Родительское собрание. "Милосердие".
презентация к уроку (2 класс) по теме
Педагогическая мастерская для родителей.
О милосердии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_vospitanie_miloserdiya.zip | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание милосердия
(педагогическая мастерская для родителей)
Цель: формировать у участников мастерской представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека.
Представьте своего ребёнка. Напишите в левом столбике те качества, которые бы вы хотели воспитывать в нём. А в правом – те черты, которые не желаете видеть у ребёнка.
ДОБРОТА ЛЕНЬ
ЧУТКОСТЬ ЧЁРСТВОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТ ЭГОИЗМ и др.
Участники мастерской зачитывают свои списки положительных и отрицательных качеств.
В левой колонке выберите главное слово, подчеркните его. Подберите к нему ассоциативный ряд слов.
(Из ответов участников мастерской. Доброта, чуткость, забота, помощь, человечность и т.д.)
Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из них понимают важность и необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость, милосердие. Однако понятие «милосердие» надолго было предано забвению не случайно лишь некоторые из вас упомянули это нравственное качество «милосердие» считалось отжившим, включалось в отдельные словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующего разъяснения. Это слово вернулось к нам, пройдя большой путь. Итак, наша мастерская посвящена проблеме воспитания милосердия у детей в семье.
Предлагаю всем участникам мастерской для последующего обсуждения сосредоточиться на таких вопросах:
- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
- Из-за чего вы огорчались?
- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
- Что теперь приносит боль и расстраивает вас?
- Прощали ли вы обидчика в детстве?
- Как сейчас реагируете на душевные раны, нанесённые окружающим?
На этом этапе работы подключаю всех родителей к разговору о важности воспитания милосердия с опорой на их жизненный опыт и взгляды на эту проблему.
- Выразите цветом своё отношение к понятию «милосердие».
Объясните выбор цвета.
(«У меня милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного и бережного отношения людей друг к другу»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца. Которое даёт силы и душевную энергию для добра»).
Психологи отмечают, что ребёнок с дошкольного возраста понимает, как высоко цениться людьми способность к сочувствию и поддержки. Он может подобрать котёнка и искренне пожалеть его, но успехи товарища, но он же может и позавидовать ему.
Обсудите в группе, как это противоречие влияет на процесс воспитания у детей способности к состраданию и сопереживанию.
Существование в нашей душе добра и зла, их столкновение и борьба воспринимаются как главная трагедия человека, в то же время освоение непреходящих духовных ценностей даёт возможность находиться в гармонии и с природой, и с социумом, и с самим собой. Добро – это не раз и навсегда существующая данность, а результат трудного пути. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил. Что для настоящей праведной жизни необходима решимость. Через себя, свои переживания, свою потребность в любви и сочувствии ребёнок учиться сочувствовать другим.
Работа в группах.
Каждой группе предлагаются карточки с высказываниями о милосердии:
Карточка № 1.
Мы все природой возбуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие приходит от любви, если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).
Карточка № 2.
Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филорет).
Карточка № 3.
Милосердие – это любовь, которая взаимность не требует, возможна ко всем людям, в этом её богатство и сила (Н. Бердяев).
Карточка № 4.
Милосердие – это активная доброта (И.Н. Шевелёв).
Каждая группа комментирует доставшиеся высказывание о милосердии. Записываются понравившиеся мысли, они будут необходимы для создания на этом этапе работы своего варианта афоризма о милосердии.
Нарисуйте ассоциативную цепь к понятию «милосердие». Обсудите в своей группе установление связи.
Рекомендации.
Обратите внимание на следующие критерии:
- ориентация на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими и внутренне принятие милосердия как общечеловеческой ценности;
- сформированность представлений о ценности другого человека знаний о способах проявления милосердия;
- восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к проявлению унижения, оскорбления;
- бескорыстная забота о близких и далёких людях, умение сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию.
Попытайтесь описать, какие люди, явления и проблемы нашей действительности вызывают у вас желание быть милосердным.
В течение 5 минут участники работают самостоятельно, письменно намечая план ответов на вопросы, создавая основу для последующей дискуссии.
(«Я негативно отношусь к тем, кто, не прилагая усилий в работе и жизни, имеют определённые блага, но тем не менее требуют от окружающих сочувствия и поддержку».
«Я мог бы повысить свой уровень терпимости к пожилым людям, которые раздражают меня замечаниями и нотациями».
«У меня всегда вызывают сострадание люди, просящие милостыню. Однако я убеждён в том, что внутренняя гордость не должна позволять человеку просить милостыню. Очень часто то, кто просят подаяние, манипулируют чувствами окружающих, но осуждать таких людей считаю неправильным»)
Коллективная работа.
Заполните, пожалуйста, таблицу признаков проявления милосердия у детей, опираясь на следующие компоненты милосердия:
Название компонентов Содержание компонентов
Познавательный
Эмоциональный
Поведенческий
Продумайте содержание компонентов, а затем приступите к коллективному заполнению таблицы.
Содержание компонентов милосердия
Познавательный: умение раскрыть содержание понятия «милосердие», выделить и проанализировать милосердный поступок, дать ему оценку; знание способов регуляции и коррекции взаимоотношений со сверстниками с учётом милосердных проявлений (способность простить, уступить, пожалеть, понять и т. д.) осознание и мотивировка как своих собственных милосердных поступков, так и поступков других и др.
Эмоциональный: способность к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, умение разделить их радость и горе; владение эмоционально-выразительными средствами передачи переживаний и др.
Поведенческий: осознание необходимости своего поведения на основе гуманного и милосердного отношения к другому; позитивное принятие незнакомого человека, в том числе внешне непривлекательного, слабого, больного, искренность в общении с ним;
Теперь составим перечень методов и приёмов воспитания: беседа, наблюдение эмоциоанально-нравственных ситуаций в жизни, сюжетно-ролевые игры, анализ фильмов и прочитанных книг, включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, личный пример родителей, проективные оценки, использование различных видов деятельности, направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях, убеждение, внушение, организация подражательной идентификации и др.
Проанализируйте в группах возможность каждого метода в процессе нравственного становления и развития ребёнка, выберите наиболее эффективные и обоснуйте своё мнение.
Комментарий.
Неправомерно говорить о приоритете какого-то одного метода, необходима продуманная система методов и приёмов с учётом конкретных особенностей ребёнка. Реально изменить поведение в позитивную сторону невозможно лишь путём сообщения ему информации об одобряемых нормах поведения. Нужно добиться изменения реальных отношения ребёнка к окружающим. Необходима собственная практика морального поведения, в основе которой лежит свободный и осознанный моральный выбор. Единство действия, образа и слова способствует мобилизации всех резервов психики ребёнка для нравственного формирования собственной личности.
Ещё раз прочитайте перечень методов воспитания милосердия и скажите, какие из них используются вами в семейном воспитании и насколько успешно.
Комментарий.
Каждый метод оценивается в 1 балл, а если участники мастерской сознательно опираются на него в воспитании, то ставят 2 балла. Суммируйте количество баллов, определяем интенсивность и качество обращения к педагогическому инструментарию воспитания милосердия в семье. Чем больше набранных, тем выше уровень использования методов и приёмов. Также следует проанализировать, продуман ли путь воспитания милосердия или он происходит стихийно, формально.
Возьмите у одного из участников группы интервью по проблеме воспитания милосердия у детей. Один из вас выступит в роли телеведущего, а другой – интервьюируемого.
Вопросы интервью участникам мастерской:
- Что вы понимаете под милосердием?
- Воспитанию каких нравственных качеств у детей в семье вы уделяете наибольшее внимание?
- Какие методы и приёмы используете в процессе воспитания милосердия?
- какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей?
После интервью обсуждаем наиболее типичные ответы со стороны родителей, анализируем возникшие трудности в воспитании милосердия в семье.
У вас повысился педагогический культурный уровень.
Итог:
Каждый по очереди высказывает основную мысль, к которой он пришёл в ходе работы мастерской и делится своими впечптлениями.
Литература.
Научно-методический журнал «Классный руководитель». М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"
беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Родительское собрание, посвященное семье....
Родительское собрание по теме: "Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей."
Собрание родителей...
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание "Милосердие"
Представлена работа с детьми через родителей. Практическая деятельность, где родители в группе с детьми выполняют ряд заданий. В конце они и сами ребята делятся своими впечатлениями. И отвечают на гла...