Воспитательная программа
рабочая программа (4 класс) по теме
Основные аспекты воспитательной программы - приобретение детьми жизненных (практических и нравственных) навыков; ежедневное, совместно с педагогом, преодоление обыденных трудностей; единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает новый смысл, содержание и формы: воспитанникам не навязывают готовые образцы поведения, нет принудительной организации свободного времени -ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 50.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
п.Росляково ЗАТО г.Североморск
Утверждаю
Директор МОУСОШ №4
_______В.М.Запорожская
__________2008 года
Воспитательная программа
"Твори, выдумывай, пробуй!"
(программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет)
Срок реализации программы:4 года
Содержание
Рейтинговая система поощрения учащихся
Система учета индивидуальных достижений обучающихся «Мои успехи»
Оценка эффективности программы
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Пояснительная записка
Основные аспекты воспитательной программы "Твори, выдумывай, пробуй!!"- приобретение детьми жизненных (практических и нравственных) навыков; ежедневное, совместно с педагогом, преодоление обыденных труд ностей; единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает новый смысл, содержание и формы: воспитанникам не навязывают готовые образцы поведения, нет принудительной организации свободного времени -ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими.
Побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие "малых талантов", которые есть у каждого ученика. Принцип воспитания успехом становится ведущим. Суть этого принципа в том, что педагог, работая с ребен ком, должен стремиться как можно лучше узнать его особенности и главное - выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.
Задачи программы:
- создание условий для самовыражения обучающихся;
- формирование "образа успешного человека";
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы;
- развитие у детей мотивации к участию в делах школы;
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследователь ской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, личностно-адаптивной).
Идеология программы "Твори, выдумывай, пробуй!!" опирается на следующие положения:
- механизм развития личности - это состязание в творчестве: от совмест ного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность-необходимое условие: психологического благополучия школьников; включения учащихся в деятельность; развития духовно-ценностной ориентации человека и его со циализации;
• самореализация личности, подкрепленная творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии лич ности, формируют готовность школьников к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Основное содержание
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие в сотрудничестве с педагогом творческих и организаторских умений учеников. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела;
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения твор ческого дела;
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Работа ведется по направлениям, представленным в табл. 1
Таблица 1
Направления | Содержание |
«Быть отличником хочу!» | Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ) |
«Вырастим себе друзей!» | Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличност ных отношений) |
«В царстве красоты» | Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации) |
«Живое рядом» | Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем) |
«Здоровому все здорово» | Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро вья) |
«Я – гражданин России» | Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения) |
«Праздник для души» | Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха) |
«Азбука безопасного поведения» | Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.) |
Направления воспитательной работы, формы внеклассной деятель ности, прогнозируемые результаты представлены в табл.2.
Таблица 2
Задачи направления | Формы внеклассной работы | Прогнозируемые результаты |
«Быть отличником хочу!» | ||
|
|
•увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах. |
«Вырастим себе друзей!» | ||
• способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений; • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира; • развивать коммуникативные навыки. |
|
|
«В царстве красоты» | ||
• создавать условия для проявления учащимися творческой индивидуальности; • прививать интерес к выполнению трудовых поручений; • развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям. |
|
|
«Живое рядом» | ||
• обучать психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций. |
|
|
«Здоровому все здорово» | ||
• формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом. |
| • понимание значения физической культуры в жизни; • овладение практическими и теоретическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья; • умение использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности. |
«Я – гражданин России» | ||
воспитывать у учащихся активную жизненную позицию |
| • усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных по нятий и норм поведения. |
Этапы реализации программы представлены в табл. 3
Таблица 3
Этапы | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
I этап Диагностиче ский | 1 Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса. 2. Диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условии и постановка проблемы. | Сентябрь-март первого года реализации программы (2008-2009 уч . г) | Классный руководитель, психолог, социальный педагог |
II этап Прогностический | 1. Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия. 2. Предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела | Второй год реализации программы (2009-2010 учебный год) | Классный руководитель, педагог-организатор |
III этап Организацион ный | 1. Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год). 2. Реализация концепции программы. 3. Развитие классного коллектива, рождение коллективных традиции. 4. Выступления на совещаниях, педагогических советах, посвященных системе воспитания | Третий год реализации программы(2010-2011 учебный год) | Классный руководитель |
IV этап Практический | 1. Создание системы воспитательной работы. 2. Преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы. 3. Укрепление и накопление классных традиций. 4. Усиление внимания к развитию личности обучающихся. 5. Отработка единой воспитательной системы класса. 6. Анализ результатов мониторинга воспитательной работы | I полугодие четвертого года реализации программы (сентябрь-декабрь 2011 г) | Классный руководитель |
V этап Обобщающий | 1. Создание новой социальной среды во внеклассной работе. 3. Анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действии | Март – октябрь 2012 года реализации программы | Классный руководитель |
Рейтинговая система поощрения учащихся
Инициативы учеников поддерживаются через разнообразные формы по ощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Учащиеся поощряются по итогам года по результатам рейтингов и отдельных значимых мероприятий (табл. 4).В направлениях выявляются победители и призеры.
Таблица 4.
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Четвертные и годовые оценки. "4" и "5" по всем предметам | Количество "4" и "5": • если больше"4", чем "5", начисляется 30 баллов за каждую четверть и год; • если больше "5", чем "4"- 40 баллов; • если одна или две "4" остальные оценки "5" - 50 баллов; • одни "5" -60 баллов | Анализ классного журнала |
Участие в олим пиадах, творче ских, экологиче ских и других конкурсах, спор тивных соревнова ниях, социальных проектах | Результативность участия в мероприятиях Школьный уровень: 3 место - 1 0 баллов; 2 место - 1 5 баллов; 1 место - 20 баллов; участие - 5 баллов. Муниципальный уровень: 3 место - 25 баллов; 2 место - 30 баллов; 1 место - 35 баллов; участие - 10 баллов. Региональный уровень: 3 место - 40 баллов; 2 место - 45 баллов; 1 место - 50 баллов; участие - 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место - 55 баллов; 2 место - 60 баллов; 1 место - 65 баллов; участие - 30 баллов | Мониторинг, проводимый зам. директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективного творческого дела и участие в нем: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел | Наблюдение, опрос |
Диагностика нравственной самооценки | Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя | Анкетирование, наблюдение |
Диагностика этики поведения | Выявляется положительный или отрицательный результат по итогам анкетирования и наблюдения классного руководителя | Мониторинг, проводимый зам. директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе |
Участие в трудо вых делах | Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел | Наблюдение, опрос |
Участие в экологи ческих акциях | Результативность участия в школьных социальных проектах "Открытка ветерану", "Подарок ветерану" и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел | Наблюдение, опрос |
Участие в школь ных социальных проектах | Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел | Наблюдение, опрос |
Выявление орга низаторских способностей | Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение школьного Совета дел (рейтинг популярности) | Наблюдение |
Отсутствие нару шений на дорогах | Отсутствие информационных писем ГИБДД, подтверждающих нарушение. Если таковые имеются, ученик не может претендовать на победу | Статистика ГИБДД, наблюдение |
Система учета индивидуальных достижений обучающихся «Мои успехи»
С первого года обучения (сентябрь 2008 г) в период безотметочного обучения у каждого обучающегося ведется портфолио «Мои успехи» см Приложение 1 .
Портфолио – это слово в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».
Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, коммуникативной).
Цели создания портфолио:
- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, а также необходимыми компетенциями (коммуникативными, информационными);
- документально демонстрировать весь спектр способностей, культурных практик, интересов, склонностей.
Задачи:
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
- содействовать индивидуализации образования школьников;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- расширить возможности обучения и самообучения;
- поощрять активность, самостоятельность учащихся.
Структура и содержание портфолио.
Портфолио достижений ученика складывается из трёх основных разделов: «портфолио документов», « портфолио работ», « портфолио отзывов».
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений школьника на международном, федеральном, региональном, муниципальных уровнях – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, тестированиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов), документы об участии в грантах.
«Портфолио работ» - совокупность творческих, исследовательских, проектных работ ученика, участие в научных, научно – практических конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения, участие в различного рода практиках. Этот раздел содержит приложение самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий.
« Портфолио отзывов» - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителям, родителям, письменный анализ отношения самого ученика к своей деятельности и её результатам. Включает в себя заключения, рецензии, отзывы, рекомендации, резюме, эссе.
Принципами создания и ведения портфолио являются добровольность, доступность, наглядность и самостоятельность для всех участников.
Работа над портфолио может осуществляться во внеурочное время. По необходимости ребенок пополняет портфолио, количество страниц не ограничено.
Оценка эффективности программы
Оценить эффективность программы можно с помощью различных диагностических методик (табл. 4), учитывая такие показатели, как:
- сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциалов личности учащегося;
- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. Освоение учащимися образовательной программы. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность учащихся. 4. Сформированность учебной деятельности | Школьный тест умственного развития. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (далее - МЭОП и СУ). Педагогическое наблюдение |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:
| Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте". Методика С.М. Петровой "Русские пословицы". Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора". Метод ранжирования. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик-семицветик» |
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры. 3. Знание этикета поведения | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. МЭПО и СУ. Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала ученика: 1. Развитость чувства прекрасного. 2. Сформированность других эстетических чувств | Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик-семицветик» педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала ученика: 1. Состояние здоровья. 2. Развитость физических качеств | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе: 1. Комфортность пребывания ребенка в школе. 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе | Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе". Социометрия Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью". |
Сформированность классного коллек тива:
| Социометрия |
Литература:
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...