Путешествие по городу "Сказкоград"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Семенова Наталья Анатольевна

« Ходит сказка по земле… Ходит, рассказывая детям об одном и том же:  добро побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости; счастье нужно искать; всего на свете дороже любовь; а за холодной зимой всегда приходит весна…»

 Данное занятие, проводимое в кукольном театре, помогает детям  в доступной и интересной форме познакомиться с увлекательным миром  сказки; с теми, кто её сочиняет; и с теми местами, где она проживает; побуждает воспитанников придумывать свои сказки, создавать сказочный образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov._zan..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Н.А.№ 209-102-116

Интегрированное занятие  «Экскурсия на фабрику кукол»

Раздел программы    История театра кукол. Театр фантазий

Тема занятия:            «Виды кукол»

Цель занятия:    формирование представлений   о различных видах  кукол                                                            

Задачи:

Обучающие: 1.познакомить воспитанников с историей куклы и приёмами её                                                                                                                                                                                                       изготовления; 2.познакомить с мастерами кукольных дел творческих объединений центра.

Развивающие:  развивать творческие способности воспитанника.

Воспитывающие:  1. вызвать интерес к процессу изготовления куклы - закрутки; 2. создать творческую атмосферу на занятии.

Тип занятия  изучение нового материала

Год обучения  первый

Возраст  младший школьный

Оборудование и материалы: оформленные мини – выставки в творческих объединениях с различными видами кукол, клубок ниток, нитки, лоскуты ткани, заготовки деталей одежды кукол, технологические карты, краски, фломастеры, музыкальный центр

Ход занятия

Организационный этап

   Педагог: Здравствуйте, ребята! Наше занятие необычное. Сегодня мы совершим экскурсию, а поможет нам клубочек, который передаём друг другу со словами:

Ты катись-ка, наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка, путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

(Дети передают друг другу клубок, повторяя слова за педагогом)

Основной этап

Педагог: А отправляемся мы с вами  на фабрику.  Кто из вас знает, что может изготавливать фабрика?

Обучающиеся (отвечают):  одежду, обувь, бумагу, посуду, игрушки…

Педагог: Вы правильно ответили, только наша фабрика изготавливает другое. Что именно, догадайтесь прослушав отрывок из сказки «Василиса прекрасная» из собрания  А. Н. Афанасьева.

(Педагог зачитывает): « В некотором царстве, в некотором государстве жил – был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Умирая от тяжёлой болезни, мать призвала к себе дочь, и сказала ей: - Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Вместе с родительским благословением я оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе, а когда приключится тебе какое горе, спроси у неё совета. Она и скажет, чем помочь твоему несчастью».

Педагог: Итак, ребята, какой персонаж помогал Василисе в её жизни?

Дети:  кукла

Педагог: Правильно, и мы отправляемся на фабрику, где делают кукол из разных материалов. Вы не только многое узнаете о кукле, но и сами сделаете любимую куклу своих бабушек. Итак, передаём клубок со словами:

Ты катись-ка наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

 Мы отправляемся  в музей нашего центра.

 ( Дети совместно с педагогом отправляются  в музей ЦДО, где одна из экспозиций посвящена  куклам в национальных костюмах, современным куклам.  Далее с детьми общается экскурсовод музея ).

Экскурсовод: У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились быт, нравы и обычаи этого народа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек прямоугольной формы. Узоры на них изображали одежду. (Проецируется рисунок древнейших кукол)

На голове – парики, причёски из деревянных бусинок. Наши куклы намного отличаются от древнейших. Посмотрите и найдите отличия.

(Дети ищут отличия)

Педагог: Мы продолжаем экскурсию (Дети передают клубок со словами)

Ты катись-ка наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

  А следуем мы в технологический цех нашей фабрики - в творческое объединение «Рукодельница», где изготавливают этих кукол.

(Воспитанники отправляются в творческое объединение «Рукодельница», где оформлена мини-выставка кукол. Далее работает с детьми  педагог этой мастерской.)

Педагог мастерской «Рукодельница»:

   Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла. (Показывает различные варианты кукол). 

    Кукол этих берегли: вырастит дочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами. Они  начинали их «вертеть» с пяти лет. Как они это делали – сегодня предстоит научиться  и вам.

(Дети совместно с педагогом выполняют работу по технологической карте). Делаем основу куклы – трубочку из лоскута ткани. Куском белой ткани обтягиваем лицо, перевязываем ниткой –  основа куклы готова. Теперь нашу закрутку надо одеть, отправимся …Куда? Подскажет клубочек.

(Дети передают клубок со словами)

Ты катись-ка наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

Мы перемещаемся в швейный цех.

(Обучающиеся переходят в швейную мастерскую «Стиль». Педагог этого объединения показывает мини-выставку кукол в современной одежде, общается с детьми, помогая изготавливать  костюмы куклам)

Педагог мастерской «Стиль»:

Из самых разных и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани – китайки шили настоящую одежду, схожую с одеждой взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязаны по – особому платок, украшенный бусинками, блёсками. Вот и вам предстоит одеть свою куклу. (Воспитанники обматывают основу куклы яркой тканью – юбка, на голову повязывают косынку. Все детали заранее приготовлены)

Педагог: Вот наша кукла и одета, но чего – то ещё не хватает. Чего?

(Воспитанники отвечают – глаз, рта, носика)

Педагог: Мы продолжаем экскурсию. (Дети передают клубок со словами) 

Ты катись-ка наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

Отправимся в следующий цех нашей фабрики – художественный. (Дети перемещаются в изостудию «Акварелька», где с ними работает педагог этого объединения)

 Педагог изостудии:

    Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, наверное, заметили, что у них отсутствует лицо. Кукла долгое время оставалась безликой, потому что люди боялись полностью уподобить её человеку. Так как считалось, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребёнку. Со временем об этом забыли, и куклы стали рисовать или вышивать глаза. (Показывает варианты оформления лица куклы)  Вот и вы нарисуйте своим куклам: глаза, носик, ротик. А нанести узоры на сарафан куклы вам помогут воспитанники изостудии «Акварелька». 

(Работа в паре с воспитанниками изостудии)

Педагог: А сейчас мы с вами отправимся в последний цех нашей фабрики. (Дети передают клубок со словами) 

Ты катись-ка наш клубочек,

Быстро, дружно по рукам.

Укажи-ка путь – дорожку,

Куда следовать всем нам.

  И мы в музыкальном цехе.

Педагог вокальной студии:

  Существуют куклы механические и музыкальные. В те времена она была символом продолжения рода. Игра в куклы поощрялась взрослыми. Существовала примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относиться – быть беде.  Кукла участвовала во взрослых обрядах: рождественских праздниках, на масленицу, троицу, на окончание жатвы и на свадьбе. И везде она была по характеру разной: весёлой и грустной, задумчивой и задорной. Ребята, а вы знаете произведения, стихи, песни о кукле?

(Дети отвечают,  читают стихи)

Педагог вокальной студии: Вот какой длинный путь прошла наша кукла.  Но она немножечко устала и заскучала.  Давайте отнесёмся к нашей любимице с добротой, любовью, покачаем и споём ей колыбельную, пусть отдохнёт.

(Воспитанники поют ей колыбельную)

Релаксация

Педагог:  Вот закончилось наше путешествие на фабрику. Давайте вспомним, в каких цехах фабрики мы побывали и что узнали, чему научились, а поможет нам клубочек.

(Дети по очереди передают друг другу клубок, отвечая на вопрос педагога, завязывают узелки).

Заключительный этап

Педагог: Посмотрите, сколько узелков у нас получилось – это наши знания и умения. На этом занятии мы не только познакомились с разными куклами, но и сами сделали свою куклу – закрутку.  Я вас благодарю и жду вновь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....