Нравственное воспитание
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме

Галиева Гульнур Халилрахмановна

 

Нравственное воспитание учащихся одна из самых важных  задач школы.Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предпологает   его отношений к родителям, окружающим, коллективу  , обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям, и к самому себе.Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать , что же можно сделать , чтобы жизнь стала лучше.В процессе нравственного воспитания  школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение  к действительности, глубокое уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить  высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь , совесть, достоинство.

 

   Нравственное воспитание  человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте  у детей формируется первоначальные нравственные чувста представления,элементарные навыки нравственного поведения. Преобретенные  ребенком  в дошкольном возрасте формы поведения  и отношение со взрослыми и сверстниками , нравственные знания и чувства  являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения чувств и сознания. Между воспитанием а предыдущей  и последующих ступенях существует диалектическая  взаимосвязь.Воспитание сохраняя своеобразие  каждого данного периода ,ориентируется на особенности будущего , готовит к нему ,  в дальнейшем же воспитание  активно использует накопленный  в предшествующем периоде жизненный опыт ребенка. Педагог должен  опираться на то новое  положительное что появилось в психике ребенка, хотя оно является  в данный период слабым и не развернутым.

 

   Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью  внешних влияний, верой в истинность всего чему учат,  что говорят безусловность необходимость нравственных норм; он отличается  бескомпромиссностью в  нравственных   требованиях  к другим, непосредственностью в поведении.  Эти особенности являются  залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникает большие возможности  для систематического  и последовательного  нравственного  воспитания детей.

 

    Решающее значение  для нравственного воспитания  имеет  положительный  нравственный опыт детей. Воспитание протекает прежде всего  повседневной жизни ребенка., где он привыкает следовать  нравственным правилам,нормам принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

   Всякая деятельность школьников  в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной.  Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную  и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли на школьном участке – всюду в их деятельности  проявляются  определенные нравственные качества, положительные или отрицательные .

 

   Стержнем  воспитания ,определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношний детей.

 Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка.

Когда ученик действует только по указанию  учителя и взрослых и под их наблюдением,он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые  решения.Такой подход влечет за собой  отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс  должен быть построен так , чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом складываются в жизни, их можно создать   и специально в игре, учении , труде и в творческих занятиях. Словом, ученик  должен научиться  правильно действовать и тогда,  когда за ним  не наблюдают ,  когда от него не требует отчета.

  Накапливая собственный  нравственный  опыт , ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Учитель должен  помочь ему осознать ,  пережить горечь ошибки, безнравственность поступка;  разумеется надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

   Нравственное воспитание  младшего  школьника  происходит прежде всего  в прцессе обучения-  главном виде деятельности  в школе. учение ребенка  только при поверхностном подходе может показаться  делом сугобо  индивидуальным.  На самом деле  урок -  место разнообразных  коллективных действий и пережеваний, накопления опыта  нравственных взаимоотношений

     На уроках  дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного  осуществления который необходимо  соотносить свои действия с действиями других ,  научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять  свои знания со  знаниями остальных , отстаивать мнение  помогать другим ,  и самому  принимать помощь. На уроках  дети коллективно  переживают чувство радости от самого процесса  получения  новых знаний,  огорчений от неудач , ошибок. В воспитательном  отношении все предметы , которые изучаются в школе, одинаково важны. Огромный вред  делу воспитания наносит существующие  у части учителей  мнение о том, что главные  предметы-  русский язык и математика.  Разнообразие  предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.  У одного острый ум,  у другого  умелые руки, и третий особенно ловок, изящен, отлично владеет своим телом,  движениями, четвертый особенно  восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности  ребенка  проявляются прежде всего  в учебном процессе,  когда каждый ребенок в какой - то области становится более знающим и умеющим.

 

   На уроках  в постоянном общении  с учителем и сверстниками формируется  нравственность ребенка,  обогащается его жизненный опыт.  Переживания  младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны  с учебой  На уроке   взаимодействуют   все основные элементы воспитательного процесса :  цель , содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так  называемые  воспитательные  моменты.

 

 Что обеспечивает эффективность  нравственного воспитания на уроке ? Чтение и разбор статей , рассказов, стихотворений,  сказок из учебных книг помогают детям понять  и оценить нравственные  поступки людей. Дети читают и обсуждают  рассказы.  В которых ставится доступной для них форме  вопросы о справедливости , честности, товариществе, дружбе .

 

   На уроке  постоянно возникает определенные  деловые  и нравственные  отношения между учащимися. Решая общие позновательные  задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет  ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке:  не мешать остальным , внимательно слушать друг друга,  участвовать в общей работе –и оценивает умение учеников  в этом плане .  Совместная работа школьников на уроке  рождает между ними  отношения  характеризующиеся многими признаками , которые  свойственны  отношениям  в любой коллективной работе .  Это, прежде всего  , отношение  каждого участника  к своему делу как  к общему.  Умение согласованно  действовать  вместе с другими  для достижения общей цели , взаимная поддержка  и в то же время  требовательность  друг другу ,  умение критически относиться к себе , расценивать свой личный успех  или неудачу  с позиции общей  работы. Для того чтобы  эти возможности  урока реализовать  практически , учителю необходимо создавать  в течение урока ситуации,  в которых у учеников была бы возможность  общения между собой :  видимо , несколько ослабить  иногда излишне   строгую регламентацию  поведения детей на уроках.

 

  Перед учителем стоит сложная задача – так организовать  индивидуальную деятельность  ученика по усвоению знаний , чтобы она вызвала  общие переживания , способствовала   воспитанию коллективизма , была источником  становления  высоконравственных  взаимоотношений  детей .

 

  Для накопления детьми опыта  сотрудничества  черезвычайно  важно , чтобы учитель оценивал  на уроке  не только знания  учебного  материала  , но и обращал внимание   на нравственные поступки  младших школьников. Учителю на уроках  необходимо использовать  естественные ситуации  и преднамеренно  создавать  новые  для разъяснения  характера  возникающих  между учениками  взаимоотношений , раскрыть их обязанности  как членов коллектива ,  предупредить отрицательные поступки.  В совместной деятельности на уроках  у младших школьников  вырабатывается  представление о том ,  что хорошо и что плохо .  Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнует ребят :  отношение к учению , отметкам , труду, дружбе, к различным поступкам  учеников в классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon nravstvennoe_vospitanie.txt9.63 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....