"Материальные или моральные ценности.Что важнее?"
классный час (4 класс) по теме
Данная беседа призвана расширить представление учащихся о понятии "моральные и материальные ценности", их проявлении в жизни человека, помочь детям провести исследование индивидуальных, классных, ценностей; развить стремление к сотрудничеству;
При составлении данной беседы хотелоь подчеркнуть уникальность и ценность каждого из учеников с одной стороны, и целостность коллектива- с другой. На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, мне хотелось объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро», «зло» и воспитать стремление совершать добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnye_ili_moralnye_cennosti.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Степанянц Оксана Викторовна,
учитель английского языка
МОУ «Школа № 3 имени И. А. Флерова», г. Балашиха
Тема беседы:«Материальные или моральные ценности. Что важнее?»
Цели:
- расширить представление учащихся о понятии "моральные и материальные ценности", их проявлении в жизни человека;
- помочь детям провести исследование индивидуальных, классных, ценностей;
- развить стремление к сотрудничеству;
- содействовать учащимся в понимании уникальности и ценности каждого из них.
- на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро», «зло»;
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Чтобы наша беседа прошла успешно, предлагаю нам поближе познакомиться, подзарядиться энергией друг друга. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Я хочу вас попросить встать в круг и поиграть в игру, которая называется "Импульс". Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я с помощью пожатия руки, передам вам импульс хорошего настроения, а вы по очереди пожмите руку и передайте свое настроение своему другу. Ну как подзарядились? Ну, вот теперь, когда мы хоть чуть-чуть стали ближе друг другу, мы можем начать наш разговор. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: Материальные или моральные ценности. Что важнее?
Наверно, перед вами вставал такой вопрос: "Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному?" Вот, например, я недавно упала, поскользнулась. Кто-то прошел мимо, а кто-то протянул руку помощи. Были ли у вас подобные случаи? Почему это происходит? Поделитесь своей точкой зрения. А происходит это, потому, что у каждого из нас есть ценности, которые и влияют на наше поведение и поступки. О том, какие ценности существуют, и как они влияют на нашу жизнь я, и предлагаю вам поразмышлять.
Итак, для начала выясним, что же такое ценность, что значит быть ценным? Разделимся на группы. Каждой группе предлагаю задание. На листочке напечатаны прилагательные. Вам нужно среди различных прилагательных найти и подчеркнуть только синоним к слову «ценный». (Важный, достойный, значимый, приятный, крайний, медленный, любознательный) Что у вас получилось?
Мы с вами можем сделать вывод, что ценность - это ценный, важный, значимый предмет или явление. Есть множество таких предметов или явлений в нашей жизни, не так ли? Приведу в пример только несколько из них. Равнозначны ли они? В чем между ними разница? Любовь, квартира, свобода, телевизор, воспитанность, книга. Подумаем. Итак, разница между ними есть. Она огромна. Мы разделим с вами ценности на материальные (вещественный, реальный), и моральные (внутренний, душевный). Вывешиваю на доску «материальные» и «моральные». А теперь, давайте заполним эту таблицу.
В этом мешочке находятся различные ценности, каждый из вас выбирает одну записочку и определяет, является ли она материальной или моральной. И почему?
К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности.
А к духовным: жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.
Проанализировав все эти ценности с вами мы пришли к выводу, что материальные ценности это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 150 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было. Моральные ценности в отличие от материальных мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена. Самостоятельно у доски распределить ценности. К сожалению, в настоящее время в нашей стране материальные ценности стали важнее, чем моральные. Но мы с вами уже понимаем, что это неправильно. Не все можно купить за деньги! Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь! Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: « », а вы замечаете: «». Понятно? Продолжим. – За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения.)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)
– за деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
Теперь мы можем ответить на вопрос что же важнее? Конечно, важнее моральные ценности. Именно они дают нам возможность сделать правильный выбор между хорошим и плохим, добрым и злым. Именно от этих ценностей зависит то, почему люди в одной и той же ситуации ведут себя по-разному. Вспомним начало нашей беседы. Такие ценности, как любовь, дружба, совесть и т.д., дают нам право почувствовать жизнь во всех ее проявлениях, а их отсутствие - на бесцветное, бессмысленное существование.
Об этом прекрасно знали и наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете, или явлении. Что же они ценили? Парная работа. Объясните, о какой ценности идет речь в этих пословицах.
1.При солнышке тепло, при матери добро. (Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте)
2.Там где дружат, живут, не тужат. (дружба)
3.Где любовь, да совет там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. (Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.)
4.Деньги счетом крепки.
5.Маленькое дело лучше большого безделья.
6.Через золото слезы льются.
7.Жизнь дана на добрые дела.
8.Человек без друзей, что сокол без крыльев.
9.Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
10.Землю солнце красит, а человека труд.
Давайте прочитаем стихи и подумаем, о каких ценностях в них идет речь.
Стихотворения про мальчика Петю Иванова. Дети читают. Какие ценности для него важны и почему? Какие ценности у него отсутствуют?
1.Я сегодня на коне -
Улыбнулось счастье мне:
В новых джинсах я хожу,
Свысока на всех гляжу -
2.Я по-модному одет
В мелкорубчатый вельвет!
Только Пузикова Лада
Прошептала: - Иванов,
Что тебе на свете надо,
Кроме импортных штанов?
О каких ценностях идет речь? О материальных. Да, это мальчик хорошо одет, но послушайте, как он себя ведет!
3.Петя ловко ловит рыбу,
Может ловко мастерить,
Только "Здравствуй" и "Спасибо"
Не умеет говорить.
"НЕВЕЖЛИВОСТЬ"
4.Петя ссорится с друзьями,
Вход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
"ОБИЖАЕТ ДРУЗЕЙ"
5.Говорит лентяю мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мамочка, убрал,
Только я ведь очень мал.
"ЛЕНЬ
Итак, пришли к выводу, что наша жизнь и жизнь окружающих нас людей становится богаче не машинами, дачами или мебелью, а добротой, милосердием, состраданием, любовью. И мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Это в наших силах. Добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. А материальные ценности - это всего лишь внешняя оболочка, которые рано или поздно иссякнут. Мы поняли, что, конечно, от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Но помните, что от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.
П.П.Елфимов.
Лучами земля опоясана
Цветами земля опоясана
Ходите дорогами ясными
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Что является ценностями вашего класса, как единого целого.
Я принесла волшебные бусинки. Я подойду сейчас к вам, и пусть каждый из вас выберет ту бусинку, которая вам больше понравится.
Теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.
Каждый озвучит то, что для него представляет важнейшую ценность. А сейчас мы соберем все эти бусинки вместе. Что является ценностями вашего класса, как единого целого. А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты, любви, счастья может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Да, каждый из нас индивидуален, но все мы вместе объединены общей ценностью - дружбой и взаимопониманием.
Песня Дорога добра
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох…. Хлопок в ладоши. Откройте глаза и еще раз хлопните в ладоши.… Продолжаем хлопать себе. Спасибо, наша беседа закончена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
Беседы с родителями по Сухомлинскому В.А. (беседа 7)...
Толерантность как основа нравственности личности и моральная ценность общества.
В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма,конфликтов.Почему?Какие проблемы толерантности существуют в современном обществе? Толерантность во все времена с...
Методическая разработка классного часа по теме "Материальные и моральные ценности. Что важнее?"
Методическая разработка классного часа по теме "Материальные и моральные ценности. Что важнее?"...
Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»
Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»...
Роль семьи и школы в формировании моральных ценностей ребенка
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Беседа "Моральное и материальное".
Материал для беседы на тему "Моральное и материальное"...
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...