"Земля - наш общий дом"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Михнова Наталья Александровна

Экологический праздник.

Состоит из трёх туров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_ekologiya.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник «Земля – наш общий дом.

Цели:  

  1. Формирование осознано-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей в  природе;  
  1. Формирование  экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека, поведения;
  2. Учить ребенка осознавать себя частью природы.
  3. Развивать внимание, мышление, память.

Ход занятия.

1 чтец:

Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица, где этот дом?
Ищут водители: где наш гараж?
Мечутся жители: где наш этаж?

Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить , знаешь ли точно
где ты живешь,
Где построен твой дом
и хорошо ли ты с домом знаком.

Ведущий: как же называется наш общий дом? Да, именно Земля - наш общий дом и мы отправимся сегодня в путешествие по нашему дому с песней "Веселый путешественник".
(песня).

Ведущий: у нас над головой общая крыша_ голубое небо, у нас под ногами общий пол _ земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко, у нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи, и вентилятор у нас тоже один на всех - ветер-ветрило. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая она уж и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живем.

2 чтец: Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется земля.

Ведущий: решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, вы все ее участники. В каждой команде вы выбрали  капитана. Напоминаю правила игры. Если готовы к ответу поднимаете сигнальную карточку.

  1. Не выкрикивать
  2. Совещаться с командой
  3. Отвечает один

Игра будет проходить в три тура, каждый имеет свое название. Отгадайте, о чем пойдет речь в первом туре.

Я и тучка и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
(вода)
Именно воде, морям и океанам будет посвящен
1 тур, который называется
«Реки, речки и моря по земле текут не зря».
Инсценировка "Океанская вода"

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
Поверь и я из океана.

На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты, ты кто такой?
- И я, дружок из океана.

Ты, газировка что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в дождинке, и в росинке,
И в снежинке
Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий: действительно, любая капелька на Земле пришелица из океана. А сколько океанов на Земле?

Подумай над вопросом :

Кто совсем не дышит носом,

Ни на суше, ни в воде, нигде!

Разминка (назвать рыб по очереди, победит команда, которая больше всех назовет)


1.Как называется начало реки? (Исток)
2.В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Подземные воды)
3.Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
4.Как называется костюм водолаза? (Скафандр)
5.Перечислите моря, названия которых обозначает цвет. (Красное, Черное, Белое, Желтое)
6.Какое море самое соленое? (Мертвое)

Почему кипящий чайник стучит крышкой? (пар подталкивает крышку)

Чтец: С древних времен селились люди по берегам рек. Река кормила поила и почитали ее особо.

В Хабаровском крае более 120 тысяч (!) рек и более 55 тысяч (!) озёр. Подавляющее большинство рек, правда, имеют протяжённость менее 10 км, а озёра по площади в основном менее 1 кв. км. Самые крупные из них - Болонь, Чля, Удыль, Большое Кеда, Орель, Чукчагирское, Эворон, Хумми.

Около половины территории Хабаровского края дренируется притоками Амура, наиболее крупные из них: Бурея, Тунгуска, Горюн, Амгунь, Уссури, Анюй, Гур. Реки северо-западной части края - Мая, Учур (бассейн Лены). Реки бассейна Японского моря - Коппи и Тумнин, бассейна Охотского моря - Тугур, Уда, Урак, Охота, Иня.

(куплеты про речку)
Сидели мы у речки у Вонючки
Есть эта речка в городе любом
Неважно как у вас она зовется -
Мы вам о ней куплеты пропоем.

Сидели мы у речки у Гуселки
Она имела очень жалкий вид
Ведь каждый житель в северном поселке
Своей помойкой берег укрепил.

Сидели мы у речки у Елшанки
У ей на каждом береге завод
Кто из нее хлебнет воды полбанки
Тот прямо тут на береге помрет.

Сидели мы у речки у Мечетки
И любовались пленкой нефтяной
И запах нефти был такой приятный
Что не хотелось нам идти домой.

Мы про Вонючку вам куплеты спели
А замысел ребята был такой
Чтоб вы на вашей речке не сидели
А помогли ей чистой стать рекой.

Чтец: мимо разных дворов и крылечек
Где-то рядышком и вдалеке
Вьется множество маленьких речек
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, свиваясь в колечки,
Путь-дорога у них далека,
Если высохнут малые речки-
Обмелеет большая река.

Чтец: человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода.
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни!

Ведущий: чтобы узнать, как называется 2 тур, отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)

Этому зеленому другу и будет посвящен наш 2 тур, который называется
«Про зеленые леса и лесные чудеса».

Чтец: лес дарит нам здоровье, это легкие планеты, это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы как вести себя в лесу? Как поступить с костром, ненужной бумагой, банками?(инсценировка про туристов)под музыку вваливаются туристы)

1 турист:
Сегодня мы решили гулять
Благо лес- рукой подать
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад

2 турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой он все вместит.
Лес. Он что, ничей?
( хором: ничей)

3 турист: Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей.

4 турист:
Урны нет, неси в кусты
Мы с природою на ты.

1турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем
В речку скинем все бутылки-
В море пусть плывут посылки!

2 турист:
Мы цари! Молчи, природа!
Все здесь наше - лес и воды.
(дети хулиганят, выходят фея и берендей)

Берендей: что за шум в лесу моем?
Что случилось не поймем.
Кто здесь все переломал, разбросал и ободрал?

Лесная фея: все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит душа моя,
Под искалеченным дубком не ветер стонет - Я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Уйдут, обидев красоту, смутив лесной уют,
И не услышат за спиной, что листья слезы льют.

Берендей: за такое поведенье вас судить - мое решенье.

4 турист: Что ты, что ты Берендей!
Мы не знали - пожалей!

Лесная фея: можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку ,и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить "спасибо".

- не ломать ветки деревьев и кустарников
-не повреждать кору деревьев
-не рвать цветов
-не вытаптывать траву и почву, ходить по тропинкам
-нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей
-не разводить без необходимости костров
-не поднимать крик и шум
-не оставлять после себя беспорядок

А  сейчас команды получат телеграммы от жителей леса.

 
1.Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? ( растут ярусами)
2.Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? ( из-за шума лесные жители покидают свои норы и гнезда, шум травы - 10 децибелов, громкая речь- 60-70 децибелов)
3.Чем опасен лесу неубранный туристами мусор:  бумага, склянки, банки, бутылки? ( бумага разлагается 2 года, консерв. Банка - 70 лет, полиэт. пакет - 100 лет).
4. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? ( не вытаптывать траву, не трогать яйца, не брать птенцов в руки).
5.Чем полезны муравьи? (уничтожают вредных насекомых).
6.Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках? ( пингвины).
7.Какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля? ( страус, 130 км в час).

 8.Почему цветы красивые и душистые? ( привлекают насекомых).

Ведущий: в древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась, появились заводы, фермы, машины. Людям стало казаться, что они не зависят теперь от природы, что они смогут ее покорить. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных. И сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны позаботиться о своей планете. Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнезд, не дразните собак, не пугайте кошек.

( песня "Не дразните собак").

Ведущий: бегут по Земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые леса, а над морями и горами, над зелеными лесами раскинулось огромное, голубое….. небо.
Третий тур нашей игры так и будет называться: «Какое небо голубое».

Чтец: Льется с неба синий цвет,
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое? Голубое, голубое!

Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, она раскалывает его на 7 цветов. Теперь каждый луч мчится к Земле самостоятельно. На пути солнечных лучей встречается много препятствий: пылинки, частички газов, капельки воды. Красный, оранжевый, желтые цвета могут обходить эти препятствия, А вот синий, голубой, фиолетовый, зеленый натыкаются на препятствия, отскакивают, как мячики, натыкаются на другие препятствия, начинают блуждать в атмосфере. Больше всего в атмосфере остается синих и голубых лучей. Они и делают небо таким голубым -голубым.

Разминка отгадать загадку.
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает, других он задирает. (ветер).
Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать не войти. (радуга).

Я предлагаю взять вопросы с вертушки каждой команде.

Вопросы капитанам.
1.Этот газ занимает 1\5 часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (кислород).
2.Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?
3.Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (теплый воздух легче).
4.Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? ( день Земли - 22 апреля).
5.Почему леса называют "легкими планеты"?
6.Почему шерстяная одежда теплая? ( задерживает много воздуха)
7Почему ласточки перед дождем летают низко? ( холодный воздух прибивает насекомых).
8.Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, становится трудно дышать?
(уменьшается количество кислорода).

Команды рисуют плакаты «Береги планету»

Награждение победителей.(подсчитываются жетончики)

Чтец: наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей, от этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами, такая планета нужна нам с вами.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"

Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Земля наш общий дом (система Л. В. Занкова)

Повторение знаний о строение Земли, о литосфере, гидросфере, атмосфере, рельефе и ландшафте....

Земля наш общий дом

Внеклассное мероприятие посвящённое Дню Земли...

Тест по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю".

Тест для 3 класса по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю". УМК "Начальная школа XXI века".  Можно использовать для повторения или для проверки знаний....