Внеклассное мероприятие "Масленица"
классный час (2 класс) по теме
Цель: познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника; развивать у детей познавательный интерес; приобщать к прекрасному; воспитывать любовь к русским традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenica.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов «Масленица»
Василенко Оксана Павловна
МОУ СОШ № 3 г.Гулькевичи
Учитель начальных классов
II категория
oksanavasilenko@yandex.ru
Цель: познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника; развивать у детей познавательный интерес; приобщать к прекрасному; воспитывать любовь к русским традициям.
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и наступил праздник, так почитаемый на Руси- праздник русской Масленицы.
У древних славян он обозначал собой проводы зимы. Традиция праздновать проводы зимы и встречать весну зародилась у славян ещё в древности. В те далёкие времена обряды совершались в честь языческого бога плодородия скотоводства Велеса. Зачем? Люди обращались к этому богу, чтобы поведать ему о нуждах народа, попросить о помощи, отвести беду. Вскоре этот праздник стал называться – Масленицей. Народ любил его и называл ласковыми словами: «честная масленица», «весёлая», «перепёлочка».
Вся масленичная неделя называлась мясопуст Почему? (Т.Е. полное воздержание от мясных кушаний).
Но люди нашли выход, ведь оставались в народе, так любимые молоко, творог, сыр, яйца. И прозвали эту неделю сырной.
Последний раз катались с гор, устраивали снежные битвы, сжигали чучело Зимы, ели блины, надеялись на сытный год и приступали к весенним работам. У славян существует старинный обычай: сжигать соломенное чучело, изображающее Зиму. А почему? (Люди показывают как зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца).
На Масленицу было много веселья, игр, шуток. И мы хотим вам предложить посмотреть эти шутки- небылицы.
Гости:
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожёг.
- Зачинить можно!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
- Ты видел моего телёночка?
- Рыжего?
- Да, рыжего.
- С белым пятном на лбу?
- Да, с пятном.
- И обрывком на шее?
- Да, верно. Где ты его видел?
- Нет, сосед, я такого не видел.
- Тит, а Тит! Пойдём молотить.
- Спинка болит.
- Тит, пойдём мёд пить!
- Дай поскорее шапку схватить!
Учитель: Вот так и шутим! Не пришла ли пора передать власть от зимы весне- Красне. Она уже не за горами. Поможем же весне, поможем солнцу в срок придти на землю. Встанем в кружок, заведём хоровод. (Исполняется хоровод с инсценировкой русской народной песни «Как на тоненький ледок».)
А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица! Сейчас мы за Масленицей отправим посыльных.
Отгадайте, кто они, - поедут за Масленицей, а нет- так и послать некого.
- Ходит барин по двору, придирается ко всему. Красна головушка, двойная бородушка.(Петух).
- Маленький, беленький, всё полюшко прокружил, по дорожке прыг- прыг! По снежку тык- тык! (Заяц).
- Пришла из лесу птичница, в рыжей шубке- кур посчитать. (Лиса).
(Дети выходят в масках).
Отправляйтесь в лес и привезите нам Масленицу- хозяюшку, а мы в это время будем продолжать загадки отгадывать.
- Бело покрывало на земле лежало. Лето пришло- оно совсем сошло. (Снег).
- Растёт вниз головою, не летом растёт, а зимою. На солнце её припечёт- заплачет она и умрёт (Сосулька).
Учитель: Нет, не идёт что- то Масленица. Как же будем без неё весну встречать? Видно, придётся всем её позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы, ребята, повторяйте за мной каждую фразу. А в конце все вместе хором произнесём: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!»
Дорогая гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трёхаршинная, платок беленький, новомодненький, приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!
Не слышит нас Масленица. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Молодцы! Давайте ещё раз позовём Масленицу.
Хором: Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.
(Входит Масленица с соломенной куклой в руках. С нею свита: лесные звери, несущие символы солнца,- украшенные лентами круги на палках).
Учитель: Здравствуй, дорогая Масленица!
Масленица: Здравствуйте. Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете- тем богаче будет год.
Учитель: Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощенья.
Дети: Тинка- Тинка, подай блинка, оладушка- подзабавышка, Масленица, не скупися, Масленым блином поделися.
Масленица: Блины печь- дело сложное, растворю я квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным- полна, полным- полна, с краями ровна!
Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да ещё и приговаривают:
Месяц ты, Месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
(Звери выносят миску, покрытую вышитым полотенцем. Ещё раз повторяют заклинание Масленице, надевают фартуки, берут сковородки, хвалят тесто.)
Звери: Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь!
1 зверь: А ну-ка, угадай, что я делаю (показывает на сковороду и демонстрирует всё, о чём говорили).
На плешивого маслом капну, по плешивому тестом хлопну, плешь обдеру да опять наведу.
Дети: Печёшь блины!
Масленица: А хорошо ли вы, ребята, готовились меня встречать?
Ведущий: Ждали тебя, Масленица, готовились.
Дети поют: Не хотела я плясать, стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла, я не удержалася.
Я плясала в три ноги- потеряла сапоги,
Оглянулася назад: сапоги мои лежат.
На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова, надевает сапоги.
Если б не было воды, не было б и кружки,
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо.
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
Учитель: Масленицу провожаем- весну встречаем. Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки семян. Сначала её вскапывают лопатами- как, покажите. (показывает).
А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают? Как сорную траву вырывают?
Проведём игру «Здравствуй, дедушка Мазай».
(Дети толпой подходят к Мазаю).
Дети: Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
Мазай: Здрасьте, детки, где вы были, что вы видели?
Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем.
(Ребята пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.)
Учитель: А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчивайте:
1-Ученье- свет…(а неученье- тьма)
2-Труд человека кормит…(а лень портит).
3- Маленькое дело…(лучше большого безделья).
Учитель: Дети, пора с зимой нам проститься.
Зима: Прощайте, люди, и простите: на зиму зла вы не держите:
Желаю вам добра и света, и лишь тепла весной и летом.
Девушка: Так негоже уходить, надо людям подарить
На прощание подарки, чтоб всем было вкусно, сладко.
Чем могу вас угостить? На прощанье подарить?
Разве снегом или льдом? Холодом! Но не теплом!
Девушка: Прикажи нести блины, что румяны, маслены.
Ты, видать, обряд забыла: на Руси законом было
Щедро Зиму провожать, всех блинами угощать.
И аж целую неделю Масленицу- Просковею
Прославлять и величать, не грустить и не скучать!
Учитель: Прощай, Зима, прости и нас, что рады Весне сейчас.
Масленица: Молодцы! Хорошую встречу мне устроили, но пора и мне прощаться.
Дети: Прощай, Масленица! (Масленица со свитой уходит).
Ресурсы из интернета
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/prazdnik-maslenitsa-v-detskom-sadu
http://vashabnp.info/load/61-1-0-1335
http://www.agentstvo-prazdnik.ru/holidays/55/67/176/2707.html
http://festival.1september.ru/articles/598410/
http://www.4stupeni.ru/prazdnik/maslenisa/98-scenarijj-prazdnika.-maslenica..html
http://festival.1september.ru/articles/506406/
http://festival.1september.ru/articles/512142/
http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/prazdniki/veselaja_maslenica/27-1-0-45
http://www.prodlenka.org/drugie-stcenarii-prazdnikov/prazdnik-maslenitcy.html
http://veselo.by/screenplays/school/2041.html
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200104604
http://festival.1september.ru/articles/413179/
http://dpo-omc.narod.ru/metod/msv/index-msv.htm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/prazdnik-maslenitsy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...