Программа индивидуального развития ребенка
методическая разработка на тему
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_razvitie.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
«Я-УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»
УЧЕНИЦЫ 4Б КЛАССА
ПОТАПОВОЙ МАРИИ
АЛЕКСАНДРОВНЫ
Программу составила
классный руководитель
4 б класса МБОУ
« Большебикшихская СОШ»
Семенова Елена Васильевна
Оглавление.
- Паспорт Программы.
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
- Цель и задачи.
- Основание для составления индивидуальной программы.
- Этапы планирования Программы.
Программа индивидуального развития по «Я-УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»:
- Психолого- педагогическая характеристика ученика.
- Банк данных о ребенке.
- Приложение.
- Рекомендуемая литература
1. | Полное название программы | Программа индивидуального развития ребенка «Я-успешный ученик» |
2. | Основание для разработки программа | Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Устав школы. |
23 | Учебное заведение | МБОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района ЧР |
4. | Цель программы | Создание оптимальных условий для развития творческого потенциала ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
|
5 | Гипотеза | Индивидуальная программа развития ребёнка повышает самостоятельность, помогает развивать мыслительную деятельность, активно включает ребёнка в творческую деятельность, развивает мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекает в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, |
6. | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, звание) | Семенова Е.В, классный руководитель 4 а класса МБОУ «Большебикшихская СОШ» |
7. | Сроки реализации программы | 2011 –2015 учебные года |
8. | Кадры | Классный руководитель, социальный педагог, родители. |
9. | Предполагаемые результаты |
|
II. Пояснительная записка.
Аннотация программы
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
III. Актуальность программы
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность. Будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Программа индивидуального развития - это помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
IV. Педагогические цели и задачи программы:
Цель: Создание оптимальных условий для развития творческого потенциала ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями
Задачи:
- Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей ученика, для расширения круга интересов;
- Формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- Содействие индивидуализации воспитания и образования.
V. Основание для составления индивидуальной программы.
Ребёнок, для которого составлялась индивидуальная программа развития, выбран неслучайно. Уже в период дошкольной подготовки, наблюдая за ребёнком, можно было увидеть его определённые наклонности. С первого дня обучения в 1 классе начали тесно сотрудничать с родителями. Решили с помощью диагностических процедур, бесед, наблюдений более тщательно изучить индивидуальные особенности ребёнка.
За период обучения ученица проявила способности к художественно-эстетической деятельности. Девочку отличает интерес к чтению, сочинительству, декоративно – прикладному искусству, а так же к языкам. Ее ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я стараюсь пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
. Нормативно-правовые основания программы:
➢ Конвенция о правах ребенка,
➢ Закон об образовании.
Основные мероприятия:
Изучение личности ребенка при помощи различных методов.
Внедрение в воспитательную деятельность инновационных технологий.
Создание программы воспитания.
Развитие новых форм работы.
Проведение классных и школьных мероприятий с участием ребенка.
Принципы программы:
индивидуальность
учет возрастных особенностей детей
последовательность
преемственность
Основные методы работы по реализации программы:
анкетирование; диагностирование;
психологические тренинги;
индивидуальные занятия;
беседы;
тестирование;
игры, конкурсы, праздники
Система программных мероприятий:
Процесс индивидуального развития включает этапы:
1. Подготовительный, или этап наблюдений, проведения мероприятий по изучению особенностей ребенка.
2. Основной, или этап разработки воспитательной работы, развития способностей.
3. Заключительный, или этап формирования качеств личности.
VI. Работа проводится в три этапа:
1 этап. Наблюдение.
Задачи 1 этапа:
- Осуществление наблюдения за ребенком, изучение личного дела, беседы с родителями.
- Проведение мероприятий по изучению личности.
На данном этапе используются различные методы:
- наблюдение;
- анкетирование (родителей);
- собеседование;
- изучение документации.
2 этап. Разработка воспитательной работы, развитие способностей ребенка.
Задачи 2 этапа:
- Разработка и апробация методик использования воспитательной работы.
- Усовершенствование навыков работы.
Реализация задач этого этапа позволит:
- Сохранить мотивацию и стимул к успешному обучению;
- Активно и успешно участвовать в конкурсах;
- Повысить самооценку ребенка;
- Развить дисциплинированность, уверенность в своих силах, ответственность.
3 этап. Формирование качеств личности.
Задачи 3 этапа:
- Активизация познавательной деятельности.
- Разработка индивидуального плана саморазвития.
- Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы.
- Оценка эффективности реализации программы развития.
- Проектирование собственного жизненного пути.
Ожидаемый результат:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2011 – 2016 учебные годы, чтобы подготовить ребёнка для перехода в 5 класс.
1.Я- человек
(социализация)
2.Я и семья
(семейное воспитание)
3.Я и природа (экологическое воспитание)
4.Я и отечество
(патриотическое воспитание)
5.Мой мир знаний (учебно-познавательная)
VII . Психолого-педагогическая характеристика
Потаповой Марии Александровны
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе её привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет хорошие способности по всем предметам. Она четко может планировать свою работу, но при этом может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Он имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.
Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Своё поручение – работу учебного сектора – она выполняет с удовольствием.
Быстро запоминает материал. Работает быстро, не допускает при письме ошибок.
VIII. БАНК ДАННЫХ О РЕБЁНКЕ
Состояние здоровья- удовлетворительное.
Социальное положение родителей – обеспеченная семья.
Взаимоотношения в семье - дружелюбные.
Тип темперамента – флегматик.
Черты характера - активность, инициативность, целеустремленность, дружелюбность, бережливость, справедливость.
Уровень самооценки - низкий.
Успеваемость, интеллектуальное развитие: отличница
Любимые предметы – русский язык, английский язык, литературное чтение, технология.
Отношение к труду – добросовестное.
Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе - дружелюбные.
Отношение к родителям, учителям, сверстникам - уважительное.
Отношение к себе: самокритичное.
Участие в общественной работе – активна.
Занятия в свободное время - любит читать, рисовать, общается с одноклассниками, посещает музыкальный кружок «Поющий мир».
Педагогические выводы и рекомендации – у ребёнка высокая мотивация к учению, самооценка занижена; работать по повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков
Психолого-педагогические выводы:
У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
Разработать основные направления развития ребёнка:
∙ Наблюдение
∙ Тесты
∙ Тренинги.
Индивидуальный план развития ученика "Я- успешный ученик"
1. Какие цели я ставлю в этом учебном году? Закончить учебный год на отлично.
2. Что нужно мне сделать, чтобы цель была достигнута?
1 четверть: Дружить со всеми одноклассниками, принимать участие в различных мероприятиях.
2 четверть: Больше заниматься русским языком и математикой. Думаю, что потребуется помощь со стороны родителей, и я сама должна приложить больше усилий.
3 четверть: Принять участие в школьных конкурсах.
4 четверть: Хорошо подготовиться к написанию итоговых контрольных работ.
3.Проанализировать результаты по четвертям. Сделать выводы. Наметить пути собственного самосовершенствования.
Учебный год я хочу закончить на «отлично». Активно участвовать в конкурсах и мероприятиях. Я могу, и у меня получится.
Первые шаги к успеху.
Участие учащихся на районных, республиканских, всероссийских конкурсах
в 2011-2012 учебном году
№ | Ф.И.О. | Класс | Дата | Наименование конкурса | Уровень | Результат |
1. | Потапова Мария | 1 | апрель | Всероссийская олимпиада для младших школьников по математике 2012. г. Бийск | Всероссийский | Диплом I степени |
2 | Потапова Мария | 1 | 10.04.2012. | Всероссийская дистанционная олимпиада школьников по литературе «Юный литературовед» | Всероссийский | Диплом 1 место |
2012-2013 учебный год
№ | Ф.И.О. | Класс | Дата | Наименование конкурса | Уровень | Результат |
1 | Потапова Мария | 2 | январь | Всероссийский конкурс «Эрудит России-2012» номинация русский язык | Всероссийский | Сертификат |
2 | Потапова Мария | 2 | февраль | Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» | Районный | Диплом II место |
3 | Потапова Мария | 2 | февраль | Республиканский этап Х1Х Международного конкурса рисунков | Республиканский | Свидетельство |
4 | Потапова Мария | 2 | март | Всероссийский конкурс «Эрудит России-2013» номинация-математика | Всероссийский | Диплом III место |
2013-2014 учебный год
№ | Ф.И.О. | Класс | Дата | Наименование конкурса | Уровень | Результат |
1 | Потапова Мария | 3 | февраль | Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» | Районный | 3 место |
2 | Потапова Мария | 3 | 30.12.13. | Всероссийский заочно интеллектуальный конкурс «Эрудит России 2013-2014» номинация математика | Всероссийский | Сертификат |
3 | Потапова Мария | 3 | 30.12.13. | Всероссийский заочно интеллектуальный конкурс «Эрудит России-2013-2014» номинация русский язык | Всероссийский | Сертификат |
4 | Потапова Мария | 3 | декабрь | Районный конкурс «Созвучие слов живых» | Районный | Участник |
5 | Потапова Мария | 3 | Февраль | Чувашская ласточка | Республиканский | Диплом за высокие результаты |
6 | Потапова Мария | 3 | апрель | Всероссийская олимпиада для младших школьников г. Бийск. | Всероссийский | Сертификат |
9. Заключение.
В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, что индивидуальная программа развития ребёнка повышает самостоятельность, помогает развивать мыслительную деятельность, активно включает ребёнка в творческую деятельность, развивает мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекает в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, т.е. у ребенка повышается качество знаний, уровень самостоятельности.
Отрадно и то, что родители учащегося являются ни сторонними наблюдателями, а моими помощниками. Они активные участники жизни классного коллектива и школы, заинтересованы в наилучших успехах своего ребёнка.
Мария активно участвует во всех коллективно-творческих делах класса и школы. Повысилась самооценка. Выполняет поручение - помощника учителя в классном самоуправлении. Участвует в районных и республиканских фестивалях и конкурсах, олимпиадах.
Она имеет коммуникативный, познавательный, нравственный, культурный, физический потенциал, необходимый выпускнику начальной школы. Поэтому необходимо приложить все усилия для дальнейшей реализации, данной программы. Важно помочь ребёнку успешно пройти первую ступень обучения в школе, чтобы его искорка стремления к знаниям, самостоятельности, стремления быть конкурентно-способным не погасла, чтобы он состоялся во взрослой жизни.
10 . ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для родителей.
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________
__________________________________________________________
2.Дата рождения «____»________________20____года
3.Состав семьи:__________________________
Отец______________________________________________________
Место работы, должность____________________________________
Телефон__________________________________
Мать______________________________________________________
Место работы, должность _________________________________
Телефон ____________________________________
Другие дети (кол- во, возраст)________________________________
__________________________________________________________
Местожительство___________________________________________
__________________________________________________________
4.Что умеет ребенок:
–ЧИТАТЬ (не умеет, знает буквы, по слогам, целыми словами);
–СЧИТАТЬ(до 10, до100,туда и обратно до 10,туда и обратно до 100)
5.Нет ли жалобы на здоровье ребенка? Чем часто болеет? ___________________________________________________
6.Ярко выраженные черты характера: очень обидчив, эмоционален,
медлителен, застенчив, другие черты __________________________
7.Любит: РИСОВАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, ПЕТЬ, ЧИТАТЬ СТИХИ,ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?
8. Посещает ли ваш ребенок в садик?________________________
9.На каком языке общаетесь с ребенком дома?
___________________________________________________________
10.У ребенка есть желание учиться в школе? _______________________
11.Есть ли конкретные пожелания?_____________________________
____________________________________________________________
Приложение 2.
Выявление типа темперамента по Айзенку.
Активный, имеет хорошо развитые, лидерские качества. Упорен Стремится общаться со всеми на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. . Утомляем. Пути коррекции:
Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно с иронией. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивные эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. Необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения).
Самооценка психических состояний Айзенка
Обработка результатов:
Тревожность:14 баллов - средняя тревожность(с 15 баллов – очень тревожный);
Фрустрация: 1 балл – фрусртация не имеет место (не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей);
Агрессивность: 9 баллов – средний уровень агрессивности;
Ригидность: 7 баллов – ригидности нет, средняя переключаемость.
Экстравертность: 50 баллов из 80 – высокая. Обращенность личности вовне(вплоть до самоотчуждения) высокая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями
Приложение 4 Каков уровень вашей самооценки
Отвечая на вопросы, ученик указывает, как часты для него перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто – 4 балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов.
Состояния:
1. Я часто волнуюсь понапрасну
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня
3. Я боюсь выглядеть глупцом
4. Я беспокоюсь за свое будущее
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой
6. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми
7. Как жаль, что многие не понимают меня
8. Люди ждут от меня слишком многого
9. Я чувствую себя слишком скованным
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной
13. Я не чувствую себя в безопасности
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»
Утром я просыпаюсь с мыслью:
А) «Ура! Сегодня будет урок математики (литературы и др.)
Б) Сегодня можно не присутствовать на математике и др. уроках
В) «Я болею и не пойду, а это значит, что я не получу плохую отметку»
2. Я прихожу в школу для того, чтобы
А) узнать что-то новое, интересное
Б) заниматься такими интересными предметами, как…
В) встретиться с такими хорошими учителями, как…
Г) пообщаться с друзьями
Д) весело проводить время
Е) не огорчать родителей
3. Домашнее задание я делаю так:
А) совершенно самостоятельно
Б) обращаюсь за помощью к взрослым
В) от случая к случаю
Г) не делаю никогда
4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно
А) иметь интерес к предмету
Б) иметь способность к предмету
В) хорошо работать на уроке
Г) иметь хорошие отношения с педагогом
Д) уметь списывать
5. Когда я получаю плохую отметку, то
А) стараюсь тут же ее исправить
Б) стараюсь исправить ее на следующем уроке
В) стараюсь исправить ее в ближайшее время
Г) ничего не пытаюсь делать
Приложение 5
Анкеты для родителей
Анкета №1
Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
А) переживает, волнуется, реагирует эмоционально
Б) спокоен в своих реакциях по поводу оценок, но переживает
В) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами
Г) совсем равнодушен
Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на
А) Ваше собственное настроение
Б) на отношения в семье
3. Как вы реагируете на получение Вашим ребенком оценки: «5», «4», «3», «2»?
4. Как поощряете за успехи в учении?
Анкета №2
Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни Вашего ребенка?
Сколько времени уделяете ребенку ежедневно?
Сколько времени уделяете ему в выходные и праздничные дни?
Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанным с воспитанием ребенка?
Удовлетворяет ли Вас кружковая работа в школе?
На всех ли родительских собраниях Вы бываете? Устраивает ли Вас характер разговора на них? По каким вопросам воспитания детей Вы могли бы поделиться опытом?
Устраивают ли Вас взаимоотношения Вашего ребенка с одноклассниками? Ваши пожелания
IX. Использованная литература
1. Альманах психологических тестов – Москва: «КСП», 1996 – 400с.
2. Государственная программа развития воспитания детей в РФ до 2010 года
3. Карнеги Дейл Учебник жизни: Сочинения. - М.: Изд-во: Эксмо, 2004. - 720с. (Серия «Антология)
4. Настольная книга классного руководителя / Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 143с.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – Москва: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352с.
6. Ольшанская Н.А. Советы психолога. (в помощь классному руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2002. - 52с.
7. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации. 2-е издание, испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2003. – 104с.
8. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.-М., 1992. С.11
9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А.Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.,1998.- С.59-63
10. CD «Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении». Издательство «Корифей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....
Презентация "Программа индивидуального развития ребенка"
Презентация "Программа индивидуального развития ребенка"...
Программа индивидуального развития ребенка
План на 4 года...
Программа индивидуального развития "Одаренный ребенок"
Индивидуальный план развития обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важныепедагогические задачи:поддерживать высокую учебную мотивацию школьник...
Карта индивидуального развития ребенка с кохлеарным имплантом.
Программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования (формирование и развитие слухового восприятия и устной речи, на развитие познавательных проц...