Программа и проект по развитию толерантности
рабочая программа (1,2,3,4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tolerantnosti.docx | 54.68 КБ |
programma_po_tolerantnosti.rar | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 г. Томска
Утвержден | Рассмотрен на заседании МО |
Инициативный проект
«Здорово, когда на свете есть друзья»
2011-2015 уч.год
Разработчик:
Десинова С.Е.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №37 г.Томска
2011г.
- Инициативный проект
«Здорово, когда на свете есть друзья»
ПАСПОРТ
инициативного проекта
Наименование субъекта бюджетного финансирования | МАОУ СОШ №37 г .Томска |
Наименование проекта | «Здорово, когда на свете есть друзья» |
Руководитель проекта | Учитель начальных классов МАОУ СОШ №37 г. Томска Десинова Светлана Евгеньевна |
Разработчики проекта | Учитель начальных классов МАОУ СОШ №37 Десинова Светлана Евгеньевна г.Томск |
Исполнители проекта |
|
Соисполнители по проекту | Муниципальное учреждение "Музей истории города Томска", «Дом дружбы», Библиотека МАОУ СОШ№37 |
База реализации проекта | МАОУ СОШ №37,, МАОУ СОШ №45. |
Цели и задачи | Цель проекта: Разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у младших школьников толерантности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Задачи:
|
Характеристика основных мероприятий проекта | Организационный 1 этап Сентябрь 2011 – май 2012г.
Реализационный 2 этап сентябрь 2012г.- апрель 2015г. Основные задачи этапа:
Аналитический 3этап Май 2015г.
|
Сроки реализации | Проект реализуется с сентября 2011 по июнь2015г.(4 года) |
Область изменения |
навыков общения;
|
Продукт проектной деятельности | Программа «Мы интересны друг другу, потому что мы разные» |
Структура проекта
Теоретическое обоснование проекта
Характеристика проблемы
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
Семейный кодекс РФ (1995).
Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
Закон “ Об образовании” (1992).
Конституция Российской Федерации.
“Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
“Федеральная программа развития образования”.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям. Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
2 Актуальность и новизна проекта.
В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности». Школьное образование должно обеспечить «формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе». В документе отмечается, что в результате воспитания нравственных чувств и этического сознания школьника должно сформироваться представление о толерантности как о ценности.
Однако, в настоящее время педагогическая практика, пытаясь решить задачи воспитания толерантной личности, испытывает следующие затруднения:
- дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы;
- недостаточное внимание к возможности использования уникальных возможностей предметов художественно-эстетического цикла (ИЗО, МКХ, музыка) для воспитания толерантности в поликультурном обществе;
- дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике урочной и внеурочной деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия учащихся в разновозрастных группах;
- отсутствие, зачастую, системности в урочной и внеурочной деятельности учащихся в контексте толерантности воспитания личности;
- дефицит методической базы для измерения комфортности образовательной среды для последующего мониторинга;
- недостаток опыта проектирования и моделирования толерантной среды посредством оптимизации комплексов педагогических средств урочной и внеурочной деятельности для воспитания толерантности в условиях национально, социально и интеллектуально неоднородной средней общеобразовательной школы.
Новизна проекта состоит в следующем:
- создание и апробация программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
- разработка пособий для педагогов по толерантному воспитанию;
- создание модели интеграции учебной и внеучебной деятельности в условиях МАОУ СОШ № 37.
Анализ подходов к решению проблемы
Во время реализации проекта эффективной будет целенаправленная, системная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители. Необходимо осмысление путей развития начальной школы в период внедрения ФГОС, поиск путей и методов, форм реализации идей проекта в рамках инновационной деятельности.
С сентября 2011 года в нашей школе начата работа над Программой «Мы интересны друг другу, потому что мы разные» основной целью которой является создать условия для получения детьми опыта толерантного взаимодействия.
Ее основные задачи:
В области образования:
- содействие формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Томска в историко-культурное наследие региона;
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру;
- привитие младшим школьникам умений и навыков поисковой деятельности;
- обучение учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Томской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- формирование самостоятельности и деловых качеств;
- развитие способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитание ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность ;
- развитие толерантного сознания младшего школьника, межэтнической терпимости и уважения к своему, и другим этносам ;
- приобщение учеников к богатой культуре Томской области.
Данная программа требует опытной проверки в условиях конкретного учреждения, а также необходимо формирование ее научно – методического обеспечения, включая методические разработки занятий в условиях интеграции общего и дополнительного образования, трансляция накопленного опыта педагогическому сообществу.
Учитывая вышеизложенное, для системной работы по направлению в общеобразовательном учреждении необходима разработка и апробация моделей:
- комплексной модели толерантного воспитания школьников в условиях начальной школы;
- центра по духовно – нравственному воспитанию школьников;
- интеграции учебной, внеучебной, воспитательной деятельности в условиях развития инновационной деятельности, духовно – нравственного воспитания и введения ФГОС;
- сопровождения процесса инновационной деятельности;
- мониторинга инновационной деятельности и процесса толерантного воспитания школьников;
Необходимы нормативно – правовое, методическое, психолого – педагогическое обеспечение и сопровождение процесса, в том числе создание учебно – методических и методических комплексов в сфере духовно – нравственного воспитания школьников.
Данный проект актуален и значим для муниципальной системы образования. Он позволит:
- объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания;
- апробировать модель деятельности Ресурсного центра как сетевого в новых условиях внедрения ФГОС;
- предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере;
- разработать и апробировать программы мониторинговых исследований и психолого-педагогического сопровождения в процессе толерантного воспитания.
Концептуальная идея проекта.
Проект «Здорово, когда на свете есть друзья» построен на концептуальных идеях воспитания толерантности у обучающихся:
• обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания;
• формулирование понятия «толерантность», как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия, как личность, семья, гражданственность (активная жизненная позиция), общество;
• развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.;
• обеспечение прав и свобод личности, выполнение конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Томска и хранителем его исторического и культурного наследия;
• сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития; семья, здоровье, образование; труд как основа жизнедеятельности;
• уважение и любовь к традициям.
Концептуальными являются также идеи применения методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием, эффективные для реализации внеучебной деятельности, а также идеи деятельностного, социокультурного системного подходов к истокам в образовании.
Центр по толерантному воспитанию школьников– это проектная модель организационной структуры, созданной для:
- системного осуществления процесса толерантного воспитания школьников в условиях МАОУ СОШ № 37;
- эффективной организации усилий педагогического сообщества по толерантному воспитанию на муниципальном уровне;
- подготовки и совершенствования профессионального развития педагогов, их непрерывного образования в области толерантности;
- психолого – педагогического, научно – методического обеспечения реализации программы;
- обобщения и распространения педагогического опыта по толерантности, инновационной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования на муниципальном уровне;
- апробации активных и интерактивных форм и методов работы с педагогическим сообществом по проблемам толерантности;
- проектирования образовательной и воспитательной среды в условиях ФГОС.
Ресурсный центр структурно включает и объединяет:
- проблемно – творческие группы, сформированные для разработки и решения ключевых проблем проекта;
- лаборатории из числа учителей начальных классов, созданных для обобщения и распространения инновационного и передового опыта, практики внедрения программы по толерантности;
- представителей методического объединения классных руководителей;
Ключевым элементом проекта является также апробация активных форм обучения в процессе интеграции общего и дополнительного образования, расширения внеучебной деятельности. В ходе проекта реализуются межпредметные связи и формируется единое образовательное пространство. Проект выводит на новое понимание качества образования, включающего не только уровни содержания, но и развитие духовности, коммуникативных, управленческих умений и мотивацию на социокультурный опыт.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у младших школьников толерантности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Разработать, апробировать программу по формированию основ толерантности у обучающихся начальных классов;
- Разработать нормативно – правовую базу по реализации проекта.
- Разработать критерии и показатели, диагностических материалов для мониторинговых исследований обучающихся.
- Сформировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;
- Сформировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей к реализации системы формирования у детей основ толерантности;
- Обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: учитель – ребёнок – родитель;
- Создать благоприятную образовательную среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в школе и в семье на основе социально-педагогического подхода
Ожидаемые результаты проекта, показатели и индикаторы.
Задача | Показатель | Индикатор |
Организационный 1 этап сентябрь2011г.-май2012г -Аналитико-диагностическая деятельность: Изучение литературы, публикаций по толерантности, методических рекомендаций Создание групп для: -разработки нормативно - правовой базы основного содержания программы, проекта; психологопедаг. сопровождения участников проекта; внедрения программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные». -создание ресурсных лабораторий. Разработка планов мониторинговых исследований и работы с педагогическими кадрами. Разработка единых требований образовательного и воспитательного процесса в начальной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях. Реализационный 2 этап сентябрь 2012г.- апрель 2015г. Внедрение программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные» в учебно-воспитательный процесс, метод.обеспечение Применение качественно новых подходов обучения и воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОСа.
Апробация форм и методов, способствующих развитию толерантности, творческого потенциала личности в контексте интеграции духовно-нравственного воспитания и образования. Проведение диагностики, анализ инновационной деятельности. Аналитический 3этап Май 2015г. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей работы по программе. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах МО начальной школы. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности | результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся; наличие информации, материалов изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме; наличие групп по: -разработке нормативно - правовой базы, моделей и основного содержания проекта; -психолого- педагогическому сопровождению участников проекта; -внедрению программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные». -ресурсных лабораторий и проектных групп для реализации основных направлений проекта; наличие программы и плана мониторинговых исследований в рамках проекта; наличие единых требований к образовательному процессу в начальной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях. Наличие методического обеспечения и сопровождения программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные» интеграции учебной, внеучебной, воспитательной деятельности в условиях развития инновационной деятельности, толерантного воспитания и введения ФГОс наличие апробированной нормативно – правовой базы инновационной деятельности, реализации проекта; наличие апробированного диагностического материала в рамках проекта; наличие анализа результатов реализации проекта и развития инновационной деятельности. наличие анализа работы ПТГ, ресурсных лабораторий, проектной группы; презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности; | Формирование проблемного поля в рамках реализации проекта, подготовка материала . Наличие кадров для реализации проекта, создание творческих групп Нормативно- правовая база проекта Утверждение проекта. Спланированная деятельность в рамках реализации проекта. Реализация мероприятий по основным направлениям. Систематизация приемов и методов для создания ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе. Оформление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития образовательного учреждения. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития образовательного учреждения. Публикация результатов инновации |
- Основные мероприятия проекта, сроки их проведения, ответственные исполнители
Мероприятие | Задачи | исполнители | Примечание | |||
1. Организационный этап Сентябрь-май 2011г. | ||||||
Разработка проектного замысла. | I этап. Разработка авторской программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные».Постановка задач перед педагогическим коллективом. II этап. Координация деятельности работы МО по внедрению в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков толерантного поведения учащихся. III этап. Организация мероприятий по обмену информации по данной проблеме. | Десинова С.Е. | ||||
Анализ нормативно-правовой базы (федерального, регионального, муниципального уровней). | I этап. Сбор и изучение нормативных и законодательных актов. II этап. Пропаганда культуры толерантности III этап. Информирование коллектива о ходе выполнения программы. | |||||
Овладение методической теорией и практикой организации работы | I этап. Анализ ситуации в классе, школе. Проведение цикла бесед для учителей по вопросам толерантности. Изучение материалов МО РФ «Права ребенка и способы их реализации». II этап. Выделение вопросов толерантности в программе «Мы интересны друг другу, потому что мы разные». Методические разработки «Уроков толерантности». | |||||
Создание социальной психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры толерантности. | I этап. Анкетирование . Помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями, учителями. II этап. Разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы. Обучение неконфликтному поведению в среде сверстников. III этап. Создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установлению правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых. | |||||
2.Реализационный этап сентябрь 2012г.- апрель 2015г. | ||||||
Апробация и внедрение программы «Мы интересны друг другу, потому что мы разные». | Качественное проведение мероприятий в соответствии с планом. Изучить нравственно-психологический климат в школе, определить уровень толерантности учащихся | Десинова С.Е. Куценко М.И. Родионова Н. Пьяных Н.В. Коба Ю.С. Дергачева И.А Горкольцева Пшеничная Е. | ||||
3. Итоговый этап | ||||||
Анализ выполнения плана реализации проекта, итоги апробации, диагностические, мониторинговые и другие исследования, подготовка итогового отчета и т.д. | Май 2015г. Обобщение опыта работы | Десинова С.Е. Куценко М.И. Родионова Н. Пьяных Н.В. Коба Ю.С. Дергачева И.А Горкольцева Пшеничная Е. | ||||
Внутренняя экспертиза разработанных проектных продуктов | Июнь 2015г. Спроектировать пути дальнейшего развития | Десинова С.Е. |
Мониторинг реализации проекта.
Контроль результативности проекта будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей. Для этого будут использованы тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью», Д. Карпова «Методика ценностно-ориентационного единства коллектива»:
- обследование познавательных процессов: (1 – 4 классы)
- внимание (оценка устойчивости внимания-тест «Корректурная проба»);
- память (изучение типа памяти: слуховая, зрительная, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторный);
- мышление (изучение процессов анализа и синтеза по методике «Сравнение понятий»;
- изучение личностных особенностей обучающихся: (1 – 4классы).
- тревожность (тест школьной тревожности Филипса);
- самооценка (шкала Дембо – Рубинштейн);
-мотивация (система возрастной диагностики учебной мотивации школьников 1 –4 классы).
- изучение уровня воспитанности обучающихся:
- тест Н.Е. Щурковой ( 2-4классы);
- методика ценностно-ориентационное единство коллектива Д.Карпов (4классы).
- изучение состояния здоровья:
-физического (педагогическое определение – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);
- психического (педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности);
- социального (педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды: в семье, в школе и т. д.);
- нравственного - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизни и деятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Диагностика будет проводиться психологом, классными руководителями.
- Ресурсное обеспечение проекта
Организационно-управленческие ресурсы | Заметитель директора по УВР Баталова Е.А. |
Кадровые ресурсы | Десинова С.Е.-уч.нач.кл., высш.кат. Куценко М.И. уч.нач.кл., высш.кат. Родионова Н. уч.нач.кл., высш.кат. Пьяных Н.В. уч.нач.кл., перв..кат. Коба Ю.С. уч.нач.кл., перв..кат. Дергачева И.А уч.нач.кл.. Горкольцева уч.доп.обр., перв.кат. Пшеничная Е. уч.доп.обр., перв.кат. Зима Г.И. библиотекарь |
Информационные | 1.Оформление стенда «Урок толерантности» по материалам XII Международной сессии «Права человека, культура мира, толерантность - содержание и методы обучения» и Декларации толерантности, принятой на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 г. 2. Изучение нормативных и законодательных актов на классных часах и заседаниях МО начальных классов. |
Материально-технические | оснащение (дооснащение) школы классом для проведения занятий, с использованием компьютерной и мультимедийной техники; создание школьной медиатеки; освоение передового опыта по информационным технологиям |
Финансовые | Используется материальная база школы. Финансирование осуществляется:
|
Научно – методические, иные, в т.ч. |
|
- Предполагаемые риски и пути их предотвращения (ликвидации)
Риски | Меры по минимизации рисков |
1.Возможные перегрузки обучающихся и педагогов | |
2.Тьюторские психологопедгогические сопровождения | |
3.Локальные ошибки исполнителей проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.
В этой работе содержится материал из опыта работы по теме "Развитие толерантности..." Толерантность это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру,взгляды и друг...
Формирование и развитие толерантности и общегражданского единства в процессе воспитательной работы
Формирование и развитие толерантности и общегражданского единства в процессе воспитательной работы у учащихся.Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке.Н...
Игра на развитие толерантности для обучающихся в 4-х классах. Тема: «Радужный камень»
Задачи игры:Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого считают близким человеком и кого они считают чужим.Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»...
Проект "Урок дружбы,толерантности и доброты"
ТОЛЕРАНТНОСТЬ терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Способность понять другого...
Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...
Проект буклета. тема: Толерантность.
Проект трехстворчатого буклета на тему: "Толерантность".Данный буклет можно использовать при работе с обучающимися и родителми, при распространении информации воспитательного характера....
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...