Квн по повести Э Успенского
методическая разработка (3 класс) по теме

Данный материал способствует развитию речи учащихся и обогащает ее новыми выразительными средствами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по повести  Э.Успенского « Дядя Федор, Пес и Кот».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с повестью Э. Успенского « Дядя Федор, Пес и Кот»;
  2. Учиться находить в тексте фразеологические выражения и объяснять их значение;
  3. Развивать речь детей, обогащая ее выразительными средствами языка;
  4. Учиться работать с фразеологическим словарем.

1.Организационный момент.

КВН открывается песней из мультфильма « Если б не было зимы…».

2.Вступительная беседа.

Понравилась ли вам прочитанная повесть? Почему? Что понравилось больше всего?

-Сегодня мы еще раз посетим деревню Простоквашино, встретимся с милыми, добрыми его жителями. Попытаемся обратить внимание на то, как автор делает свое повествование таким интересным и смешным, как он добивается комического эффекта.

      Судя по вашим рисункам , вам , ребята, больше всего понравился  Матроскин.  Почему? ( Ответы детей).

    - В русском языке много интересных фразеологизмов, включающих в себя слова кот, кошка, наверное , потому, что кот – издавна любимое домашнее животное человека.

3. Самостоятельная работа.

Задание 1.

-Вспомните крылатые  выражения со словами кот, кошка, Объясните их значение. Поможет вам в работе фразеологический словарь русского языка. ( под ред. А.И. Молоткова).

Кот наплакал- очень мало; купить кота в мешке- приобрести что-то неизвестное; как кошка с  собакой- находиться в постоянной ссоре; как угорелая кошка- бессмысленно бегать, метаться и др.

Задание 2.

-Объясните значение выделенных фразеологизмов.

  1. ( Шарик) – Он в Африку уехал. В командировку, Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда  у человека характер веселый – колбасно- угощательный. А у нее наоборот – тяжелый характер. Венико- выгонятельный.

                      2.   -   А ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал? Дядя Федор  отвечает: - Я ничей. Я сам по себе . Свой собственный. Я из города приехал.

                        3.- Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками.  

 4. Ничего себе охота начинается.

 5. Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А на встречу им какой-то дядька бежит. Лет пятидесяти с хвостиком.

6. ( Дядя Федор) – Надо дать ему что-нибудь поесть. А то он нас на тот свет отправит. Гудит, как пароход.

Задание 4.

-Какие фразеологизмы употребляет Успенский в приведенных отрывках? Как писатель « оживляет» привычные фразеологизмы?

-Шарик спрашивает: - Чего это она так обрадовалась? Может у нее праздник какой или чего? – Какой праздник?- говорит дядя Федор. Может день рождения у нее? Или день кефира. А может, коровий Новый год.( Успенский создает свободное сочетание по образцу существительного, и если фразеологизм день рождения не удивляет, то день кефира кажется необычным и смешным).

-Шарик даже в обморок упал от удивления. Потом вскочил от обморока .

-Писатели не только используют крылатые выражения  и фразеологизмы в основном значении, но и пытаются их обновить разными способами .

Задание 5.

- О ком говорит дядя Федор? Что необычного в употреблении первого предложения?

-Тр-тр-восемь дыр!  Чтоб ему пусто было, инженеру Тяпкину!

Тр-тр-восемь дыр!  -так говорят о любителях поболтать. Э. Успенский этой фразой подчеркивает аппетит « тр-тр Мити».

Пудель из Шарика получится- хоть сейчас на выставку! А самому так плохо – хоть караул кричи.

4.Подведение итогов .

-В русском языке немало выразительных предложений, которые очень точно, метко характеризуют душевное состояние, настроение человека, позволяют выразить отношение к другим людям. Такие крылатые выражения есть и произведениях Э. Успенского.  Многие из них становятся настолько привычными, что мы даже забываем о том, что это фразеологизмы. А Успенский, как и многие другие писатели, стремится оживить их, вернуть им первоначальную выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Барышня-крестьянка. Литературный сценарий по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сценарий сокращен.  Оптимальный возраст для постановки - 8-11 класс....

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»

Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой....

ТЕСТ по повестиЛ.Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника.»

Выполнение этого  теста  учащимися 2 класса следует за чтением и позволяет за предельно короткое время ( 5-7 мин) проверить на уроке знания учащихся  содержания изложенного м...

Викторина по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор,пёс и кот"

Викторина предназначена для учащихся начальной школы. Включает вопросы по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот", а так же правильные ответы. Может использоваться на уроке чтения, а так же во в...

викторина по повести Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья"

Викторина выполнена при помощи приема "Анимированная сорбонка". Содержит 10 слайдов с вопросами по тексту повести....

Урок внеклассного чтения по теме "Игровые повести Эдуарда Успенского"

Знакомство учащихся со своеобразием произведений Эдуарда Успенского на материале сказочной повести "Меховой интернат"....

К Дню освобождения Успенского района от немецко- фашистских захватчиков. " Славе Кубани не меркнуть- традициям жить!" "По местам воинской славы села Успенского Заочная экскурсия.

   -С первых дней войны тысячи кубанцев обратились в военкоматы с просьбой направить их на фронт. Из добровольцев было создано 90 истребительских батальонов и три казачьих соединения:...