урок риторики в 3 кл "Вежливость и доброта"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Теленкова Ирина Юрьевна

данный конспект можно использовать как на уроках риторики так и на классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki_v_3kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

  1. Дать понятие значения слова «вежливость»

 2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и                 учить применять их в разговорной речи.

  3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.

  1. – Ребята, входя в класс, вы всем нашим гостям сказали «здравствуйте», хотя с ними совсем незнакомы.

-Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

1. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

2. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

3. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Попробуйте ответить мне на эти вопросы. Каждая команда, подумайте над своим ответом.

                 (команды обсуждают и выслушиваются ответы)

  1. – Я не случайно в начале урока задала вам эти вопросы. Прочтите тему.

- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на этом уроке, чему должны научиться и что должны понять?

(открываются задачи на доске)       1. Выяснить значение слова «вежливость».

                                                            2. Узнать много вежливых слов.

        3. Учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

  1. - Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы употребляем в речи тёплые и доброжелательные слова.

- А как ещё мы называем такие слова?  (волшебные, вежливые)

-А вы много знаете таких слов? Давайте проверим!

За одну минуту, чья команда напишет больше вежливых слов?    Проверка

-Давайте познакомимся ещё с несколькими словами. Они же являются и качествами характера человека, если этот человек вежливый и воспитанный.

- Предлагаю каждой команде по одному слову, подумайте над его значением.

(выслушиваются мнения детей, затем карточки переворачиваются и каждая команда зачитывает верное значение слова)

Тактичность         терпимость              доброжелательность

Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Терпимость – состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Доброжелательность – необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

- Я думаю, что сегодня на уроке, работая в командах вам всем следует соблюдать и тактичность, и терпимость, и доброжелательность, чтобы урок прошёл продуктивно и никто не был в обиде!

- Ребята, в русском языке много слов, начинающихся со слова «добро». Мы их очень часто употребляем на уроках чтения и риторики. Давайте вспомним их! Я вам помогу. Я буду зачитывать значение слова, а вы мне его называть. Каждая команда должна угадать по 2 слова.

  1. желать всем счастья, относиться ко всем людям со всей любовью и добротой.

                            Добролюбие.

2. человек с добрым сердцем                  Добросердечность.

3. доброе отношение ко всем без обмана         Добропорядочность

1. мир между соседями                         Добрососедство

2.человек с доброй совестью                     Добросовестность.

3. человек с доброй душой.                Добродушие

( по ходу называния учитель вывешивает карточки на доску)

4.– А сейчас я хочу каждой команде предложить игру со словами.

1к. – вам нужно собрать 2 семицветика. Один семицв., характеризующий вежливого человека, а другой – невежливого.  (раздаются лепестки с надписями: учтивый, корректный, уважительный, предупредительный, любезный, галантный и эти же, но с частицей НЕ)

      2к. – попробуйте сопоставить слова с их значениями. (выдаются карточки с теми же названиями и ещё значения)

Учтивый- почтительно-вежливый в обращении с людьми.

Корректный - тактичный, вежливый.

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.

Предупредительный – скромный, обязательный, готовый оказать услугу, внимательный.

Любезный – обходительный.

Галантный – изысканно-вежливый.

3к. – Составьте словосочетания, а может быть даже предложения с этими словами.

                                     Проверка выполненных заданий.

  1. Среди сказочных героев есть Фея Доброты и Вежливости, а также ест Колдунья Зла и Грубости. Сегодня на урок каждая из них принесла нам свои дары. Чьи дары нам просто необходимы?

- Попробуйте отыскать их среди всех даров.

 (каждой команде даётся куча карточек со словами: красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение) при проверке дети по цепочке из каждой команды называют слова.

Вывод:  - Посмотрите, сколько много новых слов мы узнали. И все они характеризуют вежливых, добрых, воспитанных людей, какими и должны быть мы с вами. Теперь мы можем с вами выяснить, что же такое «вежливость»? как вы думаете?

- А теперь давайте прочитаем и запомним это определение.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

  1. – И действительно, в нашей жизни одних только слов бывает мало. Нужны не только вежливые и добрые слова, но и добрые дела. Их так нам не хватает.

- Сейчас Ж.Афанасьев познакомит нас с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся». Вы внимательно послушайте и попробуйте дать совет этому Лапусе.

     (после чтения стиха идёт обсуждение в командах и даются советы)

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: Дверь открой!

Притвори её, герой!

Я ему в ответ сердито отвечаю:

-Сам закрой!

За обедом скажет мама:

-Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

-Не могу, сама подай!

Очень бабушку люблю,

Всё равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить,

А они ко мне:

-Голубчик, ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:

-Внучок,- ляг, лапуся на бочок!

Я такое обращенье ненавижу, нетерплю,

Я киплю от возмущенья и поэтому грублю.

- Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Вывод: Надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Я думаю, вы все это примите к сведению и не будете похожими на этого Лапусю. А ещё я бы этому мальчику, да и всем ребятам дала такой совет:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши!

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

- Давайте делать так, чтобы наши слова и поступки рождали только тепло души.

8. - Но нередко, люди могут обидеть друг друга. А ведь злость и грубость не остаётся безнаказанной.

Послушайте узбекскую сказку «Аист и соловей» и попробуйте сделать выводы.

9инсценировка сказки)

-Что бы вы посоветовали аисту?

9. – Ребята, а всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова? Вот послушайте одну историю, которая называется «Очень вежливый индюк» и скажите, действительно ли индюка можно назвать вежливым?

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже

Он кричал: -Эй, вы невежи!

Заходите, что ли в гости-

Поучиться веж-ли-вос-ти1

Я и сам,-кричал Индюк,-

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана!

Не стесняйся, ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья,-

Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло!

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шёл-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!

Посинел Индюк от злости:

-Не идут нахалы в гости!

Зря пропали все труды!

Все они – балды-балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты правила приличия!

Обсуждения.

10. - А вы себя считаете вежливыми? Сейчас мы это проверим.  (каждой команде предлагается ситуация для обсуждения)

1к.

2к.

3к.  Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

11. – В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте посмотрим, справились ли мы с ними?

12. – Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом ваши родители. Таким образом вы оцените свою вежливость.

- А ещё я вам приготовила памятку добрых дел и добрых слов. Вы можете её дополнить сами и принести на следующий урок.

- А закончу я урок словами из памятки

Обогрейте прекрасными словами свою душу и матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и вы увидите чудеса, сотворённые своими руками.

        

        Анализ урока.

Моя главная цель на этом уроке была – обогатить словарный запас детей. Нередко мы сталкиваемся с проблемой, что дети не могут чётко выражать свои мысли. Им не хватает словарного запаса. Иногда они мыслят правильно, а высказать не могут. Это можно наблюдать на уроках литературного чтения, на окружающем мире. Урок риторики – большое подспорье для развития речи уч-ся. На данном уроке я решила познакомить детей с такими словами, которые они могут использовать в своей речи для характеристики героев. Но моей задачей было не только познакомить их с данными словами, но и научить правильно их использовать, дать понять, что вежливые слова надо не просто знать, но и уместно употреблять их в нужном тоне. Работу постаралась организовать дифференцированно, чтобы каждый ученик работал с интересом, проявлял свои творческие и коммуникативные способности. Для этого дети были разбиты на группы, и каждая группа получала своё задание. Для воспитания в детях доброты, отзывчивости, для привития им хороших манер были предложены проблемные ситуации, стихи и инсценировка. Мне важно было услышать рассуждения учеников по каждой ситуации, я хотела, чтобы они сами делали правильные выводы.

     Считаю, что поставленных целей я на уроке добилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"

На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...