Рыбы - самые тихие соседи
методическая разработка (1 класс) по теме
Внеурочное занятие из курса "Азбука ухода за домашними животными". Тема занятия "Рыбы - самые тихие соседи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby_-_samye_tihie_sosedi.docx | 84.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ИЖМОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Занятие по курсу
«Азбука содержания домашних животных и ухода за растениями»
с использованием средств мультимедиа
по теме:
«РЫБЫ - САМЫЕ ТИХИЕ СОСЕДИ»
1 КЛАСС
2011 – 2012 уч.год
Никольская Лариса Витальевна
учитель начальных классов,
первая категория,
стаж работы – 18 лет
пгт. Ижморский
2012г.
Тема: Рыбы – самые тихие соседи
Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
Ученики: Здравствуйте.
Учитель: Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
II. Беседа про рыбок и аквариумы.
Ребята, закройте глазки и послушайте звуки. Подумайте, что вы услышали?
(Звуки шума воды)
Итак, что же вы услышали? Шум волн, плеск воды, крики птиц. А больше ничего не слышали? А как же тогда, в воде нет живых существ? А почему мы их не услышали? Конечно, рыбы не могут издавать звуки, которые мы могли бы услышать. Тема нашего сегодняшнего занятия «Рыбы – самые тихие соседи»
Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)
- Опасней всех в реке она: хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это …(щука)
- Через море – океан плывет чудо – великан, пряча ус во рту, растянулся на версту. (кит)
А ещё каких рыб вы знаете? Молодцы, много знаете, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.
На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу, они находятся под охраной, их нельзя ловить.
Ребята, а как человек использует рыбу?
Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются.
Где это? Дети. Аквариум.
- У кого есть дома аквариум? Считаете ли вы рыбок своими друзьями?
- Это очень увлекательное занятие разводить рыбок, не так ли?
- Аквариум – это частичка природы, которая найдет себе место в любой квартире, которую может себе позволить любой и которая дарит массу впечатлений. Рыбы у многих народов и во многих культурах уже в течение тысячелетий являются символом мира и покоя.
- Сегодня я приготовила для вас сюрприз. У нас в классе появился аквариум с рыбками. (вынести аквариум)
Природа ещё спит после долгой зимы. Но мы видим это маленькое чудо здесь, в кабинете. Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариуме селят маленьких животных - улиток, которые поедают водоросли.
Этот аквариум будет теперь у нас в классе. Нам нужно научиться ухаживать за аквариумными рыбками.
Советы начинающим аквариумистам.
Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой (4-6 см.) тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. (слайд аквариумы)
Важное место в аквариуме занимают растения. Прежде всего, это украшение подводного мира; растения служат основным источником кислорода в аквариуме; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Также как растения на суше, водоросли могут быть разной формы: с колючками, закрученные, с широкими или узкими листьями и т.д. В водорослях любят прятаться все подводные жители. (слайд растения)
Для ухода за рыбками человек изобретает различные приспособления. У меня в руках прибор для насыщения воды кислородом.
Рыбам нужен корм и кислород, а так же аквариум нужно постоянно содержать в чистоте, иначе рыбки могут заболеть. А чем же рыбы питаются?
Питаются рыбки планктоном, водорослями, бактериями. Но золотое правило аквариумиста – не перекармливать рыбок. Из-за частого кормления, несъеденные остатки могут загрязнить воду и рыбки могут заболеть. Но и без корма рыбки могут погибнуть
Для каждого вида рыбок существует свой корм. Он продается в зоомагазинах.
Итак, вы купили рыбок. Привезли их домой в пластиковом пакете. Можно ли сразу выпустить рыбок из пакета в аквариум? Этого делать нельзя. Нужно сначала подержать пакет в аквариуме 15 минут, чтобы температура воды в емкостях постепенно сравнялась. Рыбы плохо переносят резкую смену температуры.
За аквариумом нужно постоянно ухаживать. Чтобы рыбки хорошо себя чувствовали, нужно регулярно менять воду и раз в неделю чистить аквариум.
А сейчас у нас небольшая динамическая пауза. Встали и повторяем движения вместе с героями мультфильма.
Итак, давайте познакомимся с некоторыми видами аквариумных рыбок.
Красив, разнообразен и загадочен подводный мир. У каждой ракушки, улитки, рыбки - свой цвет и форма.
СОМИК.
Тело рыбки окрашено темными пятнами – у самок брюшко белое, а у самцов – серо-фиолетовое; рот маленький, верхняя губа выдается вперед и оканчивается с каждой стороны двумя усиками.
По характеру эти рыбки миролюбивы, живут стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма, за это аквариумисты называют их «санитарами», очищающими аквариум.
Интересной особенностью сомиков является еще и то, что они дышат воздухом атмосферы, для этого они изредка поднимаются на поверхность воды, высовываются и заглатывают воздух для дыхания.
В нашем аквариуме рыбки – гуппи. Гуппи - это рыбка маленькая. Самки имеют невзрачную окраску, а самцы гуппи в отличие от самок имеют очень красивую, яркую, очень привлекательную окраску
Эти рыбки очень неприхотливы и легко приживаются в аквариуме.
Меченосцы своим названием обязаны «мечу», на нижнем крае хвостового плавника у самцов, у самочек – меча нет. Аквариумистов привлекает их ярко-красная окраска и простота в содержании и кормлении.
Но следует знать, что самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом, особенно когда в него сажают вновь приобретенных рыбок.
Скалярия.
Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.
Рыбка эта очень изящная, грациозная, кокетливая, американцы называют ее «рыба-ангел».
Однако, при всем изяществе скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть. Но скалярии очень доверчивы к своим хозяевам, которых привыкли видеть каждый день. А видят они прекрасно и сразу подплывают к переднему стеклу, извиваются и «просят» корм.
Скалярии любят чистую теплую воду, поэтому ее следует менять в аквариуме 2 раза в неделю.
ВУАЛЕХВОСТ – имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой.
ЛЬВИНОГОЛОВКА – очень необычная на вид рыбка – тело ее имеет вздутую форму, а голова покрыта наростами, придающими ей вид головы льва – отсюда и ее название. Короткий куцый хвост приподнят кверху. Тело львиноголовки покрыто ярко-желто-лимонной чешуей с красным ободком, а голова – ярко-красная. Рыбка эта является настоящим украшением аквариума.
Своеобразен ТЕЛЕСКОП – тело его вздутое, похожее на тело лягушки, но особенность этой рыбки составляют глаза, выдающиеся по обеим сторонам головы в виде двух крупных горошин, глаза имеют некоторое сходство с биноклем или телескопом, от которых рыбка и получила свое название.
Телескоп – неприхотлив, неповоротлив, дружелюбен, любит спокойствие и очень любит хорошо поесть.
Петушок имеет вытянутое, овальное, немного сжатое с боков тело Окраска этих рыбок очень яркая. Красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые цвета, при каждом повороте при хорошем освещении краски играют, принимая различные оттенки.
Общение с природой помогает жить человеку, вносит гармонию в его жизнь. Ёе красота нам помогает быть счастливыми, ведь мир вокруг нас цветной, а краски природы всегда удивляют и радуют нас.
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток
Трава и гроты-крошки,
Прозрачная вода…
Играют в нём рыбёшки —
Там рыбья чехарда.
Смотрю, одна из рыбок
Мне машет плавничком -
Рассказывает, видно,
О жизни за стеклом.
Игра на внимание «Рыбка»
А вам хочется иметь аквариум? А давайте сделаем свой аквариум из пластилина.
- Итак, мы решили своими руками создать пластилиновый аквариум. Для этого нам понадобятся: стеклянная банка с крышкой, разноцветный пластилин, пластмассовая доска для лепки и специальные стеки для работы с пластилином.
- Используя пластилин разных цветов, начинаем лепить аквариумных рыбок. Не забываем создавать имитацию чешуи на теле рыбки, а также характерные бороздки на плавниках и хвосте. Для того, чтобы в нашем аквариуме зародилась жизнь, мы должны слепить не только красивых разноцветных рыбок, но и улиток, водоросли, а также любых других обитателей подводного мира. Не забудьте слепить мелкие камушки, чтобы усыпать ими дно нашего аквариума.
- После того, как все жители нашего будущего аквариума созданы, помещаем пластилиновые фигурки в стеклянную банку.
- Лучше всего начать с закрепления длинных водорослей. Затем можно разбросать по дну нашего будущего аквариума пластилиновые камушки и посадить на них улиток, слегка надавливая на пластилин. Самым ответственным моментом является размещение рыбок. Для этого нужно крепко прикрепить рыбок к стеклянным бокам банки.
- Теперь, когда все содержимое аквариума размещено на своих местах, можно налить в банку воды.
- Воду в банку следует наливать достаточно аккуратно, чтобы случайно на повредить расстановку фигурок. Уровень воды должен доходить до краев банки.
- Плотно закрываем крышу и наш пластилиновый аквариум готов. Теперь его можно поставить на полку!
Для того, чтобы вы запомнили рыбок я предлагаю вам небольшую игру. Я вам покажу картинку, а вы должны назвать рыбку.
Учитель: Ребята, вы узнали много интересного об аквариуме.
Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Я приготовила для вас памятки с правилами создания и содержания аквариума, о его обитателях, об уходе за ними.
Дорогие ребята! Я хочу, чтобы этот урок подвиг вас на то, чтобы эти неповторимые создания сохранились и дарили многие часы радости . Но помните Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за сиюминутного желания. Надо как следует узнать правила ухода за ними. Ухаживать за животными - это большая ответственность. Сможете ли вы с ней справиться? Расширяйте свои знания о рыбках и их содержании.
ПСИХОТРЕНИНГ.
- А теперь проведём небольшое упражнение - пожелание любви всему живому и неживому на Земле.
(фонограмма)
Закройте глаза, глубоко вздохните.
Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм.
Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка скалярий. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство:
- Я люблю тебя, море:
- Я люблю вас всех, обитатели подводного царства:
- Я дарю тепло души всему живому на Земле:
А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинить сказку об обитателях изготовленного вами аквариума. В подарок вам раскраски с аквариумными рыбками. Занятие наше окончено. Спасибо за работу.
Правила
1. Идеальное место для аквариума – самый темный угол в комнате.
2.Для больших аквариумов нужна прочная устойчивая подставка.
3.Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.
4. Рыб надо кормить постоянно.
5. Так же постоянно надо
следить за температурой воды в аквариуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самая, самая, самая. . .
Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...
Конкурс для девочек "Самая, самая, самая.."
Конкурс для девочек 1-4 классов, посвящен Международному Женскому Дню 8 марта....
Презентация к занятию "Рыбы - самые тихие соседи"
Презентация, которая сопровождает внеурочное занятие "Рыбы - самые тихие соседи"...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".
Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Рыба капля - самая печальная рыба на земле"
Данная презентация подходит для урока по окружающему миру в 3 классе....
План урока. Окружающий мир. Кто такие рыбы? Рыбы Югры.
Предмет: Окружающий мир. «Школа России», А.А.Плешаков1 класс 1 четверть. 3 урок. (класс коррекции)Тема: Кто такие рыбы? Рыбы Югры.Цель: закрепление знаний о строении и отличите...
Голомянка: самая удивительная живородящая рыба Байкала
Проект ученика 4"а" класса Жалсобон Баина...