Родительское собрание .
материал (3 класс) на тему

Лялина Людмила Борисовна

"Детская агрессия." В помощь  учителям  и  родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie._nach.shk_..doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

 ДЕТСКАЯ

               АГРЕССИЯ

                                   

Учитель: Лялина Людмила Борисовна

МОУ Атепцевская СОШ

Родительские собрания

      Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Нередко родительские собрания  используются и для того, чтобы  повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся

Рекомендации по проведению

родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

      «Детские годы – долгие важные годы жизни ребёнка… уважайте труд познания… Уважайте собственность ребёнка и его бюджет… Уважайте тайны и отклоне6ния тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день… Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?

      Хороший учитель отличается от плохого только количеством сделанных ошибок и причинённого детям вреда.

      Есть ошибки, которые хороший учитель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший учитель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой учитель все ошибки сваливает на детей. Он полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать одежду, а добросовестно зубрить грамматические правила.

      Умный учитель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было бы желание научится!»

Родительское собрание

«Детская агрессия»

Формы работы: круглый стол.

                                      Человек обладает способностью любить,

                     и если он не может найти применения

                        своей способности любить, он способен

                                    ненавидеть, проявляя агрессию  и жестокость.

                          Этим  средством он руководствуется, как

                                    бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение, наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

      Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

      Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что с собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

      Агрессия в  более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

     Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

      В психологии различают три основных вида агрессии:

      1. Физическая агрессия, использование физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями.

      2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесённые обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребёнок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани – научить словам, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («ёлки-палки», «ну и ну»).

      3. Косвенная агрессия. Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т.п.).

      Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства, издевательства и т.д.

      Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

      Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

      Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
  4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Номера вопросов

1

2

3

4

5

Мальчики

Девочки

Папы

Мамы

      Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению агрессии против родителей и других людей.

      В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

      Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

а) преодолеть трудности; б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

      Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризует безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит  к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

      Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

      а) оно следует немедленно за проступком;

      б) объяснено ребёнку;

      в) оно суровое, но не жестокое;

      г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

      Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса.

(Аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как…

4 «нельзя» которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

     Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

      И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания:

      1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

      2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

      3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

      4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

      5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

      6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Предупреждение и преодоление

агрессивного поведения.

      Первым шагом на этом пути является попытка сдержать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить его окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному факту. Если агрессию предотвратить не удалось, надо показать ребёнку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, окружив при этом «жертву» повышенным вниманием и заботой. Ребёнок должен четко уяснить, что сам он только проигрывает от таких поступков.

      В случае разрушительной агрессии взрослому следует выразить своё недовольство подобным поведением и предложить ребёнку устранить учинённый им разгром.

      Вербальную агрессию предотвратить трудно, и приходится реагировать на неё после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребёнок адресует взрослому, то целесообразно проигнорировать их и при этом попытаться понять, что за чувства и переживания стоят за ними. Если же ребёнок оскорбляет других детей, посоветуйте им вежливо ответить обидчику.

      Работая с детьми, нужно помнить, что проявление страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнок может только стимулировать его к агрессии. Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребёнок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих.

Ряд игр и элементов релаксации, которые помогут ребёнку избавиться от склонности к насильственным действиям

«Брыкаши»

      Ребёнок ложится на ковре на спину. Ноги свободно раскинуты, и он  начинает (сначала медленно) брыкаться, касаясь пола попеременно левой и правой ногой. Постепенно увеличиваются сила и скорость данных действий. На каждый удар ногой об пол ребёнок говорит: «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Упражнение способствует  эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

«Кулачок»

      Дайте в руку ребёнку какую-нибудь мягкую, но недеформирующуюся игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит его сжатым, а потом раскроет его, расслабляя кисть. На своей ладони он увидит игрушку (или конфету) в том же «первозданном» виде

      Упражнение помогает сместить агрессию и мышечно расслабиться.

«Зигфрид»

      1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например карандаш.

      2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперёд. Обхватите руками своё колено и подтяните руки и плечи.

Советы педагогам и родителям

      Дети учатся жить у жизни.

Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

          ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.    

          ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

          ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

          ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

          ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

          ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

          ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

          ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

          ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится                   находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...