Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Барышева Татьяна Александровна

Выступление на научно-практической педагогической конференции. В нем представлены виды работ по духовно-нравственному воспитанию через уроки русского языка, математики и ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_._vystuplenie_barysheva_t.a.pptx1.64 МБ
Файл novoe_vystuplenie_.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов

Слайд 2

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 1.Работа со словарными словами 1. « Толковый»словарь (не называя словарного слова, ребенок объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.) 2. «Лишнее слово» (из набора предложенных слов выбрать только те, которые являются словарными) 3. «Угадай слово» ( учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало)

Слайд 3

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 2. Работа с пословицами и поговорками.

Слайд 4

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 3.Собери пословицы, объясни их смысл Начало пословицы Конец пословицы 1. Друг неиспытанный, что.. 2. Дурную славу нажить, как… 3. За старой головой, как… 4. Красна девка в хороводе, что…. 5. Ласковое слово, что.. 1 . … как за каменной горой. 2. …как пить попросить. 3. …что весенний день. 4. …что маков цвет в огороде. 5. … что кошелек без денег.

Слайд 5

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 4. Работа со скороговорками.

Слайд 6

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 5. Использование игровых технологий.

Слайд 7

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 5. Использование игровых технологий. « Словокаты »

Слайд 8

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 5. Использование игровых технологий. Чайнворды.

Слайд 9

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 6. Работа с фразеологическими оборотами.

Слайд 10

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 6. Работа с фразеологическими оборотами. Проиллюстрируй фразеологизм.

Слайд 11

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 6. Работа с фразеологическими оборотами. Дополните рассказ фразеологизмами.

Слайд 12

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 6. Работа с фразеологическими оборотами.

Слайд 13

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка. 6. Работа с фразеологическими оборотами. Игра «Найди фразеологизм»

Слайд 14

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки математики. 6+2 … 7+3 О 3+4 … 7-0 Р 10-2… 9-3 Б - Какое животное получилось? - Обитает ли бобр в наших краях? - Что вы о нем можете сказать? 10 20 5 17 14 Вычислите и расставьте числа в порядке увеличения, вы узнаете имя и фамилию этого человека. Л 2 * 15 Б 7*1 2 З 15 *3 П 36 : 12 В 72:12 Р 16*5 А 68:17 У 13*7 И 16*6 Е 56:4 А 17*5 Н 20*5 > < > =

Слайд 15

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки математики. Задачи. 1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? ( 125 г). 2. Что больше: 1/8или 1/2? Представьте, что этими частями выражаются доли хлебного блокадного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?

Слайд 16

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки математики. Решение экологических задач Задача 1. На кормушке было несколько снегирей. Когда 5 из них улетело, на ней осталось еще 6 снегирей. Сколько снегирей было на кормушке сначала? Задача 2. Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько килограммов кислорода в год выделяет вяз?

Слайд 17

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки математики. Соедините начало и конец пословицы. Объясните смысл пословицы под № 1. 1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - в трех соснах 2. Заблудиться три года ждут. 3. Обещанного только три дня.

Слайд 18

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки математики. Работа с задачами. 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней длилась ВОВ? 2. Блокада Ленинграда в годы ВОВ началась 8 сентября 1941 года, закончилась – 27 января 1944 года. Сколько дней длилась блокада? 3. Сосчитайте примеры. Полученное число соответствует количеству букв в слове. Составь из этих слов пословицу: 634 - 630 578 - 572 347 - 340 Родине дорожить жить служить сторожить

Слайд 19

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки ОРКСЭ. 1. Актуализация знаний . Игра «Построй крепость» Ребята, работая в группе подбирают слова, которые на их взгляд тесно связаны со словом « подвиг », и записывают их на карточках-кирпичиках. 2. «Погружение» в тему. Каждому из ребят дается листок, на котором записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, эгоизм . При помощи «любимых » и «нелюбимых » цветов ребята раскрашивают слова, которые обозначают нравственные категории. Затем - обсуждение в группах

Слайд 20

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки ОРКСЭ. 3. «Буквомикс» Дается высказывание, которое нужно расшифровать. « Масый перкарыснй допаорк , деслнанынй юлядм псоел умрдсоит ,- отэ рджуаб .» Франсуа Ларошфуко

Слайд 21

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки ОРКСЭ. 4 . Игра «Ассоциации» Подбери слова-ассоциации к каждой букве: С - справедливая О - обличает В - воспитывает, внутри Е - есть у каждого человека С - судья Т - твердая, терпеливая Ь -

Слайд 22

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки. Диагностика нравственной воспитанности обучающихся.

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном образовательном стандарте. Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Формирование духовного и нравственного человека происходит в основном на каждом уроке, но я хотела бы остановиться на русском языке, математике и ОРКСЭ. Каждый учебный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств, его социальных и духовных ориентиров.

Отдельными крупицами в этом направлении я хотела бы поделиться. Готовясь к урокам, стараюсь, чтобы обучение было направлено на нравственное воспитание ребёнка. Отсюда достижение цели вижу в следующем:

-в пробуждении интереса учащихся к предмету;

-в формировании и развитии нравственных основ поведения;

-в обогащении речи;

-в развитии познавательных интересов.

Предмет «Русский язык» школьники часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка  в обязательной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Для повышения интереса к предмету использую разные виды работ.

  1. Работа со словарными словами (Слайд 2)
  • «Лишнее слово»  (из набора предложенных слов выбрать только те, которые являются словарными: н-р, картофель, капуста, морковь, лук)
  • "Толковый" словарь (учитель, не называя словарного слова,  объясняет всем лексическое значение слова. н-р, человек, который совершил подвиг мужества.(герой) Дети угадывают и записывают с проговариванием)
  • "Картинный" словарь (отдельные предметные картинки к определённому словарному слову)
  • Игра   «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова. Н-р, Мо…сква, мо…роз, мо…локо. Вопросы: что вы знаете о Москве? И наоборот, можно дать конец слова,  учащиеся придумывают начало.

2.Работа с пословицами и поговорками

Велико влияние пословиц и поговорок на воспитание и развитие учащихся. В.И. Даль сказал: «Поговорка -  цветочек, а пословица-ягодка.» И  те  и другие несут в себе основы народной философии, провозглашая нормы морали. Пословицы можно использовать на разных уроках.

В работе с пословицами используются разные упражнения и задания. (Слайд 3) Использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает  мышление, творческое воображение.                                                                                                (Слайд 4) Задание: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения.

Приобщая детей к восприятию пословиц  как фольклорного жанра, мы развиваем  нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного русского языка.

3.Работа со скороговорками (Слайд 5)

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово,  чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Прием « Лесенка» (темп, интонация, тихо-громко) .

4.Использование игровых технологий

 Игра наряду с трудом и учением- один из видов деятельности ребёнка. Например, игра «Продолжи стишок». ( слайд 6)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой …( не разольешь)                                                                                                        Беседа: Как вы понимаете выражение «водой не разольешь»? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

       (Слайд 7) В процессе игры складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игра приносит участникам удовлетворение.                             Например, игры со словами: «словокаты» (слова в фигурах располагаются  кольцеобразно, по замкнутому кругу); чайнворды (цепь слов, где последняя буква одного слова является первой буквой следующего.) (Слайд 8)

5. Работа с фразеологическими оборотами (Слайд 9)

Употребление фразеологизмов помогает учащимся не только более ярко представить образ изучаемого объекта, но и  расширяет языковые познания, учит формулировать и доказывать своё мнение, стимулирует развитие речи. Кроме этого в единстве с развитием речи происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении.

Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком.

Использую на уроках дидактические упражнения, н-р, «Фразеологический зверинец».

При изучении фразеологизмов я предлагаю использовать следующие приёмы:

  • ( Слайд 10) Иллюстрирование (учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы русской речи).
  • ( Слайд 11) Дополни рассказ фразеологизмами ( парная работа)
  •  (Слайд 12) Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов с фразеологизмами (дети учатся использовать новую лексическую единицу в контексте не только с точки зрения орфографии, но и лексической сочетаемости).                                                                                                      
  • ( Слайд 13) Поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев: Игра «Найди фразеологизм»- на примере стихотворения «Ни пуха, ни пера»

Глубокое духовное развитие чаще всего происходит на уроках литературного чтения и русского языка. Сложнее включить данный материал в уроки математики.

1.В устном счете я использую следующие задания на слайде (1 класс) (Слайд 14)

  • Сравните выражения и узнаете животного, обитающего в нашем районе.

- Какое животное получилось?

- Обитает ли бобр в наших краях?

- Что вы о нем можете сказать? Почему бобры занесены в Красную книгу Ивановской области? Как мы должны относиться к животным?

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предлагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Н-р, решая представленное задание  на слайде, получается имя и фамилия человека (Павел Зарубин) .                                               Хотите узнать - кто это? (детям предоставляется возможность узнать об изобретениях нашего земляка.

Решая задачи о хлебе , на слайде. (Слайд 15)

Проводится беседа о том, что хлеб-главное богатство нашей Родины. Хлеб-итог работы сотен тысяч людей. Как мы должны относиться к хлебу? Представьте, что этими частями выражаются доли хлебного блокадного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? 

Занятия, на которых учащихся знакомятся с историческим материалом и одновременно решают математические задачи на данную тему, не только развивают воображение, логическое мышление, способствуют формированию вычислительных навыков, но и пробуждает интерес к отечественной истории, воспитывают уважение к достижениям предков.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такие задачи (Слайд 16)

Решая задачи о птицах, попутно задаю вопросы.

- Водятся ли снегири в нашем районе?

- Что вы знаете об этой птице?

-Почему надо подкармливать птиц зимой? Чем? Ребятам сообщается, что ежегодно в нашей школе проводится акция «Горсточка добра», можно приносить кормушки и корм для птиц .

Воспитанию нравственных качеств на уроках математики так же  способствует использование  пословиц и поговорок.

Приведу пример фрагмента урока во 2 классе «Час. Минута»

- Прочитайте пословицу: «Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался»

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Что можно сказать о таком человеке?

- Многое ли вы успеете, если будете придерживаться данной пословицы? Нужно ли соблюдать режим дня?

 (Слайд 17) В конце 1 класса на каллиграфической минутке, когда дети уже научились хорошо читать, вспомнили не только написание цифры «три», её состав числа, но и поработали с пословицами . Эта работа проводилась  в парах по вариантам.

- Соедините начало и конец пословицы. Объясните смысл 1 пословицы

Для формирования у учащихся любви к своему народу, к своей Родине, постоянной готовности к ее защите с четвероклассниками к памятным датам, н-р, ко Дню 9 мая составляли и решали такие задачи на экране (Слайд 18):

1.     Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней длилась ВОВ?

2.     Сосчитайте примеры. Полученное число соответствует количеству букв в слове. Составь из этих слов пословицу.

       Основной целью уроков ОРКСЭ является повышение эффективности воспитательного процесса нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры. На уроках ОРКСЭ я использую следующие задания:

1.этап урока -Актуализация знаний . Игра «Построй крепость» (Слайд 19)

Ребята, работая в группе,  подбирают слова, которые на их взгляд тесно связаны со словом «подвиг», и записывают их на карточках-кирпичиках.

2. «Погружение» в тему. Каждому из ребят дается листок, на котором записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, эгоизм. При помощи «любимых » и «нелюбимых » цветов ребята раскрашивают слова, которые обозначают нравственные категории. Затем - обсуждение в группах.

3.«Буквомикс» (Слайд 20)

Дается текст (высказывание), который нужно расшифровать. Затем  –обсуждение .

4. Игра «Ассоциации»  (Слайд 21) Подбери слова-ассоциации к каждой букве:

С- справедливая

О- обличает

В- воспитывает, внутри

Е- есть у каждого человека

С- судья

Т- твердая, терпеливая

Ь- 

Духовно-нравственное воспитание - процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.   Мною было проведено анкетирование с целью определения нравственной воспитанности обучающихся. Результаты анкетирования представлены на экране. (Слайд 22) Меня радует, что практически 90% опрошенных детей имеют по всем уровням высокие показатели. Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты.

Выводы

Итак, для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания современной стратегии развития российской школы необходимо использовать приёмы и методы активного обучения. Они позволяют обучающимся под руководством взрослых достигать новых результатов в своём развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принятия правильных собственных решений.

(Слайд 23)

Считаю, если хотя бы один мой ученик сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику, значит, моя работа не прошла даром, значит стоит находить время и подыскивать  материал по духовно-нравственному развитию, включать его в уроки и внеклассные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.

Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий ур...

«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».

Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...