Самый классный классный - из опыта работы
статья по теме

Коробова Марина Арсеньевна

      Перед каждым классным руководителем стоят практически одни и те же вопросы: Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? В нашем современном обществе как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому считаю, что смысл воспитательной работы - помочь детям в конструировании их собственного мира , т. е.помочь человеку найти себя в жизни, а сделать это сможет только тот, кто обладает внутренним здоровьем, в отличие от нездоровой личности, живущей с ощущением  внутренней неполноценности, чувством вины или страха, эмоциональной зажатости.
      Свою воспитательную систему базирую на саморазвитии и педагогической поддержке. Воспитание при таком подходе предполагает взаимодействие двух процессов обеспечения, «свободы от», что означает защиту ребенка от подавления, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов, и воспитание «свободы для», означающее создание благоприятных условий для творческой самореализации, для развития автономного «само». Считаю, что в таком случае образовательный и воспитательный процессы строятся как сотворчество взрослого и ребенка, где преобладает взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samyy_klassnyy_klassnyy.rar63.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

   « Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется»

                                                                                                        Януш Корчак

      У каждого в жизни есть свое предназначение, определенное свыше. Судьбой мне было уготовано родиться в династии потомственных педагогов, стать  в ней 49 учителем, нести разумное, доброе, вечное.

        Перед каждым классным руководителем стоят практически одни и те же вопросы:  Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? В нашем современном обществе как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому считаю, что смысл воспитательной работы - помочь детям в конструировании их собственного мира , т. е.помочь человеку найти себя в жизни, а сделать это сможет только тот, кто обладает внутренним здоровьем, в отличие от нездоровой личности, живущей с ощущением внутренней неполноценности, чувством вины или страха, эмоциональной зажатости.

           Свою воспитательную систему базирую на саморазвитии и педагогической поддержке.  Воспитание при таком подходе предполагает взаимодействие двух процессов обеспечения, «свободы от», что означает защиту ребенка от подавления, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов, и воспитание  «свободы для», означающее создание благоприятных условий для творческой самореализации, для развития автономного «само». Считаю, что в таком случае образовательный  и воспитательный процессы строятся как сотворчество взрослого и ребенка, где преобладает взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

         С 1992 года я работаю в школе, в том числе и классным руководителем. Стараюсь работать в идеологии педагогической поддержки, воплощающей педагогику свободы в повседневную школьную жизнь.

         Но, считаю, что прежде, чем приступать к такой системе воспитательного процесса, необходимо осмыслить собственную свободу. Это очень важно. Я чувствую себя свободным, независимым человеком. Я радуюсь и горжусь тем, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. На меня не давит администрация школы, не досаждает изнуряющими проверками. Коллеги меня понимают и заинтересованы в том, что я делаю. Я не боюсь ошибиться, поскольку оценивают не мою личность, а мои поступки и действия.

            Для меня человек, его самочувствие, благополучие – самая главная ценность. Поэтому свободу ребёнка, прежде всего, связываю с верой в него, пониманием, уверенностью в себе, искренностью, с равноправным партнерским взаимодействием. Хочу, чтобы ребенок научился выражать мысли свободно, чтобы делился сомнениями, переживаниями, чтобы умел адекватно оценивать свои успехи.

    В своей воспитательной работе придерживаюсь следующих норм отношений:

  1. Ведущий принцип воспитания – природосообразность и культуросообразность;
  2. Доминирующая ориентация на:                                                                                                                                   - свободное взаимодействие детей и взрослых;                                                                                                         - соответствие школьного уклада индивидуальным интересам и ожиданиям детей;                                                                                                                - личностные продуктивно-практические достижения детей;                                                                 - индивидуальный рост;                                                                                                                                             - гармоническое развитие головы, сердца, рук.
  3. Требования к ребенку: мягкие, базирующиеся на целях совместной деятельности и нормах самодисциплины, договорных отношений, самоконтроля.
  4. Инициаторы: ребенок и детско-взрослое сообщество.
  5. Основная форма деятельности: продуктивный труд, общение ( классные часы, экскурсии, ролевые игры, театрализованные представления, походы, поисковая работа)
  6. Стиль деятельности: деловой, товарищеский, ситуативный.
  7. Общая атмосфера отношений: отношение сотрудничества, сотворчество, равноправие.
  8. Мотивация ребенка: интерес, стремление к успеху, самореализация, самовыражение.
  9. Стиль общения: сотворчество, деловое отношение к ошибке ( право ребенка на ошибку).
  10. Самоощущение ребенка в школе: чувство принадлежности к единому детско-взрослому сообществу; чувство совместной ответственности за дело.

Программу воспитательной деятельности реализую в следующих направлениях:

- аналитико-диагностическая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- работа с семьей;                                                                                                                                                                 - дополнительное образование;

- свободное общение.

 Большое значение придаю совместной работе с детьми по созданию правил нашего сообщества. Заметила, что дети уважают больше именно правила, рожденные непосредственно из окружающей жизни:

  1. Относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе (главное правило  нашего классного коллектива);
  2. Свободно и смело высказывай свои мысли, свое мнение;
  3. Работай над своей ошибкой, не смейся над ошибками других.

Помимо правил нашего коллектива, у меня есть своя педагогическая  заповедь: «Запретить легче, чем разрешить». И поэтому главным словом на уроке и во внеурочной деятельности стало слова «МОЖНО»

  1. Можно обращаться ко мне по любому вопросу;
  2. Можно выбрать другую тему;
  3. Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;
  4. Можно отказаться от порученного дела, если не видишь смысла в его выполнении;
  5. Можно придумать свое дело;
  6. Можно сказать учителю, когда он несправедлив. Все можно!

Творческая мысль должна быть свободной, потому, что мы доверяем, друг другу, при этом учимся отвечать за свои поступки и свой выбор.

        У каждого моего воспитанника есть дело. Дела индивидуальные, по предложению самих детей. В процессе выбора дел, они сами распределяются по четырем группам (семейкам) и определяют свои поручения:                                                                                                                                                           - «Друзья кота в сапогах» - разучивать проведение игр и соблюдение порядка на переменах;                                                                                                                             - «Друзья Айболита» - занимаются проверкой внешнего вида учащихся, чистотой  учебников, школьных принадлежностей, дежурством в столовой;                                                                                                 - «Друзья Красной Шапочки» - организация чистоты в классной комнате в течение дня;                                                                                                                          - «Друзья Знайки» - помощь учителю при подготовке к уроку, проверка домашних заданий и помощь в их выполнении, организация всеобуча. Смена деятельности происходит понедельно. В  коллективе дети выбрали двух президентов, министров  труда, культуры, прессы, спорта.

            Дела рождаются в соответствии с их возможностями и нуждами и направлены на выполнение тех требований, которые предъявляют учителя, родители, на то, чтобы помочь друг другу, на создание дел  для совместного творческого развития.                                                                                                Эффективность такой работы подтверждают наши маленькие победы.                                                                  - Мы стали лауреатами краевого конкурса на лучший урок и внеклассное мероприятие по предмету «Кубановедение» в номинации  «Лучшее внеклассное мероприятие».                                                                                                         – Награждены дипломом за участие в конкурсе, организованного  фирмой  «Inter-write» уроков с использованием интерактивных досок на уроке.                                                                                                                                    – Почетной грамотой за лучшее внеклассное мероприятие в краевом конкурсе детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01», приуроченного к 17 -летию МЧС России и 359 годовщине пожарной охраны России, в номинации «Литературные работы» за журнал «Агентство детской безопасности»;                                                                                                                       - Грамотой победителей конкурса по реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинации «Методика реализации программы»;                                                                                                          - Грамотой победителей конкурса по реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинации «Кулинарные волшебники»;                                                                                                                               - Почетной грамотой за активное участие в жизни школы по итогам работы за учебный год;                                                                                                                          - Грамотой за успехи  и достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения;                                                                                                                                         -Грамотой  победителя в окружном конкурсе  мам «Сударушка»;                                                                                  - Дипломы и грамоты за индивидуальные успехи и достижения.

             Полагаю, что это стало возможным благодаря тому, что я                                                                                        – верю в ребенка, его возможности;                                                                                                                                                  - оцениваю не личность, а поступки и действия;                                                                                                                  - вижу ценность не только результата, но и самого процесса;                                                                                     - постоянно проявляю внимание к каждому ребенку. Искренне радуюсь его самостоятельным   действиям, поощряю их;                                                                                                                                                        - умею занять позицию ребенка, понимаю детство, не тороплюсь с выводами;                                                                                                                             - помогаю каждому ребенку найти свое собственное «я», стать личностью, сохранить свою уникальность.

            Эти правила выражают мое профессиональное кредо. Быть профессионалом для меня означает хорошо знать и любить свое дело, выполнять его легко, изящно, свободно.

             Несвободный учитель не может воспитать свободного ученика.

Коробова Марина Арсеньевна -                                                        учитель начальных классов                                                        МОУ СОШ №24с. Агой,                                                        победитель краевого конкурса                                                                                 «Самый классный классный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на конкурс "Самый классный классный 2012"

Работа на конкурс "Самый классный классный 2012"...

Презентация воспитательной работы к конкурсу " Самый классный классный"

Воспитательная программа " Раз ступенька, два ступенька" разработана на 4 года для учеников начальной школы. Использован опыт других педагогов и собственные разработки. Материал использовался для конк...

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Конкурсная работа "Самая классная классная"

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; выр...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...