Проект "Возрождение традиций русского народа"
материал на тему
Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сибирякская средняя общеобразовательная школа»
Курганская область
Сафакулевский район
С. Сарт-Абдрашево
641086
Родионова Ирина Владимировна
(социальный педагог)
Введение
С наступлением третьего тысячелетия все более тревожным становит ся размышление о том, с каким нравственным багажом входит в это тыся челетие человечество. Технический прогресс, широкое освоение людьми земного и космического пространства убеждают в огромных возможнос тях человеческого интеллекта. Но при этом население Земли преследуют экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические не урядицы. Состязательность в поисках лучших условий жизни приводит к культу материального, к забвению духовного начала, к искажению чувств и привязанностей человека.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, праздники, встречи с ветеранами труда и ВОВ, исследовательские работы по изучению традиций, истории своего народа и т.д.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», Литературный клуб «Искорка», «Поэтическая гостиная» предполагают встречи с интересными людьми.
Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет приобщение к истокам отечественной культуры, которое осуществляется на уроках краеведения, ОРКиСЭ, встречах с пожилыми жителями села. Благодаря этим встречам дети могут усвоить та кие ценности, как Добро, Истина, Красота, Любовь. Нравственные понятия, воспри нятые и пережитые в процессе общения, могут быть приняты ребенком искренне, эмоционально. В этом случае они способны стать основой личностных убеждений.
На уроках ОРКиСЭ ребенок учится выражать собственные мысли, оцен ки, суждения. Тем самым он реализует свои нравственные и эстетические потребности, познает собственную ценность, осмысливает значение нрав ственных понятий, а самое главное - нравственных требований.
Совместное проведение заседаний клуба «Не стареют душой ветераны» помогает узнать много интересного о прошлом от старых людей, многому полезному в жизни научиться. Первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды малой Родины). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ( проект «Село моё родное»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Поэтому родители активно привлекаются к жизни класса, школы. Создаются микрокружки, где руководителями являются родители. Например, микрокружок «Хозяюшка», который ведет Горшенина Р.Р., действут уже третий год. В работу микрокружка стали привлекаться и дети из других классов. А как гордится умениями своей мамы Горшенина Ксюша. Разве это не духовно-нравственное воспитание. А таких кружков стало образовываться всё больше.
Участие родителей в делах школы, это дополнительный стимул для ребят становиться лучше, добрее по отношению друг к другу.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Возрождение традиций русского народа» |
Дата принятия | 10 .09.2008 |
Цель | развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево. |
Задачи: |
|
Сроки реализации | 2008 - 2012гг. |
Сроки и этапы реализации программы. | Сроки реализации программы: 1 этап - 2008-2009 гг.- разработка научно-методических основ духовно-нравственного воспитания 2 этап – 2010 -2012 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования нравственного воспитания. 3 этап -2012-2013 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы. |
Ожидаемые конечные результаты: | -возрождение традиций русского народа; - система организационно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания; - механизм координации межведомственных действий по духовно-нравственному воспитанию |
Цель: развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево.
Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского народа»
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
- Содействовать возрождению народных традиций народов.
Исследовательские работы
Праздники
традиции
Отряд «Милосердие»
Духовно-нравственное воспитание
Клубы по интересам
Акции
Микрокружки
Основы религиозных культур и светской этики
Семья
Основные этапы выполнения программы:
1. Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). Кроме того, цикличность построения программы означает: - во-первых, что основные дела повторяются ежегодно,
- во-вторых, что каждый возраст, отработав свою программу, в следующем году переходит к решению более сложных вопросов (принцип движения от простого к сложному).
2. Информационно-методическая деятельность выполняется в течение учебного года; разработка конкурсов, операций, соревнований и т.п., в соответствии с каждой возрастной группой, разработка, создание и выпуск плакатов, рисунков, рефератов, докладов, издание информационных газет, проектов
3. Организация и проведение массовых мероприятий.
Нормативно – правовая база программы
- Конституция Российской Федерации (Извлечения)
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
- Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»
- Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви
- Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Всеобщей декларацией прав человека»
- Гражданский кодекс РФ
- «Основы законодательства РФ о культуре»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»
Основополагающие принципы работы:
- "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
- "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
- "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами, сквозной работой класса и школы.
- "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу
- "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.
Исследовательские работы
Беседы, народные игры
Отряд «Милосердие»
Формы работы с детьми:
.Совместные праздники
Акции
Микрокружки
Основы религиозных культур и светской этики
творчество
Формы работы с родителями:
Родительские собрания
Лектории
Клубы по интересам
Анкетирование
микрокружки
Совместные
мероприятия
Совместная
творческая
деятельность
Индивидуальные беседы
Работа с учащимися
Цель
- Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.
- Организация жизнедеятельности членов детской организации.
Задачи
- Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Курганской области, России.
- Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.
№ | Направление работы | Сроки | Ответственный |
1. | Духовно – образовательное (занятия, беседы)
| В течение года. В теч. года. | Учителя Кл. руководители Зам. по ВР., соц.педагог |
2 | Воспитательно –оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы)
| 1 раз в год. 1 раз в год в течение года | Зам. по УВР Учитель физ – ры и ОБЖ.Учитель физ – ры, учитель истории. |
3. | Культурно – познавательное (встречи, концерты, фильмы) -Организация концертов к праздникам;
| ежегодно 1 раз в четв. В течение года | Зам. по ВР, соц.педагог, учитель музыки. Зам по УВР, соц.педагог, кл. рук. Соц. педагог |
4 | Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) -Отряд «Милосердие» помощь пожилым людям;
| Соц.педагог Соц.педагог, зам по ВР учитель биологии |
Работа с родителями учащихся
Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.
Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;
Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | День Открытых дверей. | 1 раз в год | Администрация школы |
2. | Родительское собрание: -по духовно-нравственному воспитанию; -по здоровому образу жизни. | 1 раз в год | Администрация школы |
3 | Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. | 1 раз в четверть | Администрация школы, психолог |
4. | Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы): - Фестиваль семейного творчества - «Красота твоего дома - красота души семьи»
| Весь период | Классные руководители |
5. | Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей: -театрализованное представление православных праздников -«Святочные посиделки»; -«Масленица»; -«День Матери»; - «Татьянин день». | Весь период | Классные руководители |
6. | Организация совместного досуга родителей и детей: -встречи в «Семейной гостиной» -семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период. | Весь период | Администрация школы, учитель физической культуры, классный руководитель. |
Совместная работа школы и общественности
Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.
Задачи: Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.
№ | Направление работы | Сроки | Ответственный |
1 | Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам | ежегодно | Соц. педагог СДК |
2 | Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных православным праздникам: Рождество Масленица. Пасха День Петра и Февроньи Петров день и т.д. | ежегодно | Соц. педагог СДК |
3 |
Выставка «Умелые руки» | В течение года | Соц. педагог СДК |
4 | Организация Недели детской книги. | ежегодно | Библиотека |
5 | Заседания клубов: «Не стареют душой ветераны» «Поэтическая гостиная» «Патриот» | 1 раз в месяц | Соц. педагог СДК |
Выявление, изучение, обобщение и распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
№ | Выполнение работы | Дата выполнения | Исполнитель |
1. | Проведение «круглых столов» по обмену опытом работы с участием представителей образовательных учреждений, КОЦ | в течение года | Родионова И.В. |
2. | Заседание патриотического клуба по теме: «Возвращение к истокам и славным страницам истории родного края, возрождение лучших традиций, которыми богата наша школа, село, край». | октябрь | Родионов В.Б. |
3. | Расширение представления учащихся об истории родного края, известных и не известных страницах истории, побуждение юных граждан к серьезным исследованиям, систематизация накопленного материала. | в течение года | Классные руководители |
4. | Запись воспоминаний ветеранов труда и ВОВ, тружеников тыла, встречи, вечера-воспоминания. | в течение года | Курицына Т.Е. |
5. | Сотрудничество и взаимопосещение музеев сёл. |
| Крутова И.Г. |
6. | Оформление материалов в папки, стенды, альбомы. | в течение года | Коликова Н.В. |
Осуществление выпуска информационных газет, плакатов.
№ | Выполняемые работы | Дата выполнения | Исполнитель |
1. | Создание и открытие выставок-экспозиций школьного Музея (разделы: история школы, Великая Отечественная война, «Край, в котором мы живем»). |
| |
2. | Систематический выпуск газеты«Сибиряк» | в течение года | Коликова Н.В. |
3.. | Выпуск фотогазет, плакатов, стендов. | в течение года | Министерство Культуры |
Заключение
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.
3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.
4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""
Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа: ...
Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области
Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...
Пасхальные традиции русского народа
Внеклассное мероприятие, на котором дети знакомятся с историей происхождения и традициями празднования Пасхи на Руси. В занятие включена практическая творческая работа по изготовлению открытки к празд...
Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа
В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....
История, культура и традиции русского народа
Презентация к уроку истории...
Конспект спортивного мероприятия "День Здоровья" с элементами русских народных игр и традиций русского народа.
Эстафеты с элементами русских народных игр и традиций русского народа....