Классный час
классный час (1 класс) по теме

Тема:"Вежливые слова"  

Тема:"Если хочешь быть здоров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.docx21.67 КБ
Файл esli_hochesh.docx17.76 КБ
PDF icon esli_hochesh_byt_dorov.pdf1.02 МБ
Office presentation icon esli_hochesh_byt_dorov.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по риторике  на тему "Вежливые слова. Просьба"

Тема урока: Вежливые слова. Просьба.

Цель урока: научить грамотно составлять обращение с просьбой.

Задачи:

Образовательные: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Оборудование: презентация «Вежливость с малых лет» (Приложение 1), мультимедийное оборудование, запись сказок А.С. Пушкина, запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2), карточки с заданием, словарик вежливых слов.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Поприветствуем друг друга улыбками.

- Спасибо, садитесь.

- Ребята, как думаете, у нас обычный урок? (Нет.) А почему?

- Вы правы, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Поднимите руку те, кто любит путешествовать. Почему? (Узнаешь что-то новое и интересное.)

- Эту цель поставим и мы. Сегодня на уроке – узнаем много нового и отправимся в путешествие на киностудию, которая называется «Вежливость с малых лет». (Приложение 1, Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы

- Что значит быть вежливым? (Знать правила.)

- Есть такой словарь, который называется - толковый. В этом словаре объясняются значения слов.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный». (Приложение 1, Слайд 2)

- А где должны соблюдаться привила приличия?

- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. (Приложение 1, Слайд 2)

- В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

III. Речевая разминка

- Посмотрите, пожалуйста, здесь что-то написано на двери? (Приложение 1, Слайд 3)

- Прочитайте с разной интонацией. (Приложение 1, Слайд 3)

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

IV. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, это табличка-загадка. В ней спряталась тема нашего урока-путешествия. Скажите, пожалуйста, с чем к нам обращаются? Как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие на киностудию? (Вежливым словам.)

- Верно. Тема нашего урока: Вежливые слова. Просьба. (Приложение 1, Слайд 4)

- Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:

Что такое просьба?

Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?

Чем отличается просьба от приказа?

(Приложение 1, Слайд 4)

V. Изучение нового материала

- А что такое просьба? Посовещайтесь в парах.

- Пока ребята думают, посмотри (ребенок смотрит в словаре), какое определение даётся в толковом словаре.

- Так что же такое просьба? (Когда один человек просит другого в вежливой форме.)

- Прочитай. (Приложение 1, Слайд 5) Просьба - обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

- Найдите, главные, ключевые слова в этом определении. (Обращение, призывающее.) (Приложение 1, Слайд 5)

- Нас приглашают послушать записи, сделанные на студии, и определить в речи какого героя встречается просьба. (Звучит запись.)

- Вы узнали, из какого произведения эта запись?

- Кто автор первой сказки? (А.С. Пушкин.) Как называется сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде».)

- Что мы услышали в речи героя? Кто автор второй? Как называется? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Мы продолжаем путешествие по киностудии.

- У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

Сценка

Стул. Двое детей. Один без слов просит другого уступить место.

- А вам нужно определить, что они будут делать.

- Что они делали? (Они просили о чём-то.)

- С помощью чего была выражена эта просьба? (С помощью рук.)

- Как называется движение рук, тела? (Жест.)

(Приложение 1, Слайд 6)

- Что не хватало сценке? (Слов.)

- На киностудии проходит съемка детского фильма по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2). Актеры, пожалуйста, займите свои места. Действующие лица: за старика - .., Павлик - .., сестра Лена - .., бабушка - .., автор - ... (Инсценирование отрывка из рассказа.)

- Ребята, вам нужно внимательно послушать и сказать о каком слове идет речь.

- Ребята, какое же слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста.) Верно.

Продолжение инсценирование отрывка.

- Почему мальчик захотел вернуться к старику?

- Так же почему это слово называется «волшебным»? (Меняет настроение, меняет отношение других людей.)

- Но существуют и другие слова, которые нужно запомнить и использовать в своей речи. (Приложение 1, Слайд 7)

- Прочитаем их в «Словарике вежливых слов».

Прошу тебя (вас)        Если вам не трудно

Будьте добры            Будь другом

Вы не могли бы        Извините, пожалуйста

Будь так любезен        Сделай милость

Не в службу, а в дружбу…        Не сочти за труд

- ... прочитает слова первого столбика, ... прочитает слова второго столбика.

- Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. (Приложение 1, Слайд 7) Какие выражения запомнили?

- Чтобы просьбу выполнили (Приложение 1, Слайд 8),что надо употреблять в своей речи? (Вежливые слова.)

- Как должны произноситься вежливые слова? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.) (Приложение 1, Слайд 8)

- Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? (Приложение 1, Слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас будем учиться грамотно, выражать обращение с просьбой. (Приложение 1, Слайд 9)

План:

1. Обращение.

 2. Просьба помочь.

 3. Благодарность.

В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой.

- С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.

- Дальше сама просьба. И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

- Нам сегодня очень повезло: на киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть сценаристами и написать свой сценарий.

- На карточках, которые лежат у вас на столах, написаны сюжеты.

Задание №1. Прочитайте. Составьте, пожалуйста, просьбу используя «Словарик вежливых слов» и план.

1 ситуация. Ты заболел и не пришел в школу. Нужно узнать домашнее задание к следующему уроку.

2 ситуация. Урок рисования.

1-й сюжет. Вы заболели и не пришли в школу. Вам нужно узнать домашнее задание. Кто не любит долго думать, может выбрать его.

2-й сюже.Урок рисования. Для тех ребят, которые любят фантазировать.

- Поднимите руку, кто уже определился с сюжетом. Послушайте внимательно задание: вам нужно составить обращение с просьбой, используя «Словарик вежливых слов», который у вас есть на партах и план.

- Кто готов? Пожалуйста. Кто выбрал другую ситуацию? Спасибо. Я надеюсь, остальные составили тоже грамотные просьбы.

- Путешествие по киностудии продолжается. Прочитайте отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». И определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Задание №2. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.

Тогда девочка сказала ему строго: Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

- Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (Приказ.) А что она при этом делала? (Приказывала.) (Приложение 1, Слайд 10)

- Какие она использовала слова? Подчеркните их.

- А почему Мальвина обращается к Буратино на Вы, если они ровесники?

- Пожалуйста, определите, чем отличается приказ от просьбы? (Приложение 1, Слайд 11)

В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет.)

Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.

Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить?

- Исправьте слова Мальвины.

VI. Закрепление

- На киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть критиками. Кто такие критики? (Кто критикует работы.)

Критики - это люди, которые оценивают работы (Фильмы, книги.)

Вам нужно оценить работу и сказать, где просьба, а где приказ. (Приложение 1, Слайды 12, 13)

(Запись мультфильмов.)

VII. Итог урока

- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие.

- Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили? (Приложение 1, Слайд 14)

- Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость

- Эта моя просьба будет детям, которых я уже немножко узнала. Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.

И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.

Приложение № 1

Валентина Осеева «Волшебное слово» (отрывок)

Начало формы


Конец формы

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Ка-кую тебе?

— Мне синюю, 

Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Внук подбежал к ней, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

 «Помогло! Опять помогло!»


Конец формы

 Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.



Предварительный просмотр:

Урок здоровья "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"

Цели:

Выделить и изучить действие природных факторов оздоровления.

Рассмотреть некоторые формы закаливания.

Выделить правила закаливания организма человека.

Оборудование: раздаточный печатный материал, плакат - изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа).

Для игры: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин, ведро, щётка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички “Водные процедуры”.

ХОД БЕСЕДЫ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Ведущий. Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?

Ведущий предлагает детям ответить на поставленный вопрос в форме игры «Ручеек здоровья». Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постановка учебной задачи

Ведущий. Но кроме этого, есть еще одно важное занятие, его нужно выполнять, как закон, тогда вы не будете бояться простуды. Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.

«Представь себе, что я весь - лицо»

В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.

- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.

- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.

- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.

- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.

Ведущий. Как вы понимаете ответ старика? Объясните...

При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, далее к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.

Итак, дети, тема нашего урока сегодня: «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

(Приложение 1, СЛАЙД 1)

Ведущий. Избавление от заболеваний с помощью природных факторов называют оздоровлением организма.

Давайте ответим на вопрос: Какие природные факторы помогают нам в оздоровлении нашего организма?

Совместное обсуждение и моделирование схемы: «Природные факторы оздоровления».

(Приложение 1, СЛАЙД 2)

ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

Ведущий. А теперь поговорим о формах закаливания организма.

Совместное построение схемы «Формы закаливания».

(Приложение 1, СЛАЙД 3)

Материал для изучения (работа по схеме)

ЛАСКОВОЕ СОЛНЦЕ

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 3 - 4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Воздух - свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Начинать лучше в летнее время, при температуре +16 °; +18° . Первая ванна должна длиться 2 - 4 минуты. Затем увеличить до 20 минут. Если температура +20° - время увеличить вдвое. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки, парку. Длина маршрута - до 1 км. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях, понизив температуру до +18°; +20°.

Очень хорошо устраивать сквозняк, но самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (при обтирании) и очищает от болезнетворных микробов (при купании, принятии ванн). Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть +32°; +33°. Через день снижай температуру на 1°. После обливания хорошо разотри тело.

Как проводится обтирание? Сначала приготовь воду. Намочи рукавичку или полотенце в воде и быстро вытри им грудь, живот, спину. Потом разотрись докрасна сухим полотенцем. Запомни: температуру воды уменьшай постепенно. Но если начал закаливаться - делай эти процедуры каждый день, иначе не получишь хорошего результата. Температуру воды можно уменьшить до +20°.

Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейся прохладной водой. Обязательно перед закаливанием посоветуйся с родителями, с какой температуры воды лучше начать. Летом закаляет купание в реке, море. Вот тебе несколько советов:

В воду входи сразу. Войдя по грудь, два - три раза окунись.

Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.

Выйдя из воды, быстро разотрись до потепления.

Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.

Не ходи и не лежи в мокрой купальной одежде.

Находиться в воде можно до 10 минут и под присмотром взрослых.

После купания в водоеме прими душ дома с мылом.

БОСОХОЖДЕНИЕ

Хождение босиком - отличное закаливание. Почему? На наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью, утром - по росистой траве. В сосновом бору полезно походить по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам. Л еще очень хорошо ходить по пашне, конечно, если там ничего не посеяно. Попроси родителей купить тебе специальный резиновый коврик.

Полезно перед сном проводить контрастное обливание ног. Можно ходить в ванне в прохладной воде, по снегу, но обязательно перед этим посоветоваться с родителями.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

Совместное обсуждение правил закаливания:

Закон первый:

Сначала следует приготовить воду. Температура воды должна быть 32 - 33 °С, ее можно измерить градусником.

Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот, спину... Быстро-быстро. А потом растереться докрасна сухим полотенцем.

Теперь мокрым полотенцем обтереть ноги. И обтереть опять сухим.

Каждый следующий день температура воды должна уменьшаться на один градус.

Закон второй:

Делай это обязательно каждый день!

Закон третий:

Начинать закаливание нельзя, если болит горло. Перед началом закаливания нужно обязательно вылечить зубы.

Тот, кто дойдет до температуры 26°С, может смело переходить к другим видам закаливания.

Результатом твоего закаливания должны быть не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайся получить максимум удовольствия.

Ведущий. Ребята, вы уже много узнали о том, как правильно закаляться, о видах закаливания. И сейчас я проверю, кто слушал внимательно. Для начала вам нужно разделиться на 3 команды.

Игра “Клуб закаливания”

Текст табличек «Водные процедуры»:

Умывание холодной водой лица.

Умывание холодной водой до пояса.

Обливание холодной водой всего тела.

Холодные ванны для ног.

Купание в водоеме.

Обтирание водой до пояса.

Каждая команда выбирает (как билет) перевернутые таблички - рисунки “Водные процедуры”. Затем отбирает необходимые для процедуры предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания в течение пяти минут.

Ведущий. Давайте проверим. Все ли вы сделали правильно.

(Приложение 1, СЛАЙД 4)

Ведущий. Молодцы! А теперь в своих альбомах здоровья запишем следующие слова, которые могут стать для вас девизом.

(Приложение 1, СЛАЙД 5)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Ведущий. - Что нового для себя вы узнали на занятии?

- О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали?

- Назовите правила приема солнечных ванн.

- Как следует закаляться свежим воздухом?

- Расскажите о формах закаливания организма водой.

- Где можно ходить босиком?

- С какими правилами закаливания вы познакомились на уроке?

(в конце урока учитель раздает детям памятки о правилах закаливания организма)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если хочешь быть здоров – закаляйся! Урок здоровья для 1 класса

Слайд 2

Природные факторы оздоровления растения воздух ароматы солнце вода целебные свойства продукты питания

Слайд 3

Формы закаливания прогулки на свежем воздухе загорание купание в водоеме обливание хождение босиком

Слайд 4

Поиграем? Игра «Клуб закаливания» умывание холодной водой лица; умывание холодной водой до пояса; обливание холодной водой всего тела; холодные ванны для ног; купание в водоёме; обтирание водой до пояса.

Слайд 5

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! МОЛОДЦЫ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...