Внеклассное мероприятие " Откуда на стол хлеб пришёл" ( 2 класс)
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Данное мероприятие в доступной форме рассказывает детям историю появления хлеба на столе. дети знакомятся также и с профессиями, связанными с получением хлеба. Занимательный материал, презентация помогают восприятию материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_hleb_na_stol_prishel.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ
Ход праздника
Учитель. Разгадайте загадку.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна — в муку и тесто...
Вырос он под синим небом
И пришел на стол он...
Дети. Хлебом.
Учитель. Что мы называем хлебом?
Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».
Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил — не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Рома. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...
Рома. Купить его в булочной!
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай... Это случилось давным-давно — много тысяч лет назад. Ранним утром обитатели стойбища готовились заняться каждый своим обычным делом. Мужчины собирались на охоту, женщины и ребятишки — за своей добычей — в зеленые заросли.
Мужчины отправлялись охотиться на зверей. У детей и женщин — своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку — в плетенку их. Орех, гриб, луковица, ягода — все сгодится. И под землей есть для них пища — съедобные корешки, клубеньки.
Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти колоски с зернышками. Малы зернышки— нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой — готовы колобок или вкусная кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей — собрала зерен целый кузовок.
Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы отправились домой.
Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной полянке Ди увидела ядовитую змею!
Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.
Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек — ничего не осталось!
И охотники вернулись без добычи — злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!
Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а, наоборот, счастливым. Там, где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удалось собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное ею зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосьях которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Иван Филиппович. Никто на свете не знает, была ли на самом деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы, навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.
Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпать нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и о том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную.
Учитель. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы — солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Иван Филиппович. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!
Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз начинается рассказ...
1.Под луной блестят поля,
Спит кормилица-земля.
Белокрылые метели
Колыбельную ей спели,
Приукрыли снеговым
Одеялом пуховым.
2.Спит земля...
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
- Люди на снежном поле занимаются снегозадержание. «Пашут» снег, делают борозды, чтобы снег не уносило и он мог согревать землю.
3. Агроном в халате белом,
Чем ты занят? — Важным делом!
Проверяю семена.
Приходи скорей, весна!
Агроном сказал: «Пора!
Заводите трактора!»
4.Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
5.Сеял сеятель старинный
Из лукошка-решета,
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна.
6.Продолжается рассказ.
Всходы дружные у нас.
Слаб еще росток-ребенок:
Только-только из пеленок;
А враги уж тут как тут:
Подбираются, ползут.
Подползают черепашки —
Ох и вредные букашки!
Ученик: Тревога! Вызывается подмога!
7.Самолет над полем кружит.
Следом вьюга вьется-вьюжит:
Летчик сверху всюду-всюду
Сыплет белый порошок...
Всем букашкам — это худо,
Урожаю — хорошо!
8.Подросла пшеница.
Время ей пришло зреть и колоситься.
Да сухое нынче лето:
Как плита, земля нагрета.
Просит пить у нас пшеница,
Хорошо, дадим напиться:
Пустим воду на поля,
Пей, кормилица-земля.
Учитель. - Вот такой искусственный полив называется «орошение».
Продолжается рассказ,
9.Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
10.Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут
И в муку его сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Там при всем честном народе
Уж намнут тебе бока.
11. Тесто, тесто — мало места.
— Ой, пустите! — шепчет тесто.
— Ладно, пустим, — в печь давай!.
Народился каравай!
-Кто вложил свой труд в хлебушек?
(Дети называют разные профессии, связанные с выращиванием хлеба.)
Работа детей с карточками. Распределяют последовательность получения хлеба.( вспашка поля, подготовка семян, посев, борьба с вредителями, орошение, жатва, элеватор, мелют, пекут, магазин)
-Хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоедает! Это ржаной хлеб, самый полезный. Его едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты. Без него даже в космосе не обойтись — для космонавтов специально пекут маленькие черные хлебцы.
- А обыкновенный ли был хлеб, который выбросил Рома? А обыкновенный или необыкновенный, еще неизвестно.
Вот послушайте такую историю.
Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном городе начался голод. Почти все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках, шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо в ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять... » Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.
«Не сметь брать! — приказал профессор сам себе. — Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!»
Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась.
Может быть, как раз из такой муки и испекли тот хлеб, от которого ты целых пол-ломтя выбросил. Сам посуди теперь, обыкновенный ли это хлеб?
Учитель. Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители — 125 граммов. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с «большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни».
Учитель. 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б могла дать его тебе тогда... »
Минута молчания...
Ученик:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб — это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Учитель.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Плохая привычка».
Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая, сказала,
Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синички!
Учитель. А вы, ребята, как относитесь к хлебу?
Как понимаете слова:
Хлеб — драгоценность!
Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
- Вот и Рома сказал: «Больше никогда ни крошки не выброшу!»
Работа с пословицами.
Хлеб – всему голова.
Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб да соль – это труд да любовь.
Хлеб на стол – так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Плох обед, когда хлеба нет.
Нужны нам и мясо, и фрукты,
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов —
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот.
И хлебушком — ласковым словом —
Зовет его часто народ.
Учитель. Помните! Хлеб — не просто еда. Хлеб — это торжественное почетное угощение для дорогих гостей.
Ученик:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дети подносят каравай гостям и всем детям в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по Окружающему миру для 2 класса КВН "Земля наш дом"
КВН Земля – наш дом (2 класс)Дивина Светлана Ивановна, учитель начальных классов МОУ Лицея № !5 г.Саратова Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, ...
Внеклассное мероприятие "Этикет за столом"
Небольшое по объёму занятие по этикету. Можно использовать во внеурочной деятельности....
Внеклассное мероприятие "Откуда пришла книга"
Цель мероприятия: - познакомить детей с процессом изготовления книги ...
Внеклассное мероприятие: "«Откуда пошла Русская земля».
«Откуда пошла Русская земля» Цели и задачи занятия: Образовательная цель:- расширить знания учащихся об истории своей Родины;- привитие интереса к изучению истории нашей Родины, развит...
Внеклассное мероприятие «Праздник бабушек и мам пришёл снова в гости к нам».
Внеклассное мероприятие, проведенное к празднику 8 Марта. Авторская методическая разработка «Праздник бабушек и мам пришёл снова в гости к нам»....
Сценарий внеклассного мероприятия "Откуда произошло название нашего города "
Кл.час "Легенда о происхождении названия города Абакана"...
Внеклассное мероприятие "Откуда берутся грязнульки"
Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе на тему "Откуда берутся грязнульки"....