Да здравствует вежливость!
классный час (3 класс) по теме
Данное мероприятие знакомит учащихся с правилами этикета, формирует навыки культурного поведения в повседневной жизни; способствует активизации речи детей, расширяет их словарный запас; воспитывает бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!»
Провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№9» г. Альметьевск РТ
Ряхова Татьяна Петровна.
Цели:
- Знакомство учащихся с правилами этикета, формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни;
- Активизация речи детей, расширение их словарного запаса;
- Воспитание бережного отношения к духовным ценностям и родному языку, любви и уважения к близким.
Оборудование:
плакаты с правилами вежливости;
выставка книг А.Л.Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова;
сочинения учащихся на тему «Вежливость - это…»;
костюмы к сценке;
фонограммы песен «Ежели вы вежливы», «Если добрый ты…»;
рисунки учащихся «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»
Да здравствует вежливость!
Учитель: - Дорогие, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о таких важных качествах человека, как вежливость и доброта. Вы, конечно, уже знаете, волшебные слова. Давайте их вспомним.
1 ученик:
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»-
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!»-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Учитель:- Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, и просто с чужими людьми. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.
(инсценировка стихотворения А.Л.Барто «Признание»)
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
-Смотри, не пей воды сырой!-
Советует сосед.
Один стакан. Потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми?
-Придёшь обедать к трём часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам…
А сам явился в пять.
-Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
-Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей.
Учитель: - Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
(на доске плакаты с правилами вежливости)
- В вежливости проявляется отношение к другим людям.
- Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Учитель:- Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
(две девочки читают стихотворение А.Л.Барто «Любочка»)
Учитель:- Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы - кивок, если нет, то хлопок.
- Поздороваться при встрече…(вежливо).
- Толкнуть, не извиниться…(невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь ( вежливо).
- Не встать, обращаясь к учителю…( невежливо).
- Взять билет в автобус, троллейбус…( вежливо).
- Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком…( невежливо).
Учитель: - Очень часто можно услышать, как некоторые дети дразнят и обзывают других детей, придумывают им обидные клички, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих друзей. По-настоящему вежливый человек не позволит окружающим унижать и оскорблять больного товарища.
( мальчик читает стихотворение А.Л.Барто «Я был когда- то болен»)
Учитель:- А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
1.Олег, выскочив из дома, побежал к автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, натолкнулся на пожилую женщину; протискиваясь в автобусе, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела. – Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
2.Когда Максим вышел на школьную площадку, обогнавшая его Света показала ему язык. Игорь шутливо стукнул его по затылку, Настя передразнила его походку.
- Каким будет настроение у Максима? Почему?
3.Наташа крикнула прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Она допустила 4 ошибки. Назовите их. (1- крикнула; 2- не сказала: «Извините»; 3-не сказала: «Не подскажите»; 4- правильно говорить: не часов, а времени.)
- Как нужно было правильно обратиться к прохожему?
4. Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе меня один мальчишка зовёт Галька.
- А ты как его зовёшь?- спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя?
Учитель: - Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям.
(прослушивание песни «Ежели вы вежливы», музыка Т.Зибряк, слова С.Маршака)
Учитель:- Сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова…
Игра « Доскажи словечко»
1.Растает ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).
3.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,….(здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
2 ученик:
- Пожалуйста, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Учитель: - Слова «здравствуйте», «до свидания» - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. «Здравствуйте»- мы желаем вам здоровья (здравия). И «до свидания»- мы надеемся увидеться ещё раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова.
3 ученик:- Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В.Солоухин «Здравствуйте»).
- Ребята, а если вы встретились не утром, а днём, что можно сказать при встрече кроме «здравствуйте»? Какими словами можно поприветствовать встречного?
Дети: - Добрый день, привет!
- Встретится вам учитель - вы и ему скажете: «Привет, Мария Николаевна!»? (ответы детей).
- А теперь я вам представлю несколько ситуаций, а вы мне дадите правильный ответ на каждую из них.
- –Вы идёте с другом, а навстречу вам незнакомый мальчик. Но твой друг его узнал и поздоровался. А ты?
- – Вы пришли к другу домой. Дверь открыла его мама. Вы ей через дверь: «Саша дома?»
4 ученик:
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты. ( звучит песня «Если добрый ты…»)
Учитель:- А ещё очень важна интонация. Сейчас мы поиграем в интересную игру. Попробуйте очень доброе и ласковое слово «Здравствуй» произносить по – разному:
-чётко, ясно, ласково и приветливо;
- приветливо, но очень быстро;
- приветливо, но растягивая слова, замедленно;
- «скрипучим» голосом Кощея Бессмертного;
- голосом страшного великана;
- плачущим, рыдающим голосом;
- с сильным удивлением;
- с ненавистью, как будто говорите со злейшим врагом.
- Простые вежливые слова чудесно облегчают нашу жизнь. Надо правильно их произносить. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Притворные, хитрые и поддельные слова могут вызывать неприятные ощущения и даже неприязнь.
Вспомните пословицы и поговорки о добрых словах и добрых делах. Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово, что дождь в засуху.
От добра добра не ищут.
На добрый привет – добрый ответ.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Учитель:- А сейчас послушайте мексиканскую сказку о том, как вежливость может спасти от опасности.
Сказка «Вежливый кролик»
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды Кролик шёл из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На пути Кролика была пещера, в которой он решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живёт старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнечный свет, зелень, красоту вокруг. Кролик, подойдя к пещере, не сразу вошёл в неё, а вежливо спросил:
- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
- Заходи, Кролик!
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
- Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить. И со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
-Ох, уж эти мне вежливые кролики.
Учитель:- Понравилась ли вам сказка? Чему она вас научила? А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- А как вы думаете, может ли вежливый человек быть злым?
- Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, отзывчивостью, приветливостью, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
- Учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью его товарищей, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих товарищей.
5 ученик: (читает стихотворение А.Л.Барто «Вата»)
Учитель:- А как вы думаете, вежливый человек – добрый человек?
- Что такое доброта? Что скрывается за этим словом?
- Добро начинается с любви ко всему живому.
- Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им.
- Добрый человек любит и охраняет природу.
- Добрый человек спокоен, весел, от него исходит тепло.
Учитель: - Заканчивая наше мероприятие, я уверена, что вы хорошо усвоили: вежливость - это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим вас людям. Я надеюсь, что в ваших сердцах добра стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете, более бережно относится ко всему живому. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть! Запомните слова великого испанского писателя Мигеля Сервантеса: « Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Да здравствует вежливость
Повторение правил поведения в общественных местах....
КТД "Да здравствует вежливость и доброта!"
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небом...
Классный час "Да здравствует вежливость и доброта!"
Вежливость и доброта-качества воспитанного человека.Все мамы на свете хотят видеть своих детей вежливыми и добрыми...
Утренник "Да здравствует вежливость и доброта"
утренник проводится с целью воспитания у учащихся правил доброго отношения друг к другу, вежливого обращения с людьми. В утреннике используются стихи, сценки, песни на тему дружбы, добра и вежли...
Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе: Калейдоскоп «Да здравствуют вежливость и порядок»
Цель: сформировать представления учащихся о нравственных нормах общения и выработать навыки этического поведения.Задачи: 1. Учит...
Да здравствует вежливость и доброта
"От улыбки станет всем светлее"...
Утренник "Да здравствует вежливость"
Материал утренника "Да здравствует вежливость" для учащихся 1-2 классов для проведения досугового мероприятия во второй половине дня....