Авторская программа "Люби ,цени и изучай родной край"
методическая разработка (4 класс) по теме
Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования
Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование.
Программа рассчитанана детей младшего школьного возраста для проведения внеклассной работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурметьевскоя средняя общеобразовательная школа
Нурлатского муниципального района Р.Т»
Авторская программа
«Люби, цени и
изучай родной край»
составитель : Ахметвалиева И.Н
учитель начальных классов,
1 квалификационной. категории
МБОУ « Бурметьевской средней
общеобразовательной школы
Нурлатского муниципального
района Р.Т»
Рецензенты:доцент кафедры
татарского языка и межкуль-
культурной коммуникации
Татарского государственного
гуманитарного педагогического
университета кандидат
педагогических наук
М.Ф.Кашапова
Методист МУ «Информационно-
методического центра»Нурлатского
муниципального района по начальному
обучению высшей квалификационной
категории О.С.Тарасова
2009-2010 год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования
Задачу, вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению деревни, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края
Особенности программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста для проведения внеклассной работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности .
Программа реализуется за 3 года.
Основные цели программы:
-дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего родного края, своей деревни,района,республики;
-формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
-формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края,родной деревни, своего народа;
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
- Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
- Формирование любви к родной деревне и интереса к прошлому и настоящему родного края
- Развитие бережного отношения к своей деревне (достопримечательности, культура, природа);
Формы проведения занятий:
- Интегрированные уроки, с мультимидейным сопровождением
- Инсценированные представления
- Экскурсии
- Комбинированные уроки
- Краеведческие викторины, ребусы, кроссворды , сканворды.
- Создание презентаций, видеороликов.
- Оформление фотоальбомов.
- Создание видеофильмов.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
- метод разъяснения
-наглядные методы
-практические методы
-проблемно-поисковый метод
-метод самостоятельной работы
-метод поощрения
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристские технологии, проектные технологии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины.
Знания и умения учащихся в конце 3-го года обучения
Знать: | Уметь: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. | Составлять родословную. |
Знать символику своей школы. | Составлять устный рассказ о своей школе. |
Названия улиц, , памятных мест, | Составлять план-схему своего двора, своей улицы,деревни. |
Названия рек ,озер,родников, других природных объектов своей и соседних деревень. | Правильно определять их места расположения. |
Символику Нурлатского района, названия близлежащих деревень,. | Находить на карте Татарстана границы Нурлатского района, |
Национальный состав Нурлатского района и близлежащих деревень,., легенды своей деревни, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. | Пересказать легенды,своей деревни,района, края; провести игру. |
Тематическое планирование
РАЗДЕЛЫ:
1.Историко-краеведческий (27 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | История образования старой деревни Киекле | 2 |
2 | Причина раздела старой деревни Киекле на 4 новые : Бурметьево, Курманаево Богдашкино. и Андреевку | 2 |
3 | История переселения наших продедов на новое место | 2 |
4 | Новые названия деревень: Богдашкино, Курманаево Андреевка. | 3 |
5. | Почему наша деревня имеет два названия: Киекле и Бурметьево? | 2 |
6. | От чего произошли названия озер? | 4 |
7 | Названия других природных местностей | 5 |
8 | Моя улица | 1 |
9 | Образование Нурлатского района | 1 |
10 | Символика Нурлатского района. | 1 |
11 | Нурлатский район ( природа, народ и т д.) | 2 |
12 | Город Нурлат | 2 |
2.Земля и люди (30 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Образование колхоза имени Ульянова. “Что дает наш край стране”. | 2 |
2. | Председатели нашего колхоза | 1 |
3 | Новые стройки : школы, клуба, детского садика и т. д. | 1 |
4 | Знаменитые люди нашей деревни: Садыков Х.Х. Абдуллин Н.Х. Каримов Р.Р. Хаметвалиева В.В..и т.д | 4 |
5 | Долгожители нашей деревни | 3 |
6 | Из истории моей фамилии | 2 |
7 | Что повлияло на выбор моего имени | 1 |
8 | Моя родословная | 2 |
9 | Моя семья. Семейные традиции. | 2 |
9. | Поэты и писатели: нашего района, нашей деревни. | 3 |
10 | Знаменитости ,вышедшие из нашей деревни :артисты, певицы: “Наш край богат талантами”. | 3 |
11 | Афганцы | 1 |
12 | Спортсмены нашего села | 2 |
13 | Участники ВОВ | 3 |
3.К 100 летию школы(11 часов)
№ | Название темы | |
Моя школа – мой дом. | 1 | |
1 | История открытия первой школы в деревне | 2 |
2 | Первые учителя нашей деревни | 2 |
3 | Учителя ,имеющие звания и награды | 2 |
4 | Директора школы за 100 лет | 2 |
5 | Учителя –выпускники школы | 2 |
всего | 68 часов |
Тематическое планирование
2 класс(17 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
1 | Почему наша деревня имеет два названия: Киекле и Бурметьево? | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. |
2 | От чего произошли названия озер? | 1 | Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по озерам. |
3 | Названия других природных местностей | 1 | Беседа по содержанию книги. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. |
4 | Моя улица | 1 | Рассказ о своей улице,фотографии,рисунки, Составление схемы улицы |
5 | Долгожители нашей деревни | 1 | Встречи,оформление фотоальбома.Тимуровская работа |
6 | Из истории моей фамилии | 1 | Круглый стол «Моя фамилия» |
7 | Что повлияло на выбор твоего имени | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. |
8 | Твоя родословная | 1 | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. |
9 | Моя семья. Семейные традиции. | 1 | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) |
10 | Поэты и писатели: нашего района, нашей деревни. | 1 | Творческие встречи |
11 | Знаменитости ,вышедшие из нашей деревни :артисты, певицы: “Наш край богат талантами”. | 1 | Творческие встречи |
12 | Афганцы | 1 | Встреча ,фотоальбом |
13 | Спортсмены нашего села | 1 | Встреча ,фотоальбом Практическая деятельность по созданию презентаций (5-8 слайдов) |
14 | Участники ВОВ | 1 | Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа. |
15 | Моя школа – мой дом. | 1 | Беседа о школе, история школы,просмотр видеофильма о школе ,посещение школьного музея |
16 | Нурлатский район ( природа, народ и т д.) | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. |
17 | Город Нурлат | 1 | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. |
всего | 17 |
Тематическое планирование
3 класс(17 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
1 | История образования старой деревни Киекле | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. Работа по книге «Меңъяшәр Киеклем” |
2 | Причина раздела старой деревни Киекле на 4 новые : Бурметьево, Курманаево Богдашкино. и Андреевку | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. Игра-викторина |
3 | История переселения наших продедов на новое место | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. Работа по книге «Меңъяшәр Киеклем” |
4 | Новые названия деревень: Богдашкино, Курманаево Андреевка. | 1 | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. |
5 | Почему наша деревня имеет два названия: Киекле и Бурметьево? | 1 | Круглый стол «Что обозначает слово Бурмет?» |
6 | От чего произошли названия озер? | 1 | Знакомство с легендами |
7 | Названия других природных местностей | 1 | Устные ответы. Экскурсия. Игра-викторина. Работа, в группах, в парах. |
8 | Образование колхоза имени Ульянова. | 1 | Просмотр фильма-презентации по теме. |
9 | Знаменитые люди нашей деревни: Садыков Х.Х. Абдуллин Н.Х. Каримов Р.Р. Хаметвалиева В.В..и т.д | 1 | Встречи сбор материалов для альбома. |
10 | Долгожители нашей деревни | 1 | Практическая деятельность по созданию презентаций (5-8 слайдов) |
11 | Из истории моей фамилии | 1 | Устные ответы. Схема родословной своей семьи. |
12 | Моя семья. Семейные традиции. | 1 | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) |
13 | Поэты и писатели: нашего района, нашей деревни. | 1 | Знакомство с их творчеством. |
14 | Знаменитости ,вышедшие из нашей деревни :артисты, певицы: “Наш край богат талантами”. | 1 | .Сбор материалов, фотоальбом |
15 | Участники ВОВ | 1 | Сбор материалов. Мероприятие посвященное Дню победы «Мы помним Вас» |
16 | История открытия первой школы в деревне | 1 | .Сбор материалов. |
17 | Первые учителя нашей деревни | 1 | .Сбор материаловдля фотоальбома и стенда |
всего | 17 |
Тематическое планирование
4 класс(34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
1 | История образования старой деревни Киекле | 1 | Экскурсия .Рисунки. Составление презентаций. Сочинения,стихи. |
2 | Причина раздела старой деревни Киекле на 4 новые : Бурметьево, Курманаево Богдашкино. и Андреевку | 1 | Игра –викторина. |
3 | История переселения наших продедов на новое место | 1 | Игра –викторина. |
4 | Новые названия деревень: Богдашкино, Курманаево Андреевка. | 2 | Игра –викторина. Составление крассворда. |
6 | От чего произошли названия озер? | 2 | Экскурсия .Рисунки. Составление презентаций. Сочинения,стихи |
7 | Названия других природных местностей | 3 | Экскурсия .Рисунки. Составление презентаций. Сочинения,стихи. |
8 | Образование колхоза имени Ульянова. | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность.Сбор материалов.Фотоальбом |
9 | Председатели нашего колхоза | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность.Сбор материалов.Фотоальбом |
10 | Новые стройки : школы, клуба, детского садика и т. д. | 1 | Экскурсия .Фотографии. Составление презентаций. Сочинения,стихи. |
11 | Знаменитые люди нашей деревни: Садыков Х.Х. Абдуллин Н.Х. Каримов Р.Р. Хаметвалиева В.В..и т.д | 3 | Встречи.Создание видеороликов, видеофильмов |
12 | Долгожители нашей деревни | 1 | Встречи.Создание видеороликов, Видеофильмов.Тимуровская работа. |
13 | Твоя родословная | 1 | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. |
15 | Поэты и писатели: нашего района, нашей деревни. | 1 | Встречи.Создание видеороликов, Видеофильмов |
16 | Знаменитости ,вышедшие из нашей деревни :артисты, певицы: “Наш край богат талантами”. | 1 | Встречи.Создание видеороликов,презентаций, видеофильмов |
17 | Спортсмены нашего села | 1 | Встречи.Создание видеороликов,презентаций, видеофильмов |
18 | Участники ВОВ | 1 | Встречи.Создание видеороликов,презентаций, Видеофильмов. Тимуровская работа. |
19 | Образование Нурлатского района | 1 | Практическая деятельность по созданию презентаций (10слайдов) |
20 | Символика Нурлатского района. | 1 | Рисунки. |
21 | Нурлатский район ( природа, народ и т д.) | 1 | Игра –викторина. Просмотр фильма-презентации по теме. |
22 | Город Нурлат | 1 | Экскурсия по городу Нурлат.Оформление альбома . |
23 | История открытия первой школы в деревне | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность.Сбор материалов.Фотоальбом |
24 | Первые учителя нашей деревни | 1 | Индивидуальная поисковая деятельность.Сбор материалов.Фотоальбом |
25 | Учителя ,имеющие звания и награды | 2 | Встречи.Создание видеороликов,презентаций, Видеофильмов. |
26 | Директора школы за 100 лет | 2 | Индивидуальная поисковая деятельностьФотоальбом |
27 | Учителя –выпускники школы | 2 | Индивидуальная поисковая деятельность.Сбор материалов.Фотоальбом |
всего | 34часа |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: “Я и моя семья”.Перед первым занятием даю учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.
Тема 2: “Моя школа”В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.Экскурсия по школе (кабинеты, учителя). .
Тема 3: “Моя малая Родина”.
1. Экскурсия – прогулка, но более дальняя.Обращается внимание на название города (села), историю его названия, его размеры, значение.
2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.
Тема 4: “Природа нашего края”.С участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у себя в саду, уход за ними.Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними.Разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему. В зимний период делать кормушки и подкармливать птиц.В весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока.Операция “Чистый двор”.
Тема 5: “Наш край богат талантами”.Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Тема 6: “Мое село в прошлом и настоящем”В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их село(город) стало еще краше. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”.
Тема 7: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Концерты для ветеранов войны.
Тема 8: “Мой край на карте Родины”.Территория и географическое положение республики. Знакомство с картой района, границы, история образования.Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.Составление карты деревни,улицы
Дополнительная литература
1.Н.Х.Абдуллин Меңъяшәр Киеклем.-1-ое изд.-Нурлат.2009
2.Н.Х.Абдуллин .Мәгърифәт нуры иңгән Киеклем.-Нурлат.2009
3.Н.Х.Абдуллин Меңъяшәр Киеклем.-2-ое изд.-Нурлат.2010
4.Н.Х.Абдуллин Җире барның җиме бар.-Нурлат.2009.
5. Ибраһимова Ф.Җ.Табигать бизәкләре:Башлангыч с-флар өчен өстәмә уку китабы.-Казан:Мәгариф,2002
6. Маслахова Р.М.Киекле-киек иле.-Казан:ООО “Офсет”, 2003..
7.Ф.Мөхәммәтова.Ышаныч,өмет.Шигырьләр,җырлар, кыйссалар.-Казан:”Идел-Пресс”2006
8.Плешаков А.А. Мир вокруг нас.Учеб.для 4 кл.нач .шк.
В 2 ч.-М.:Просвещение,2003.
9. Рахимов И.И. Растительный и животный мир Татарстана.-Казань:Магариф,2006
10. Школа России. Концепция и программы для начальных классов: Ш 67 пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1( М.А.Бантова , Г.В.Бельтюкова , С.И.Волкова, С.И.Волкова и др.)-5-ое изд.-М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"
Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...
Программа внеурочной деятельности во 2классе по предмету"Изучай родной край"
Рабочая программа "Изучай родной край" во 2 классе...
"Люби и изучай родной край"
Интегрированный урок математика и окружающий мир - 4 класс...
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия: « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Презентация по кубановедению для 3 класса по теме "Изучаем родной край"
Презентация содержит мини-рассказ о городах Краснодарского края....
Урок окружающего мира в 4 классе тема Изучаем родной край
Цель формировать представления учащихся о родном крае...