Урок кубановедения "Ты, Кубань, ты наша Родина"
план-конспект урока (3,4 класс) по теме

Макарова Светлана Алексеевна

Конспект урока  кубановедения в форме путешествия-соревнования по станциям. Проводится в день образования Краснодарского края - 13 сентября.Этот урок можно использовать также и на внеклассных мероприятиях.Подойдёт для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_kuban_ty_nasha_rodina.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Ты, Кубань, ты наша Родина !»

Цель:  - привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;

- расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

- воспитание любви  к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока.

I. Организация класса.

II.Вводная беседа.

- Какой любимый ваш праздник? А кто любит свой день рождения?

- А знаете ли вы кому сегодня день рождения?

(Сегодня 13 сентября -  день рождения у нашей маленькой родины)

Ученик1:  Родина  - слова не знаю чудесней,

               В нем наши сказки и славные были,

               Дедов далекие грустные песни,

               Те, что и мы до сих пор не забыли.

               Родина – это земля у порога,

               Где ты впервые узнал свое имя.

               Родина – это большая дорога,

              Та, по которой пойдешь ты с другими!

- Так как называется наша малая родина?

         

       Кубань -  наша  малая родина.    

Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей.

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань

III. Сообщение темы и целей урока.

И сегодня , в день рождения края, мы в который раз будем говорить о нашей малой родине – вековом богатыре.

Проведём урок в форме путешествия-соревнования  по станциям.

(Класс разделён на две команды. За правильный ответ команда получает жетон в виде солнышка)

IY. Станция «Кубань – житница России»

 Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимает пшеница.        

Ученик 2 :  Стоит пшеница на Кубани

                 Среди натруженных полей,

                 И тает в хлебном океане

                 Зелёный парус тополей.

                 Шумят хлеба…

                 В страде горячей

                 Они земле поклоны бьют

                 За теплоту души казачьей,

                 За доблесть, мужество и труд!

Задания командам:

1.Пшеница, рожь, ячмень – общее название …(жито)

2.Деревянное строение для хранения муки (амбар)

3. Орудие труда, которым пахали землю ( борона)

4. «Солнечный»  цветок, завезённый в Россию в 18 веке (подсолнечник)

Y. Станция «Кубань – песенная»

     Ученик 3:  Кубань, Кубань -  души моей отрада,

                     Сияньем зорь налитые поля.

                     Мне в целом мире ничего не надо,

                     Твоя бы песня в вышине плыла.

         

Учитель:

Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня- драгоценное богатство каждого народа.

Задания командам: исполнить песню ( «Кубань –отчий дом», «Ой, да Краснодарский край»)

YI.Станция «Кубань – мастеровая»

Учитель :  Люди  всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало  их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения  прекрасного  была кубанская  природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала,  спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.    

 Задание командам:

1. Назовите известные вам ремёсла  .

2. Собрать изображение кубанского  флага ( в технике мозаики)

( у каждой команды на парте разрезанный на кусочки флаг)

YII. Станция «Кубань – спортивная»

Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями ,живёт на Кубани

Василий Николаевич Мачуга — советский спортсмен и российский государственный деятель. Мачуга Василий Николаевич – заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, неоднократный чемпион мира и Европы, обладатель Кубка мира  

Александр Николаевич Москале́нко  — российский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам  на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты  

ФИЗМИНУТКА

YIII. Станция «Кубань – многонациональная»

 Ученик 4 :   Кубанская природа, родные нам места.
                    Живёт здесь сто народов,
                    А может, больше ста.
                    Кубанец  я, ты тоже.
                    Мы вместе, мы дружны.
                   Мы делать всё, что можем,
                   Для Родины должны!

Ученик 5:  В чудесном краю, где растет виноград,

                   Хлеба колосятся и реки шумят,

                   Где солнце над морем лазурным встает,

                   Тепло земле дарит почти круглый год,

                   Дружной семьею народы живут,

                   Кубань  хлебосольную  « мамой» зовут.

Учитель: На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов.Я хочу познакомить вас с китайской притчей:

 «Ладная семья»

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

       Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь,   прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение,   сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-  И мира тоже.

Задание командам:

(Командам раздаются разрезанные карточки, на которых записаны слова-названия народов, проживающих  на территории Кубани. Кто быстрее соберёт эти слова)

Слова: рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры

IX. Станция «Кубань – поэтическая»

Учитель:  Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты .

Самые заветные , проникновенные строки посвящают они родной земле. Прочтите эти строки и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.

                       Отчий край!

                       Вишнёвые рассветы,

                       Двух морей и неба синева.

                       Для тебя кубанские поэты

                       Сохранили лучшие слова.  (Кронид Обойщиков)

Задание командам:

Разгадать кроссворд «Кубанские поэты»

X. Итог

Учитель : Закончить наш урок мне хотелось бы строками из стихотворения Виталия Бакалдина:

В жизни нам дана

Родина одна

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь – здесь земля моя.

       Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!

Какой бы вы ни были национальности, представителем какого бы народа не являлись , вы  всегда можете с гордостью сказать «Я – кубанец!»

XI. Рефлексия.

Продолжите фразу:

-Сегодня на уроке мне …

 - О чём  из услышанного и увиденного на уроке вы расскажете своим родителям дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ты, Кубань, ты наша Родина"(часть1)

Презентация к уроку кубановедения "Ты , Кубань, ты наша Родина"( часть 1)...

Презентация "Ты, Кубань, ты наша Родина"(часть 2)

Презентация к уроку кубановедения "Ты, Кубань, ты наша Родина" (часть 2)...

Всекубанский урок под эгидой "Ты Кубань, ты наша Родина"

Урок по краеведению познакомить учащихся первого класса с их малой Родиной –      Краснодарским краем, с его месторасположением, с ролью в жизни большой страны – России; ...

Ты, Кубань, ты наша Родина!

Классный  час ,посвященный 74 годовщине  образования Краснодарского края. Учащиеся  знакомятся  с  историей  образования края,обобщают  знания о природе  и ...

Олимпиада по кубановедению для учеников 4 класса. « Кубань – ты наша Родина».

Олимпиада по кубановедению для  учеников 4 класса. « Кубань – ты наша Родина»....

#кубановедение Длительная образовательная игра Ты, Кубань, ты наша Родина... как метод воспитательного процесса

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию на конкурс инновационный поиск...