урок риторики в 3 кл "Вежливость и доброта"
план-конспект урока (3 класс) по теме
данный конспект можно использовать как на уроках риторики так и на классном часе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_v_3kl.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
1. Дать понятие значения слова «вежливость»
2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи.
3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.
- – Ребята, входя в класс, вы всем нашим гостям сказали «здравствуйте», хотя с ними совсем незнакомы.
-Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
1. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
2. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
3. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Попробуйте ответить мне на эти вопросы. Каждая команда, подумайте над своим ответом.
(команды обсуждают и выслушиваются ответы)
- – Я не случайно в начале урока задала вам эти вопросы. Прочтите тему.
- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на этом уроке, чему должны научиться и что должны понять?
(открываются задачи на доске) 1. Выяснить значение слова «вежливость».
2. Узнать много вежливых слов.
3. Учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
- - Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы употребляем в речи тёплые и доброжелательные слова.
- А как ещё мы называем такие слова? (волшебные, вежливые)
-А вы много знаете таких слов? Давайте проверим!
За одну минуту, чья команда напишет больше вежливых слов? Проверка
-Давайте познакомимся ещё с несколькими словами. Они же являются и качествами характера человека, если этот человек вежливый и воспитанный.
- Предлагаю каждой команде по одному слову, подумайте над его значением.
(выслушиваются мнения детей, затем карточки переворачиваются и каждая команда зачитывает верное значение слова)
Тактичность терпимость доброжелательность
Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Терпимость – состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Доброжелательность – необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
- Я думаю, что сегодня на уроке, работая в командах вам всем следует соблюдать и тактичность, и терпимость, и доброжелательность, чтобы урок прошёл продуктивно и никто не был в обиде!
- Ребята, в русском языке много слов, начинающихся со слова «добро». Мы их очень часто употребляем на уроках чтения и риторики. Давайте вспомним их! Я вам помогу. Я буду зачитывать значение слова, а вы мне его называть. Каждая команда должна угадать по 2 слова.
- желать всем счастья, относиться ко всем людям со всей любовью и добротой.
Добролюбие.
2. человек с добрым сердцем Добросердечность.
3. доброе отношение ко всем без обмана Добропорядочность
1. мир между соседями Добрососедство
2.человек с доброй совестью Добросовестность.
3. человек с доброй душой. Добродушие
( по ходу называния учитель вывешивает карточки на доску)
4.– А сейчас я хочу каждой команде предложить игру со словами.
1к. – вам нужно собрать 2 семицветика. Один семицв., характеризующий вежливого человека, а другой – невежливого. (раздаются лепестки с надписями: учтивый, корректный, уважительный, предупредительный, любезный, галантный и эти же, но с частицей НЕ)
2к. – попробуйте сопоставить слова с их значениями. (выдаются карточки с теми же названиями и ещё значения)
Учтивый- почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Корректный - тактичный, вежливый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный – скромный, обязательный, готовый оказать услугу, внимательный.
Любезный – обходительный.
Галантный – изысканно-вежливый.
3к. – Составьте словосочетания, а может быть даже предложения с этими словами.
Проверка выполненных заданий.
- – Среди сказочных героев есть Фея Доброты и Вежливости, а также ест Колдунья Зла и Грубости. Сегодня на урок каждая из них принесла нам свои дары. Чьи дары нам просто необходимы?
- Попробуйте отыскать их среди всех даров.
(каждой команде даётся куча карточек со словами: красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение) при проверке дети по цепочке из каждой команды называют слова.
Вывод: - Посмотрите, сколько много новых слов мы узнали. И все они характеризуют вежливых, добрых, воспитанных людей, какими и должны быть мы с вами. Теперь мы можем с вами выяснить, что же такое «вежливость»? как вы думаете?
- А теперь давайте прочитаем и запомним это определение.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
- – И действительно, в нашей жизни одних только слов бывает мало. Нужны не только вежливые и добрые слова, но и добрые дела. Их так нам не хватает.
- Сейчас Ж.Афанасьев познакомит нас с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся». Вы внимательно послушайте и попробуйте дать совет этому Лапусе.
(после чтения стиха идёт обсуждение в командах и даются советы)
Я не знаю, как мне быть-
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: Дверь открой!
Притвори её, герой!
Я ему в ответ сердито отвечаю:
-Сам закрой!
За обедом скажет мама:
-Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
-Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Всё равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю
Я не знаю, как мне быть-
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
-Голубчик, ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
-Внучок,- ляг, лапуся на бочок!
Я такое обращенье ненавижу, нетерплю,
Я киплю от возмущенья и поэтому грублю.
- Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Вывод: Надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Я думаю, вы все это примите к сведению и не будете похожими на этого Лапусю. А ещё я бы этому мальчику, да и всем ребятам дала такой совет:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши!
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- Давайте делать так, чтобы наши слова и поступки рождали только тепло души.
8. - Но нередко, люди могут обидеть друг друга. А ведь злость и грубость не остаётся безнаказанной.
Послушайте узбекскую сказку «Аист и соловей» и попробуйте сделать выводы.
9инсценировка сказки)
-Что бы вы посоветовали аисту?
9. – Ребята, а всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова? Вот послушайте одну историю, которая называется «Очень вежливый индюк» и скажите, действительно ли индюка можно назвать вежливым?
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже
Он кричал: -Эй, вы невежи!
Заходите, что ли в гости-
Поучиться веж-ли-вос-ти1
Я и сам,-кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся, ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья,-
Ждёт тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шёл-
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
-Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
-Не усвоили, скоты правила приличия!
Обсуждения.
10. - А вы себя считаете вежливыми? Сейчас мы это проверим. (каждой команде предлагается ситуация для обсуждения)
1к.
2к.
3к. Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?
11. – В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте посмотрим, справились ли мы с ними?
12. – Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом ваши родители. Таким образом вы оцените свою вежливость.
- А ещё я вам приготовила памятку добрых дел и добрых слов. Вы можете её дополнить сами и принести на следующий урок.
- А закончу я урок словами из памятки
Обогрейте прекрасными словами свою душу и матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и вы увидите чудеса, сотворённые своими руками.
Анализ урока.
Моя главная цель на этом уроке была – обогатить словарный запас детей. Нередко мы сталкиваемся с проблемой, что дети не могут чётко выражать свои мысли. Им не хватает словарного запаса. Иногда они мыслят правильно, а высказать не могут. Это можно наблюдать на уроках литературного чтения, на окружающем мире. Урок риторики – большое подспорье для развития речи уч-ся. На данном уроке я решила познакомить детей с такими словами, которые они могут использовать в своей речи для характеристики героев. Но моей задачей было не только познакомить их с данными словами, но и научить правильно их использовать, дать понять, что вежливые слова надо не просто знать, но и уместно употреблять их в нужном тоне. Работу постаралась организовать дифференцированно, чтобы каждый ученик работал с интересом, проявлял свои творческие и коммуникативные способности. Для этого дети были разбиты на группы, и каждая группа получала своё задание. Для воспитания в детях доброты, отзывчивости, для привития им хороших манер были предложены проблемные ситуации, стихи и инсценировка. Мне важно было услышать рассуждения учеников по каждой ситуации, я хотела, чтобы они сами делали правильные выводы.
Считаю, что поставленных целей я на уроке добилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"
Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...
тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"
Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой технологии и исследовательских методов обучения....
Уроки риторики во 2 классе
Презентация задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает общую линию урока....
Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"
На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....
Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."
Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...