Трудные дети
статья по теме
Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Что такое гипердинамический синдром? Каждый ли ребенок не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый? Размышления на эту тему в моей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В V111 веке до н. э. древнегреческий поэт Гесиод описывает в своей поэме «Труды и дни» интересующее нас явление в выражениях, представляющихся сегодня весьма актуальными: « У меня более не будет никаких надежд касательно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки управление, потому что молодежь эта несносна, несдержанна и вообще ужасна. Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушают своих родителей».
Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.
«Если ребенок стал трудным,- делится своим опытом В. А. Сухомлинский,- если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.
Трудным ребенок становится именно в этом возрасте - от года до семи-восьми лет»
Ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, литература, кино, телевидение. Кому же принадлежит решающая роль в воспитании детей?
На школьных собраниях родители нередко упрекают школу. «Придешь с работы, а ребенок занят: или уроками, или ему надо побыть на свежем воздухе, или посмотреть телепередачу, или почитать художественную литературу. А родителям надо позаботиться о еде и быте.(Они либо выживают, например работают на рынке с утра до вечера, либо делают карьеру.) Для общения с детьми совсем не остается времени. Значительно больше времени проводят дети, общаясь с учителем. У родителей нет педагогического образования, а методы воспитания, завещанные бабушками и дедушками, оспариваются как устаревшие. Учителя имеют специальное образование, опыт работы, к тому же воспитание детей является их основным делом. Все как будто верно и убедительно, но никуда не уйти от факта, что решающее влияние на нравственное воспитание оказывают родители.
В здоровой семье эмоциональные связи детей и родителей столь сильны, что создают предпосылки для противодействия любым отрицательным влияниям среды.
В рамках борьбы с растущей наркоманией среди детей и подростков особого внимания заслуживает наиболее уязвимая «группа риска»- БЕЗНАДЗОРНЫЕ И БЕСПРИЗОРНЫЕ. Дети из этой группы, как правило, жертвы неблагополучной ситуации в семье. Это семьи, попавшие в целый набор ситуаций «социального тупика», таких, как алкоголизм, наркомания, асоциальная деятельность.
У детей из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, нередко формируется генетическая предрасположенность. Беспризорные и бездомные дети по потреблению психоактивных веществ заметно превосходят своих «домашних» сверстников. Так среди 7-летних беспризорных курит каждый четвертый, среди 8-летних – (каждый третий) и к 15 годам регулярно пьют уже почти 80% из них. К 12 годам каждый четвертый становится потребителем наркотических средств.
За последнее десятилетие в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений.
По данным прокурорского надзора, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцировавшее несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. Подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах. Взрослые считают, что вправе делать с собственными детьми все, что им заблагорассудится. В одной из клиник Москвы, например, лечилась девочка, которая взяла у бабушки без разрешения 30 рублей. И, чтобы проучить, ее долго и жестоко избивал отчим. Затем он привязал ребенка к стулу, скрутив руки и ноги, и оставил на чердаке. К счастью, это было летом, девочка за ночь не успела простыть. Утром отчим поднялся на чердак, отвязал ее, но не выпустил. Тогда она подползла к краю чердака и упала с высоты 3,5 метров вниз, на бетонный пол. Когда девочку доставили в больницу, она представляла собой сплошной синяк и кровоподтеки.
Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе От так называемых «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Во многих семьях дети часто бывают свидетелями пьяных ссор между родителями. Следствием такой обстановки в семье становится детская безнадзорность, родители порой не знают, где и с кем проводит ребенок свое время. В результате у детей формируется враждебное отношение к окружающим. Преодолеть это трудно, но необходимо.
На вопрос: «Часто ли проводишь свободное время с родителями?»- Больше половины опрошенных детей ответили: «Нет». А 10% дописали, хотели бы поменять родителей. Это уже страшно. Если в семье не научили ребенка жить так, как говорил Сент-Экзюпери: «Встал, умылся, наведи порядок на собственной планете», то он везде вокруг себя будет создавать помойку, считая ее стилем жизни, в которой потом мучаются окружающие его люди, если этот стиль им не по душе.
Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллективами .
Может быть, нелишне взглянуть на взрослых глазами ребенка? Ему они могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, зависимостью детей от них, творящими «суд скорый и неправый». «Воспитание детей- это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей.
«Трудный» родитель недоволен своим ребенком, считает его некрасивым, неспособным, неприспособленным. Он не доверяет своему ребенку и не уважает его. Он не считает ребенка способным чего-то добиться в жизни из-за низких способностей и дурных наклонностей. Не может сдержать по отношению к ребенку досаду, обиду, раздражение, злость. «Трудный» родитель может и любить ребенка, но это не приносит пользы, если ребенка ограждают от всех трудностей и неприятностей, стремятся удовлетворить все его капризы, не оставляют места для инициативы и самостоятельности. Не лучше и требования, с одной стороны, безоговорочного послушания и дисциплины, а с другой- успехов в учебе и спорте, в любых делах. Детям навязываются воля и ожидания родителей, которые не считаются с интересами, склонностями, способностями ребенка. Такие родители считаются «трудными» и приносят немало ущерба формированию личности своих детей.
«Трудные» семьи это не только те, где ,предположим, злоупотребляют спиртными напитками,»трудными» могут быть семьи из-за незнания родителями законов воспитания детей, неумения организовать в семье правильные взаимоотношения с детьми.
Исследования социологов убеждают нас в том, что еще много семей, не умеющих понять свою роль в удовлетворении потребностей ребенка: родители смешивают истинные потребности ребенка и его капризы, удовлетворяют в первую очередь материальные потребности и совсем не развивают духовные. Приходит время, когда семья уже не в состоянии выполнять требования детей, и наступает конфликт, который не всегда разрешается благополучно.
В практике семейного воспитания сложилось несколько типов семей, которые по –своему трудны. Это семьи с низким уровнем общественных интересов, с неустойчивой и часто напряженной семейной атмосферой, с пренебрежительным отношением к семейным обязанностям. Дети в этих семьях вырастают с определенными недостатками в нравственном воспитании.
Есть семьи с достаточно высоким уровнем общественных интересов, но внутри семьи имеют место «формальные» отношения. Дети этот стиль отношений быстро усваивают, подражают им, а за этой внешней манерой поведения иногда скрываются отрицательные черты.
Представляют особые трудности семьи, где неправильно понимают дисциплину как нравственную категорию. Так есть семьи с суровой дисциплиной.
Очень многие семьи стремятся уберечь детей от черновой работы, свою заслугу понимают в том, чтобы обеспечить безоблачное детство своим детям, затягивая его порой до их совершеннолетия. Так вырастают тунеядцы, бездельники. Как видим, семьи учеников требуют к себе пристального внимания учителя, индивидуальной работы с ними по разъяснению задач и путей воспитания.
Что такое гипердинамический синдром?
Основные признаки гипердинамического синдрома – это проявление с первых месяцев жизни ребенка двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и всегда находятся в списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно, не желая «ничего плохого». Это они сползают под парту во время уроков, устраивают кучу-малу на перемене, это они забывают свой портфель и почти каждый день теряют ручки, карандаши. Это их голова всегда повернута в сторону доски. Гиперактивные дети чрезмерно нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать тишину. Гипердинамические дети не ходят, а бегают, доказывая что-то, не говорят, а кричат.
Это их так любят ругать на родительских собраниях, произнеся фразу: «Мог бы вполне неплохо учиться, если бы так не отвлекался».
Причины, приводящие к подобным состояниям, пока неизвестны, но предполагается, что в основе гипердинамического расстройства лежат микроорганические поражения головного мозга.
Дети, как, впрочем, и взрослые, устроены сложно, у них есть свои эмоциональные травмы и переживания, планы на будущее, привязанности и связи, и положить конец их уличному существованию зачастую можно только с помощью кропотливой работы по переориентации их установок, круга общения, восстановления прежней семьи или создания новой.
…Вот уже много дней стоит на улице маленькая таджикская девочка, замотанная в жалкие одежды, и просит подаяние. А недалеко от нее на корточках качается ее отец, бдительно следя за каждой монеткой, попавшей в ее замершие ручки. Она - не беспризорник, она- не безнадзорная, вон он , папаша, рядом. И регистрация у него в порядке. И все прочие документы на руках. И уже никому нет дела до этой маленькой иностранки, которая смотрит на мир круглыми недетскими глазами.
Все проблемы- прямое следствие если уж не кризиса, то полураспада семьи в России. В результате бедности и малообеспеченности снизилась ответственность родителей за социализацию, содержание и воспитание детей. Это с одной стороны. А с другой, и само наше государство не имеет серьезной долговременной стратегии семейной политики. Среди причин ослабления внимания органов власти к семье можно назвать неготовность власти к решению проблем, появившихся в связи с реформами в социально-экономической сфере, недостаточное финансирование программ помощи семье, а также отсутствие приоритета семьи в политике государства.
Но и самим родителям надо бы больше заниматься своими детьми.
Профессиональную педагогическую помощь в этом мамам и папам может оказать школа. Воспитание подрастающего поколения- наша общая задача.
Каждый ли ребенок не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?
Есть скверные родители, предающиеся пьянству, не проявляющие заботы о своих детях. Есть дети с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы, требующие специальных медико-педагогических мер.
Есть родители безупречные в социальном отношении, но причиняющие своим детям страдания не в силу злого умысла, а по причине незнания, педагогического невежества. Чаще всего они даже не подозревают об ошибочности своих действий.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 12. 2001 №1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наши трудные дети"
Мастер – класс: «Наши трудные дети» Цель: познакомить педагогов с коррекционно-развивающими мероприятиями, способствующими созданию ситуации успеха, повышению самооценки школьника с от...
родительское собрание "Трудные дети...Как им помочь?"
Если вдруг ваш ребенок стал плохо учиться и пропускать занятия, значит, он потерял веру...
Родительское собрание в 3 классе на тему "Наши трудные дети"
В данной работе можно узнать о причинах становления детей трудными. Родительское собрание построено в виде беседы, проведена анкета. ...
Родительское собрание "Трудные дети"
Родительское собрание "Трудные дети" (3 класс)...
"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы
В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...
Статья "Трудные дети в трудных семьях"
Материал будет полезен педагогам, психологам. родителям для работы с трудными детьми используя при этом разумные методы и приемы педагогического воздействия....