Нравственные классные часы
классный час по теме
Нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_klassnyy_chas.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
В начальной школе провести нравственный классный час непрос то. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения об щаться с детьми легко, интересно и свободно.
Главные цели классного часа:
1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки соб ственных взглядов, суждений, оценок.
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных по колений.
3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и пос тупков сверстников и одноклассников.
4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Готовясь к нравственному классному часу, проводила предварительную диагностику нравственного разви тия учащихся. Для этого предлагала учащимся обсудить ка кую-либо нравственную ситуацию. Способность учащихся младших классов анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, обязательность и ответственность дают возможность определить тему нравственного классного часа.
Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у млад ших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся должны не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки нравственного часа у младших школьни ков могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, худо жественные фильмы, произведения искусства. Нравственный классный час — это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Примерная тематика нравственных классных часов
1-й класс
1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
2. О невежах и вежливости.
3. Что значит быть ответственным.
4. Поговорим о том, как мы выглядим.
2-й класс
1.О лени и лентяях.
2. Об аккуратности.
3.Об обидах и причинах обид.
4. Эгоисты. Кто они такие?
3-й класс
1. Правда и ложь - какие они?
2. О жадности и жадных.
3. Что такое характер?
4. Что значит в жизни похвала.
4-й класс
1. Мои мечты и мои желания.
2. Друг в моей жизни.
3. Душевность и бездушность.
4. Что значит быть счастливым.
НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Нравственный классный час «Что такое "хорошо" и что такое "плохо"» (1-й класс)
Цель:
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово учителя.
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?
(Учащиеся дают ответ на вопрос учителя. Если ребята знают сти хотворение, то могут его рассказать.)
Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.
Плохо, когда... Хорошо, когда...
(Учащиеся продолжают предложения, записанные на доске.)
II. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...
- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ.
(Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рас сказа.)
- Что мы можем сказать об этих мальчиках?
- Встречались ли вы с подобными ситуациями? А теперь послушаем продолжение рассказа.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики?
III. Пересказ рассказа.
Учащиеся пересказывают текст, но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).
IV. Составление сказки.
Учащиеся составляют сказку про Плоха и про Хороша. Сказку ре бята составляют по цепочке. Первый учащийся - первое предложение, второй - второе и т. д. (К своим сказкам дети могут также нарисовать рисунки.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА.
Классный час «О лени и лентяях»
2 класс
Цели:
1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени.
2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как мож но преодолеть собственную лень.
Предварительная подготовка
I. Изготовление карты острова Ленивый.
П. Разделение учащихся на группы и подготовка драматизации сти хотворений А. Барто «Сережа» и С. Маршака «Кот и лодыри».
III. Конкурс сказок о лени.
Ход классного часа
На доске - большой лист ватмана, на котором изображен остров Ленивый.
I.Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по различным странам. Мы будем преодолевать различные преграды, путешество вать по морям и океанам. Это путешествие будет долгим - целый год. Сегодня же мы прибываем к какому-то странному острову. Давайте прочитаем его название.
(Учащиеся хором читают: «Остров Ленивый».)
II. Отвечаем на вопросы.
- Как вы думаете, как называется столица страны, расположенной на этом острове?
- Как вы думаете, как выглядит эта страна?
- Как живут в ней люди? Какие они - люди, населяющие остром Ленивый?
— Долго ли сможет просуществовать остров Ленивый? Ребята подходят к карте и наносят на нее достопримечательности острова Ленивого.
III. Беседа с учащимися о лености.
Ребята рисуют словесные портреты ленивых людей, характеризуют их.
IV. Инсценировка стихов.
Сережа
Сережа взял свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер,
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет
И что в душе он летчик!
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь -
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера,
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати,
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
Как много стали задавать! -
Вдруг он сказал сердито.
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучу озер.
Вопросы учащимся:
- Можно ли считать Сережу жителем острова Ленивый?
- Трудно ли жить Сереже?
- Как помочь Серёже?
Кот и лодыри
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идет.
Спрашивают лодыри у него:
«Ты чего нахмурился, отчего!»
Замяукал жалобно серый кот:
«Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я, лодыри, и умен.
А письму и грамоте не учен.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадешь,
Далеко без грамоты не уйдешь.
Не попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!»
Отвечают лодыри: - Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям, что-то лень,
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!
Отвечает лодырям серый кот:
«Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!
Вопросы учащимся:
- Лентяй и лодырь - это одно и то же?
- Можем ли мы с вами считать, что лодыри тоже жители острова Ленивый?
- Кто из героев стихотворения вам больше нравится и почему?
V. Рисование на тему «Остров Ленивый в картинках».
Ребята комментируют свои рисунки.
VI. Подведение итогов.
Тема: «О жадности и жадных»
(3-й класс)
Цель:
Воспитывать у учащихся положительные качества характера, же лание преодолевать в себе плохие качества характера.
Предварительная подготовка
Учащиеся заранее создают рисунок на тему «Жадность».
Ход классного часа
- Вступительное слово учителя.
В своей жизни, вы, ребята, видимо, неоднажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на рисунки, на которых изобра жена жадность. Расскажите, почему вы изобразили жадность такой?
(Ребята комментируют свои рисунки.)
- Учащимся предлагается послушать небольшой рассказ.
Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились,
а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина, - сказал Сережа. — Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? — сказала Марина и пошла играть».
- Беседа.
Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, ко торые написаны на доске.
- Можно ли назвать Марину жадиной?
- Есть ли у Марины друзья в классе?
- Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
-Как вы думаете, что лучше в жизни человека - умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?
Приведите примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку. (Например, сказка «Теремок» и др.)
IV. Анализ стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет».
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук...
Вдруг жадных не стало.
Как ни бывало
Ну хоть бы мало!
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики...
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять? Или сто двадцать пять?
Сколько жадных? Смотрим тщательно.
Жадных нет? Замечательно!
На доске написаны слова: «Жадность = бережливость?» Ребята обсуждают, можно ли поставить знак равенства между жад ностью и бережливостью, а также, почему хорошо, если в классе нет жадных людей.
V. Подведение итогов.
Классный час «Лучшее слово о дружбе» (3-й класс)
Цели
1. Развитие умения учащихся вести дискуссию.
2. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Ход классного часа
Классный час начинается под музыку песни «О дружбе».
I. Вступительная беседа.
На доске написано предложение: «Друг - это тот, кто...»
Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они назы вают своими друзьями.
II. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
III. Беседа.
На доске - слова «друг», «приятель», «товарищ». Ребята анализи руют, чем отличаются эти слова друг от друга.
IV. Ребята обсуждают, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Учащиеся получают огромный цветок - ромашку, и на каждом ле пестке пишут по одному самому главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества втайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.
V. Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).
VI. Работа в группах.
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, описание которых находится в конвертах.
Нравственные ситуации могут быть такими:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
7. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют ее.
VII. Вопросы классу:
Почему распадается дружба?
По каким причинам это происходит чаще всего?
VIII. Работа в группах.
Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.
IX. Итог классного часа.
По результатам классного часа оформляют газету о дружбе.
Классный час
«О героях былых времен...»
(4-й класс)
Цели:
1. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отече ственной войны, с жизнью людей в это время.
2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
3. Воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная подготовка
Портрет А. Экзюпери, фотографии дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, участвовавших или погибших на войне, компьютерная презентация «Следы войны под нашими крышами».
Ход классного часа
Звучит сказочная музыка. На сцене появляется Маленький Принц.
Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга Ан-туана де Сент-Экзюпери?
Ведущий 1 (обращается к залу). Как сказать ему, что его друг пи сатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны!
Ведущий 2. Знаешь, была война. Он ведь был военным летчиком. Однажды он отправился в полет и не вернулся.
Маленький Принц. Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?
Ведущий 1. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.
Ведущий 2. И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.
Ведущий 3. Земля - планета непростая. На Земле люди много во евали.
Ведущий 4. Войны выгодны королям - они получают новые земли, дельцам - их толстые кошельки наполняются новым золотом.
Ведущий 3. Миллионам честолюбцев - они получают новые орде на. Теперь ты понял, кому нужна война?
Ведущий 4. Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.
Ведущий 1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.
Ведущий 2. Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнем многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить и без него.
Ведущий 3. В XX веке явился еще один вояка. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, спо собных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
Ведущий 2. Франция героически сопротивлялась и сдалась гитлеровцам через 42 дня.
Ведущий 3. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.
Ведущий 4. Послушайте, дети, что такое война. Началось это в 1941 году.
(Звучит песня «Священная война». Под звуки песни идут слова, которые произносят ведущие.)
Вставай, страна огромная!
Вставай, на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная, священная война!
Ведущий-старшеклассник. Встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные девуш ки и парни уходили защищать свою родину.
(Старшеклассницы исполняют песню «Огонек» на слова М. Иса ковского.)
На позицию девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Парня встретила дружная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?»
Учащиеся-старшеклассники одеты в военную форму и участвуют в небольшой сцене.
Учитель. Добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!
Ученик 1. Первый!
Ученик 2. Второй!
Ученик 3. Третий!
Ученик 4. Четвертый!
Ученик 5. Пятый!
Учитель. В первый день войны им было по 17,18,19 лет. Из каж дых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
(Звучит 9-я симфония Шостаковича.)
Ученик 1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорван ных железнодорожных путей.
Ученик 2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, вы росший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик 4. Война... От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Ученик 5. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски - четыре года, 1418 дней.
Учитель. Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?
Выступают четвероклассники. Они рассказывают свои истории «Войны под крышами», в это время на экране идут военные фотографии из семейных архивов.
Ученик 1. В нашей семье бережно хранят пилотку моего деда. Они очень старая, полинялая, на ней — красная звездочка. В этой пилотке дедушка прошел тяжелыми дорогами войны. Для него она закончилась в Кенигсберге. Он рассказывал, как мечтал на войне съесть настоящую конфету. Ведь когда он пошел на фронт, ему было только 15 лет.
Ученик 2. На классном часе мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хаты т. окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слез. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали людей из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.
Ученик 3. Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшедшего. Семилетний Виктор выскочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.
Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь - и он неподвижно распластался на земле. Мертв - решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий - Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, но он выжил.
Ученик 4. Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказа тельство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка Миша моей прабабушке Ольге. Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька?» Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.
Учитель. Гитлер не ожидал, что, встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.
(Дети инсценируют сценку «У костра». У костра сидят три ученика, одетые в костюмы солдат, и поют песню «В землянке».)
Солдат. Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Солдат Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Солдат 1 (пишет письмо).
Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
ледним.
Солдат2 Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Солдат 3. Эй, ребята, хватит унывать! Кто пойдет со мной плясать?
(Под «Катюшу» трое солдат пляшут.)
Учитель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Пред ставляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит — каждый четвертый житель страны погиб.
Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Ве ликой Отечественной.
Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, ра ботали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.
Сейчас мы еще раз вспомним их имена! Учащиеся называют фа милии, имена и отчества своих родственников - участников войны, не вернувшихся с нее.
Почтим их память минутой молчания.
(Все встают. Звучит запись песни в исполнении И. Кобзона «Пок лонимся великим тем годам!»)
Учитель. Мы узнали о войне из книг и писем, из рассказов род ственников.
К нам в гости пришел человек, который сам воевал и видел ужасы войны своими глазами.
(Выступление участника Великой Отечественной войны.)
Учитель. Что такое война?
Ученик 1. Война - это разруха.
Ученик 2. Война - это когда плачут дети и старики.
Ученик 3. Война - это очень страшно.
(Встает Маленький Принц, выходит на сцену.)
Маленький Принц. Я понял, что такое война. Война - это смерть, но я не хочу умирать.
Ведущий 1. И твой друг писатель Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги генералов фюрера.
Ведущий 2. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки, смеялись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он отправился и им полет, который продолжается уже более 50 лет.
(Звучит запись песни «Журавли». Опускается блестящий шар, Принц говорит и вращает шар, выключается свет, на потолке - «звезды».)
Маленький Принц. Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звезды - 500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!
(Продолжает звучать песня «Журавли». Дети встают, покачивая в руках макеты журавлей.)
Классный час
«От улыбки хмурый день светлей»
(4-й класс)
Цели:
1. Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
2. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в про стом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
Предварительная подготовка
1. Приобретение репродукции картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза».
2. Изготовление детьми коллажа «Улыбки звезд и фотомоделей».
Ход классного часа
(Звучит музыка песни «Улыбка».)
I. Вступительное слово классного руководителя.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...»
(Ребята говорят пожелания друг другу.)
Сегодняшний классный час посвящен... улыбке. (На доске - плакат с изображением улыбающегося личика).
II. Вопрос классу:
Ребята! Как вы думаете, может ли человеческая улыбка пережить века и тысячелетия и поражать людей своей красотой и сегодня? (Мнение детей.)
III. Обсуждение картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза».
На доске - репродукция картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза». Рассказ учителя о картине, беседа с детьми.
- Видели ли вы когда-нибудь это лицо? Где вы его встречали?
(Учащиеся отвечают.)
Да, вы правы. Это лицо вам встречалось - в художественных альбо мах, журналах, календарях, на экране телевизора. Как любовался этим лицом художник Леонардо Да Винчи, когда рисовал портрет!
— Какая она - Мона Лиза? О чем нам говорит ее портрет?
(Дети высказывают свое мнение.)
Мона Лиза - тихая и ласковая. Наверное, она говорит тихо и спокой но. Она уважительна и добра. Ее глаза, кажется, смотрят тебе в душу. Кажется, если она положит тебе руку на плечо, обнимет тебя - отсту пят все беды, станет легче на сердце, все проблемы станут мелкими и незначимыми.
Тысячи и тысячи людей во всем мире думают о загадке притяга тельности Моны Лизы. Многие говорят, что главное ее очарование в улыбке.
- Какая она - улыбка Моны Лизы?
(Дети дают характеристику.)
Дети сравнивают улыбку Моны Лизы с улыбками кинозвезд и фо томоделей. (К классному часу они подготовили коллаж из улыбок фо томоделей и звезд экрана.)
- Может ли улыбка помочь преодолеть трудности?
(Учащиеся приводят примеры).
IV. Работа в группах.
Ребята работают в группах над сочинением «Улыбчивые истории». Вес истории, написанные ребятами, помещаются на коллаж с улыбками.
Часть ребят готовят к защите фантастических проектов «Земля без улыбки. Во что она превратится?» Проект называется «Защитим улыбку!» Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или на школьных выставках по нравственной тематике.
V. Подведение итогов.
Учащиеся высказывают свое мнение о необходимости доброжелательного отношения людей друг к другу, о значении улыбки в жизни человека.
Классный час
«Я люблю, ты любишь, мы любим»
(4-й класс)
Цель:
Обсудить с учащимися значение любви в жизни человека.
Ход классного часа
I. Слово классного руководителя.
Сегодня у нас особенная тема! Мы с вами будем говорить о любви. Когда вы слышите слово «любовь», что вы себе представляете? (Учащиеся говорят свои ассоциации на слово «любовь».)
Некоторые ученые в мире говорят, что искусственные роботы го раздо совершеннее человека. Они могут все: строить, ремонтировать и многое другое.
- А чего, по вашему мнению, робот не может? (Любить.)
Робот не может быть ласковым, добрым, нежным. Не может обнять и приласкать, не может погладить и прижать к себе.
- Скажите, ребята, что бы вы выбрали: теплые ласковые руки род ных людей или услуги робота, который за вас все может делать в доме? (Дискуссия с ребятами.)
Вы сделали правильный выбор. Оказывается, в детских домах ребята болеют без любви, теплых материнских рук. Если ребенка не обнимают, не ласкают, он может умереть.
II. Чтение и анализ стихотворения В. Берестова.
Любили тебя без особых причин,
За то, что ты внук,
За то, что ты сын.
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу
И маму похож.
И эта любовь
До конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
— Понравилось ли вам стихотворение?
- А на кого вы похожи?
- А на кого вам хотелось бы быть похожими? Почему?
- Как вы думаете, легко ли жить на свете, если тебя не обнимают, не целуют? А вы любите своих родителей? Как вы это показываете?
III. Чтение и анализ стихотворения «Галчонок» Н. Матвеева.
Потеряла галчиха галчонка –
Колченожку, плюгашку, чернушку,
А подкинули галке скворчонка –
Прямоножку, милашку, пеструшку.
И слетелись на крик ее птицы,
И расселись по краю крыши.
- Что ты, глупая, плачешь, рыдаешь,
Что рыдаешь, к земле припадаешь?
Уж твое ли дитя не резвушка,
Прямоножка, милашка, пеструшка?
Не мое это чадо, а ваше,
А мое-то дитя было краше:
Мутно перышко, тускла макушка,
Колченожка, плюгашка, чернушка.
Ребенка любят независимо от того, хороший или плохой.
-Ребята вы думаете, это действительно так?
-Плохих детей любят меньше или нет?
-Как сделать, так чтобы ребенок не был плохим? Нужно ли исправляться? (Мнение ребят)
5.Подведение итогов классного часа.
Ребята размышляют о том, что нужно сделать, чтобы завоевать любовь родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы проведения нравственного классного часа
Сообщение с презентацией подготовленное для выступления на МО. Формы и методы проведения нравственного классного часа....
Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"
На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....
«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...
Презентация к классному часу на тему: "Золотое правило нравственности".
Эта презентация поможет классному руководителю, а также учителю ОРКСЭ по модулю "Светская этика" рассказать детям о том, как и когда появилось "золотое правило нравственности"....
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)
«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Сценарий нравственного классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»
Сценарий нравственного классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»...