Задачи: Образовательные: • Закрепить понятия: народная и литературная сказка. • Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др. • Учить детей определять виды сказок. • Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг. Развивающие: • Продолжить обогащение словаря детей новыми словами. Воспитательные: • Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам. | |
Оборудование: • Книжная выставка «Сказки». • Красивая надпись на доске: «Брейн-ринг «Сказки». • Бубен вместо гонга. • Магнитофон с записями для музыкальных пауз. • «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п. • Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), игрушка Чебурашка, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». • Конверты с вопросами игры. • Призовые фишки за правильные ответы. |
Ход занятия: - Орг.начало
2. Вступительная беседа Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства. Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба). Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки) Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные.
Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.) Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»). Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»). Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»). В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости. 3. Правила игры Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Класс делится на 2 команды по 10 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются. 4. Этапы игры. 1. Разминка Попробуйте вы отгадать загадки: • Без рук, без ног, а в гору лезет (тесто) • Кругом вода, а с питьем беда (море, болото) • Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень) • Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах) • Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит (ручей, река) • Без рук, без ног, а в избу скок (ветер) • Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз).
- Узнай героя сказки
• Героиня, какой сказки, так говорит о себе: «Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен) • Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева») • О ком идет речь в этих стихах? Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляя сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая - героиня одноименной сказки) - Вот вам дети по стреле:
И стреляйте на заре. Где стрела-то упадет Там и счастье ваше ждет.
(В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)
- Волшебные вещи
• Внимание - «Волшебный сундучок»! (что за вещь лежит в сундучке) - С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
- Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?
(Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр») - Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола?
(Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья») - Маленький кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок, который показывает дорогу)
- Два арапа – родных брата: ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги-скороходы)
- Интересная вещица – без начала, без конца (кольцо)
4. Узнай меня ( презентация) - Завершение игры
Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников игры. Общий танец под музыку песни из кинофильма «Приключения Буратино»
|
|
|
|