Родительское собрание по теме: Взаимоотношение родителей с детьми.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 74.5 КБ |
rod_sobranie2.rar презентация | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход проведения.
Подготовка.
- Приглашение родителей на собрание.
- Проведение исследования.
Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители. Что ваши дети любят больше всего на свете? А ещё они любят смотреть мультфильмы. Я предлагаю вам просмотреть фрагмент из одного известного мультфильма.
Видеоролик.
Ролик «Малыш и Карлсон»
Автор: Рубцов Валерий Валерьевич
Мультипликация в стиле советского мультфильма «Малыш и Карлсон».
Малыш сидит на подоконнике грустный и пускает мыльные пузыри. В окно влетает запыхавшийся Карлсон.
Малыш (радостно):
- Ура! Карлсон вернулся!
Карлсон:
-
Что, Малыш? Опять один?
Малыш (грустно):
- Ага. Родители заняты…
Карлсон (утирая пот):
- Пустяки. Дело-то житейское. Ты пока игрушки доставай, а я на минутку!
Карлсон вылетает в окно, а Малыш спрыгивает с подоконника и бежит в комнату за игрушками. Кадр этого же окна с улицы. Карлсон отлетает от него и летит к другому, где сидит девочка с куклами. Повозившись секунду с куклой, он летит к следующему окну, где сидит мальчик в очках и с шахматами. Сделав ход, Карлсон летит дальше. Камера отъезжает -
во всём доме на подоконниках сидят дети. Карлсон, как пчела мечется между ними и играет с каждым. Титр:
- Проще верить в Карлсона, чем в одиночество ваших детей... Уделите внимание своим детям!
Постановка проблемы
Уважаемые родители как вы думаете, может ли оправдать нехватка времени наше невнимание к детям?
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблеме, связанной с взаимопониманием между родителями и детьми.
Статистика
Сейчас я приглашаю 2 человека по желанию выйти и сыграть. Я думаю, все вы являетесь телезрителями, с интересом смотрите на данные социальных опросов. Ваша задача высказать свои предположения по вопросу. Можно посоветоваться с родителями. Только ответ должен быть точным, конкретным. Внимание – вопрос! Сколько минут родительского внимания получают современные дети? Ваш ответ. И вы получаете жёлтый круг, а вы получили зелёный. А остальные должны выбрать тот цвет, чьё мнение понравилось больше. А если вам не по душе ни одно из этих мнений выберите синий кружок.
Теперь правильный ответ. По мнению социологов, работающие родители со своими детьми ни много ни мало, а ровно 20 минут. И за этот время родители с ребёнком успевают быстренько позавтракать или рассказать пару сказок перед сном.
Проблемный вопрос.
Теоретический материал.
Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?
Контакт глаз.
В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.
Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.
Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.
Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
Физический контакт.
Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?
Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.
Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).
В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?
Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.
Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.
Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.
Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.
Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.
Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные “заменители любви”. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят… Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)
Практикум.
1. Эмоциональная индукция.
Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 7, 8 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делала вас особенно счастливыми, и запишите на каждом пальце этой ладошки эти проявления любви.
Что у вас получилось?
А теперь вашему вниманию представлены ладошки ваших детей. Они выполняли такую же работу, но только писали, в каких проявлениях любви нуждаются они.
Давайте сравним.
Давайте постараемся с вами чаще проявлять наши чувства по отношению к детям.
2 Посмотри на мир детскими глазами.
Сегодня мы с вами разделимся на группы:
*два круглых стола родителей (которые сегодня будут детьми)
*два круглых стола детей (которые сегодня выступают в роли строгих родителей)
*круглый стол гостей, два родителя, двое детей (выступают в роли оппонентов)
Задания для детей | Задание для родителей |
Вы смотрите по телевизору интересную телепередачу или фильм, а ребёнок просит вас поиграть с ним в футбол. Вы не обращаете на него внимание. Услышав отказ, ребёнок уходит в детскую комнату. Ваша реакция? | Вам хочется поиграть в футбол с папой, а он смотрит интересную телепередачу и не обращает на вас внимание. |
Я привела примеры заданий для 1-4 классов, по каждому классу можно составить индивидуальные.
После каждого выступления групп слово предоставляется оппонентам. Сейчас каждый посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, может даже и свое поведение.
Вывод: Сегодня мы посмотрели, какими строгими будут родителями наши дети, и какими хорошими детьми были наши родители.
Афиширование.
Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко вспомнить самые счастливые моменты семейной жизни. У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней.. Подойдите и найдите “фотографии” вашей семьи.
Участники рассматривают детские рисунки на доске. Ведущий просит их попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную “фотографию”. После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет соответственно номера тех “фотографий”, которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.
Вашему вниманию будет представлена памятка. С которой вы можете познакомиться дома.
Памятка.
- Рекомендации для родителей
Делайте! | Не делайте! |
Радуйтесь вашим сыну и дочке | Не перебивайте ребенка |
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном | Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов |
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая | Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен |
Установите четкие и определенные требования к ребенку | Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя” |
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними | Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание |
Будьте терпеливы | Не оскорбляйте ребенка |
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное | Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил |
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы | Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств |
Чаще хвалите ребенка | Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений |
Поощряйте игры с другими детьми | Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.) |
Используйте развивающие игры и игрушки | Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай” |
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.) | Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности |
Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду | Не критикуйте ребенка |
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать | Не запрещайте общаться с другими детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Задачи родителей в связи с обучением первоклассников"
В докладе говоритсяо переломном моменте в жизни ребенка, когда он идет в школу. В этот период меняется весь его психологический образ. Его переживания связаны с новым социальным статусом - он первокла...
Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"
Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...
Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"
Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....
Родительское собрание по теме: "Быть родителями - это ответственно"
В сообщении раскрываются вопросы о стилях общения, о том как надо общаться с детьми. Приводятся заповеди, которым следует придерживаться при общении с детьми....
Родительское собрание на тему: "Искусство общения с детьми"
«Родительское собрание на тему: «Искусство общения с детьми». Лебедева Елена Николаевна...
Родительское собрание "Проблемы построения взаимоотношений родителей и детей, основанных на доверии друг к другу"
рассмотрение психологических ситуаций, нахождение правильного решения. Научить родителей доверять своим детям....