Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть
методическая разработка (2 класс) на тему

Николенко Любовь Михайловна

 

6533
clip_image002.jpg

Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему «Что такое вежливость и доброта», фонограммы песен «Если добрый ты», «Дорога добра», конкурс рисунков на тему: « Спешите делать добро».

Учитель.  Уважаемые, ребята и гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека.

Послушайте всем известную песенку и ответьте, о каком главном качестве

человека пойдёт речь.

З в у ч и т  ф о н о г р а м м а « Если добрый ты»

Учитель. Чему учит нас эта песня? ( Доброте)

Тема нашего утренника « Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Ребята, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Добрая слава лежит, а худая бежит.

- Доброго чтут, а злого жалуют.

- Делай другим добро – будешь и сам без беды.

- Добрый человек в добре живёт век.

- Худо тому, кто добра не творит никому.

- За доброго человека сто рук.

- Доброта нигде не теряет своего достоинства.

- Добрые умирают, да дела их живут.

Учитель. Ребята, расскажите, что вы сделали хорошего?

 - Чем вы помогли людям?

 

Учащиеся показывают свои рисунки, зачитывают отрывки из своих сочи-

нений.

Выступления учащихся.

  1. Когда по склонам вечной суеты

       Бежать от неудач устанешь люто.

       Направь шаги тропою доброты

       И радость помоги найти кому-то.

 2.  Как бы жизнь не летела –

       Дней своих не жалей,

       Делай доброе дело

      Ради счастья людей.

  1.  Чтобы сердце горело,

                И не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

 Тем живём на земле.

   Все: Давайте поклоняться доброте,

            Давайте воевать за доброту!

Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

     Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

       Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

        - Почему это ты, Дятел, плачешь?

        - Нечего есть, Белочка…

        Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

         Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

          А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

 Вопросы для анализа:

 - Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

 - Почему радуются Белочка и бельчата?

 - Какое дело совершила Белка?

 -Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в VI в. до н.э. древнегреческий  философ

Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим своё собствен-

ное счастье.

  Ребята, помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.        

    Ребята, какие высказывания писателей о доброте вы знаете?

  1. « Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как веж-

ливость и доброта».( Мигель Сервантес)

     2. « Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к       

          людям». ( Жан Жак Руссо)

3.      «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»( Лев Толстой)

Учитель. Ребята, каким делает человека доброта?

- Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка в губах.

Учитель. Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выпол-

нять, чтобы быть добрым?

1.      Любить людей знакомых и незнакомых.

2.      Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.

3.      Делать добро для близких, друзей.

Учитель. Ребята, а каким  должен быть ещё человек, чтобы дарить людям радость?

( Вежливым)

Ребята, скажите,  пожалуйста, а что такое  в е ж л и в о с т ь?

  Вежливость– одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVIв.

слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы

выражения доброго отношения к людям.

У ч а щ и е с я  называют правила вежливости.

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек

    не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Учитель. Попробуем определить знаете ли вы правила вежливости.

Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а

вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете зелёную табличку, если нет, то – красную.

  - Поздороваться при встрече…( вежливо))

  - Толкнуть, не извиниться… (невежливо)

  - Помочь подняться, поднять упавшую вещь…( вежливо)

  - Не встать, обращаясь к учителю…(невежливо)

  - Не уступить место пожилому…(невежливо)

Учащиеся читают стихотворение о вежливости  С.Я.Маршака.

         1.    Ежели вы вежливы

          И к совести не глухи,

          Вы место без протеста

          Уступите старухе.

             2.    Ежели вы вежливы      

         В душе, а не для виду,

         В троллейбус вы поможете

         Взобраться инвалиду.

       3.    И ежели вы вежливы,

         То, сидя на уроке,

         Не будите с товарищем

        Трещать, как две сороки.

            4.     И ежели вы вежливы,

             Поможите вы маме,

             И помощь ей предложите

             Без просьбы – то есть сами…

     5.     И ежели вы вежливы, -

                   Тому, кто послабее,

                   Вы будете защитником.

                   Пред сильным не робея.

Учитель. Вежливыми должны быть не только слова, но и  поступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

                       Анализ ситуаций

 

Учитель. Ребята, а теперь вместе решим несколько задач. Подумайте, как бы вы поступили в данных с и т у а ц и я х:

  1. Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»

   - Сколько ошибок сделал мальчик? ( 3)

   - Назовите их.

2.  Девочка жалуется возмущённо маме: « Во дворе мальчишка такой                               невежа, зовёт меня: « Ритка». А  как ты его зовёшь? »- спросила мама.

«Я  его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу:

« Эй, ты!»

     - Права ли Рита?

   3. Приходит утром Максим в школу, У дверей его класса стоит учитель.

      Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать,

      какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

    - Какую ошибку допустил Максим?

Учитель. Ребята, а теперь я хочу узнать, знаете ли вы вежливые слова.

             Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

                       1.    Растаёт ледяная глыба

                  От слова тёплого… ( спасибо).

                  2.   Зазеленеет старый пень,    

                              Когда услышит( добрый день).

                  3.    Если больше есть не в силах,

                         Скажем маме мы (спасибо).

                        4.    Мальчик вежливый и развитый

                        Говорит при встрече ( здравствуйте)

                        5.    И во Франции, и в Дании

                        На прощанье говорят ( до свидания).

                        6.    Товарищи! Твердите с утра по словарю:

                               Спасибо, извините, позвольте, разрешите,

                               Я вас благодарю.

Учитель. Ребята, вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас

требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях.

  Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.

1.      Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

2.      Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

  3.  И если кто-то, кому-то поможет

       Твоя доброта, улыбка твоя,

       Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

       Что годы живёшь ты не зря.

 ВСЕ: Спешите делать добро!  Песня « Дорогою добра»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"

Внеклассное мероприятие о вежливости и доброте....

Театрализованное представление "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Увлекательный урок вежливости, совершат учащиеся 1-4 классов с героями книг А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города"....

Тема мероприятия: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть

Цель:  Учить детей выражать чувства добрыми словами;формировать навыки вежливого обращения;воспитывать потребность в доброжелательном общении.  Задачи:·...

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Воспитание толерантного отношения друг к другу....

"Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Открытое занятие по воспитательной работе....