Воспитательная работа в классе
методическая разработка по теме
Планирование воспитательной работы в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Под планированием следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Выбор вариантов плана зависит от представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в школе традиций планирования и организации воспитания, от личного педагогического опыта классного руководителя. Основу этой деятельности составляет моделирование, так как план работы - это модель состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования.
- Принцип системности. В состав воспитательной системы класса входят педагоги и их воспитуемые, их индивидуальные и коллективные интересы, потребности; цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений; критерии, показатели, приемы и методы изучения, анализа и оценки состояния и результатов воспитательного процесса.
- Принцип конкретности.
- Принцип оптимальности. Классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию, формы и структура плана.
- Принцип диалога.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип непрерывности.
Опираясь на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Согласно рекомендациям известных методистов, план воспитательной работы классного руководителя состоит из шести разделов.
- Анализ воспитательной работы за прошедший год.
- Цели и задачи воспитательной деятельности.
- Основные направления и дела класса.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
В первом разделе плана педагог анализирует опыт совместной работы, выявляет достижения и недочеты работы, без анализа которых невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитания на следующий год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной деятельности. Предлагаем вариант программы анализа воспитательной работы в классе, представленной в пособии «»…
Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе
- Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.
- Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
- Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
- Анализ развития учащихся класса.
- Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие ( указать, какие факторы повлияли на это в большей мере ).
- Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
- Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость ( желательно сравнить с результатами предыдущих лет ).
- Изменения в мотивационно-потребностной сфере ( динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления новых потребностей школьников и т.д.).
- Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
- Изменения в социокультурном развитии учащихся ( развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической, культуры семейных отношений, экономической и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения ).
- Успехи и достижения учащихся класса, личностный рост, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей.
- Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз их дальнейшей социализации).
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
- Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, имевшие место за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) повлияли особенно сильно?
- Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся к людям, труду, учебе, школе, классу и т.д.
- Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
- Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
- Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
- Анализ развития коллектива класса.
- Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на его формирование? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся, преобладающее отношение учащихся к учителю, к школе, доминирующий эмоциональный настрой, особенности общения в классном коллективе.
- Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой активности, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организацию и анализ совместной деятельности.
- Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
- Изменения состава класса, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в классном коллективе.
- Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся.
- Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности работы классного руководителя.
положительно повлияли на развитие учащихся?
- Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием, в каких проявили себя активными организаторами, а в каких были пассивными. Почему?
- Насколько логичной была последовательность мероприятий прошлого года?
- Какие совместные мероприятия наиболее сплотили класс?
- Какие формы и методы воспитательного воздействия положительно повлияли на развитие учащихся?
- Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом.
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменения отношения родителей к школе за учебный год.
- Влияние родителей на воспитательную деятельность класса.
- Результативность педагогического просвещения родителей (индивидуальная работа и через родительские собрания).
- Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях школьников.
- Взаимодействие с «проблемными» семьями.
- Выводы.
Во втором разделе планируются целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога. Под целью понимается ожидаемый результат осуществляемой деятельности, которая должна быть направлена на развитие личности ребенка, формирование коммуникативного, эстетического и физического потенциалов. Наряду с целью формулируются задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. Например, при намеченной цели - формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой, целесообразно определить следующие задачи: создать условия для проявления творческой индивидуальности ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Третий раздел плана содержит ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности класса. Классный руководитель может избрать разные формы направлений, в том числе и целевые программы (“Здоровье”, “Досуг”, “Общение” и т.д.).
Четвертый раздел посвящен индивидуальной работе с учащимися. Как правило, он оформляется в виде таблицы
№ | Имя, фамилия ученика | Мир увлечений и интересов | Основные личностные достижения | Главные проблемы в развитии | Формы и способы педагогической поддержки |
Пятый раздел плана воспитательной работы посвящен работе с родителями. Успешность работы зависит от выполнения следующих направлений деятельности классного руководителя:
- Изучение семей школьников
- Педагогическое просвещение родителей
- Обеспечение участия родителей в подгоговке и проведении коллективных дел
- Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
- Индивидуальная работа с родителями
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Шестой раздел должен содержать анализ развития личности учащихся, формирования коллектива, состояния и результатов воспитательного процесса.
Вопрос о диагностических разработках ученых (Маслова Н.Ф.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
План воспитательной работы в классах казачьей направленности 2 класс
план воспитательной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153127-1354023367.jpg)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/23/picture-984851-1514006875.jpg)
Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год
Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-1404824-1651517975.jpg)
2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн
2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...
Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья"
Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья" . Рассчитана на 4 года обучения в начальной школе...