"Наши трудные дети"
методическая разработка (4 класс) по теме
Опубликовано 08.10.2011 - 13:28 - Чернавцева Людмила Геннадьевна
Мастер – класс:
«Наши трудные дети»
Цель: познакомить педагогов с коррекционно-развивающими мероприятиями, способствующими созданию ситуации успеха, повышению самооценки школьника с отклоняющимся поведением.
Педагог-психолог: Чернавцева Л.Г.
Мастер – класс: «Наши трудные дети»
Что стоит за словами «трудный ребенок»? Какие причины приводят к тому, что ребенок становится трудным?
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.
Трудный ребенок… какой он? Нарисуйте словесный портрет трудного ребенка. Характерные черты записываются на лист ватмана.
Каковы же причины неадекватного поведения учащихся?
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:
- за сравнение не в его пользу ;
- унижение друг друга членами семьи;
- разводы и появление в доме нового члена семьи;
- несправедливость и невыполненные обещания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.
Попробуем при помощи воздушных шаров и цветной бумаги создать образ трудного ребенка.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые должен слышать ребенок: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова относятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время.. мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.
Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания. Тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботится о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Путь, ведущий к изменениям в поведении ребенка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
Наша задача – научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых. Поэтому главное – это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить
1. упражнение «Имя на ушко»
2. упражнение «Поймай» («Нина, поймай мяч») исп. воображ-ый мяч
3.упражнение «Я могу» (повышение самооценки, развитие самоутверждения)
4. упражнение «Четыре угла – четыре выбора» необходимо выбрать самый подходящий.
Задача: нахождение общих черт, объединяющих с другими.
• Цвет, четыре времени года, кофе, чай, кока-кола, молоко,
Москва, Париж, Лондон, Нью-Йорк
Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу почему они выбрали именно этот цвет. После все собираются на середину комнаты.
Обсуждение: какие участники чаще/реже оказывались с тобой в одной группе? Что интересного каждый узнал о других участниках группы?
5.упражнение «Рука друга»
Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое, поможет Вам добиться успеха во всем, выполняйте следующие правила:
• Думайте и ведите себя жизнерадостно и Вы почувствуете себя жизнерадостным(ой)..
• Единственный способ обрести успех – это не ждать благодарности,
а творить добро ради собственной радости.
• Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
• Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 3 классе на тему "Наши трудные дети"
В данной работе можно узнать о причинах становления детей трудными. Родительское собрание построено в виде беседы, проведена анкета. ...
родительское собрание в 4 классе Наши трудные дети
Данный материал поможет педагогу подготовиться к родительскому собранию в 4 классе....
Презентация к родительскому собранию на тему "Наши трудные дети"
Наши трудные дети....
Родительское собрание на тему "Наши трудные дети"
Цель: «Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка».Задачи:Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях ...
Родительское собрание "Наши трудные дети"
Беседа с рдителями о поведении их детей, как наладить взаимоотношение с ребенком....
Наши трудные дети
буклет для родителей...
Родительское собрание "Наши трудные дети"
Данное собрание я проводила в 3 классе. Это самый трудный и переходный возраст детей....