, опрос

Участие в экологи ческих акциях

Результативность участия в школьных социальных проектах "Открытка ветерану", "Подарок ветерану" и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел

Наблюдение, опрос

Участие в школь ных социальных проектах

Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел

Наблюдение, опрос

Выявление орга низаторских способностей

Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел (рейтинг популярности)

Наблюдение

Отсутствие нару шений на дорогах

Отсутствие информационных писем ГИБДД, подтверждающих нарушение. Если таковые имеются, ученик не может претендовать на победу

Статистика ГИБДД, наблюдение

Система учета индивидуальных достижений обучающихся «Мои успехи»

С первого года обучения (сентябрь 2008 г) в период безотметочного обучения у каждого обучающегося  ведется портфолио «Мои успехи» см Приложение 1 .        

        Портфолио – это слово в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

        Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, коммуникативной).

 Цели создания портфолио:

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, а также необходимыми компетенциями (коммуникативными, информационными);

- документально демонстрировать весь спектр способностей, культурных практик, интересов, склонностей.

 Задачи:

  1.  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  2.    закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
  3.     содействовать индивидуализации образования школьников;
  4.  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  5.     расширить возможности обучения и самообучения;
  6.     поощрять активность, самостоятельность учащихся.

 Структура и содержание портфолио.

        Портфолио достижений ученика складывается из трёх основных разделов: «портфолио документов», « портфолио работ», « портфолио отзывов».

 «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений школьника на международном, федеральном, региональном, муниципальных уровнях – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, тестированиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов), документы об участии в грантах.

  «Портфолио работ» - совокупность творческих, исследовательских, проектных работ ученика, участие в научных, научно – практических конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения, участие в различного рода практиках. Этот раздел содержит приложение самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий.

 « Портфолио отзывов» -  это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителям, родителям, письменный анализ отношения самого ученика к своей деятельности и её результатам. Включает в себя заключения, рецензии, отзывы, рекомендации, резюме, эссе.

Принципами создания и ведения портфолио являются добровольность, доступность, наглядность и самостоятельность для всех участников.

 Работа над портфолио может осуществляться во внеурочное время. По необходимости ребенок пополняет портфолио, количество страниц  не ограничено.

Оценка эффективности программы

Оценить эффективность программы можно с помощью различных диагностических методик (табл. 4), учитывая такие показатели, как:

  1.         сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциалов личности учащегося;
  2.         удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  3.         сформированность классного коллектива.

 

 

 

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1.        Освоение учащимися образовательной программы.

2.        Развитость мышления.

3.        Познавательная активность учащихся.

4.        Сформированность учебной деятельности

Школьный тест умственного развития. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (далее - МЭОП и СУ). Педагогическое наблюдение

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

  1. Нравственная направленность личности.
  2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте".

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы".

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис",

"Ситуация свободного выбора".

Метод ранжирования.

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"),

 "Магазин",

"Золотая рыбка", "Цветик-семицветик»

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1.        Коммуникабельность.

2.        Сформированность коммуникативной

культуры.

3.        Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. МЭПО и СУ. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика:

1.        Развитость чувства прекрасного.

2.        Сформированность других эстетических

чувств

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин",

"Золотая рыбка",

 "Цветик-семицветик»

педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика:

1.        Состояние здоровья.

2.        Развитость физических качеств

Статистический медицинский анализ состояния здоровья

ученика.

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе:

1.        Комфортность пребывания ребенка

в школе.

2.        Эмоционально-психологическое положение ученика в классе

Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе".

Социометрия

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью".

Сформированность классного коллек тива:

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
  2. Развитость самоуправления.
  3. Сформированность совместной деятель ности

Социометрия

Литература:

1.        Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

2.        Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

3.        Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

4.        Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

5.        Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

6.        Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

7.        Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

8.        Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...