Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня
статья на тему

Зайцева Оксана Валерьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.

Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи:

• воспитания личности ребенка,

• обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Режим моей группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Одно из положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (далее УУД) – означает умение учиться, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности

Мои воспитанники, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками во время уроков.

Проводятся клубные часы. «Природа в опасности», «Осторожно, огонь» и другие

В группе появилась новая традиция. На каждом школьном празднике есть пункт

«Страница ГПД». Это мероприятия, подготовленные только воспитанниками в рамках общешкольных мероприятий. Воспитанники готовят мероприятия, выпускают газету, изготавливают поделки. Воспитанники участвуют в олимпиадах, конкурсах «Вперёд, мальчишки», в Днях здоровья и других мероприятиях. Группа продлённого дня живёт делами школьными, но как отдельный класс.

Традицией стало и участие воспитанников в Интернет – конкурсах. Это даёт положительные результаты. Мои воспитанники принимают участие конкурсе и получают сертификаты участника. Я помогаю при подготовке, консультирую, ищу вместе с воспитанниками ответы на вопросы в литературе, в сети Интернет. Эта работа воспитателя и воспитанника ведёт к победе ребёнка.

В основу системы воспитания в ГПД должны быть положены следующие исходные принципы:

1) принцип гуманистического воспитания;

2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.

Часто мы ходим в гости в библиотеку, где проводим праздники, викторины, читаем и обсуждаем прочитанные книги.

При этом формируются коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма. Составлена программа по здоровьесбережению воспитанников ГПД

Ежедневно провожу спорт час. Если погода позволяет, то на свежем воздухе, если – нет, то в спортивном зале. Дети с радостью воспринимают спортчас.

4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) принцип деятельностного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;

НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

• Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.

• Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

• Активизация познавательной деятельности учащихся.

• Развитие творческих способностей.

• Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

• Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.

• Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.

• Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.

• Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.

• Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.

• Расширить представления быта ребят о нашем посёлке, научить любить его.

Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:

Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.

Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.

Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:

Закрепление и повторение изученного материала,

• развитие интереса к учению,

• приобретение школьниками навыков

самостоятельной работы,

• формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции

Образовательные функции:

• информационная (закрепление и

повторение знаний полученных на уроках) ;

• развивающая функция (развитие

внимания, памяти, мышления, речи детей.) ;

• конструктивная функция (планирование

учебной работы, распределение сил) .

Воспитательные функции:

• мотивационная;

• формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность) ;

• организационная функция.

В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.

Я как воспитатель во время самоподготовки поддерживаю необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Я должна побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.

Планирую игровую деятельность, я четко осознаю, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

, Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня..

Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня.

Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Обобщение опыта работы по теме:  "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе  продленного дня"...