Малый педагогический словарь.
методическая разработка по теме

Малый педагогический словарь по воспитательной работе составлен в помощь студентам и молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyy__pedagogicheskiy.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

                                         

                                                                                                         

                            Составила:

                                                     учитель начальных классов

                                                                                     Лаптева С.А.

БЕСЕДА

— в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)

— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

— составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311)

— часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 156)

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

— внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании

— учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 39-40)

ВОСПИТАНИЕ, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

          В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.

ВОСПИТАНИЕ

— относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 42-43)

— составная часть информационно-образовательной работы по систематическому и целенаправленному воздействию в различных формах по всем приоритетам обобщенных средств управления и самоуправления обществом.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 7)

— социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных), организованных для развития человека.

(Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002. С. 109)

— одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации.

(Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 312)

— целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом  воспитание отождествляется с социализацией,  воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

ВОСПИТАННОСТЬ

— умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 43)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс - целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является личность, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25-26)

— вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ – это оценочная практика, направленная на изучение степени сформированности важнейших качеств личности.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в воспитании

— один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Д.п. облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие Е.в. введено Ж.Ж. Руссо в романах "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль или О воспитании" (1762). Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В Е.в. задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 

— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании

— осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 

— в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)

— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

КЛАССНЫЙ ЧАС

Это одна из наиболее распространённых форм организации фронтальной воспитательной работы.

— форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, входе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

КОЛЛЕКТИВ - (от лат. collectivus - собирательный)

— социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122-123)

ЛИЧНОСТЬ

— человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)

— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно историческими условиями жизни общества.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

          - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ в младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребёнка, развитие его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания)

— совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

— совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой.

("Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142)

— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ –

формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и пр.К ним относятся словесные методы( лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные методы( показ иллюстраций, демонстрация опытов)

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, общения и формирования опыта общественного поведения.

К ним относятся методы организации учебно-  познавательной, учебно- практической, трудовой, художественно – творческой, спортивной, игровой и др. видов деятельности, методы постановки задач, предъявления требований, методы выполнения практических действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования, корригирования действий и поведения.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ  деятельности и поведения.

К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых эмоциональных ситуаций, использования общественного мнения, примера и др.

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ предполагает постоянное или долгосрочное наблюдение за изменением степени сформированности основных качеств личности с целью выявления соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции:

патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших);

религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры);

просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма)

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 171)

ОБЩЕНИЕ

— взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественноисторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О. замедляют и обедняют развитие ребёнка.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)

— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

— система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. - одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)

ПООЩРЕНИЕ

— вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность ребёнка. П. означает положительное воздействие к.-л. авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или материального положения, называется наградой. Социальное значение П. определяется также тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)

ПОРИЦАНИЕ

— вид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются нравственно недопустимыми. Способы П. различны - от мимической реакции и вербальной оценки до негодования. П., высказанное высокомерным, оскорбительным тоном, может стать источником несправедливости и ущемления достоинства человека. Поэтому в воспитательной практике П. нельзя злоупотреблять. Особенно негативно влияют на ребёнка П., вынесенные за проступки, мотивы и обстоятельства которых не вполне ему понятны. Такие меры разрушают педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника. Между тем известные моральные заповеди прощения обид и воздержания от осуждения призывают к состраданию и уважению провинившихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)

ПОХВАЛА

— форма поощрения, одно из важнейших средств воспитания. П., как правило, выражается в форме одобрения тех или иных поступков воспитанников и стимулирует их дальнейшую полезную деятельность. Дети наиболее отзывчиво воспринимают положительную оценку своих действий со стороны взрослых и в ответ стремятся добиться ещё лучших результатов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

— формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989) . Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210-211)

ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)

— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод".

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ – основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы воспитания.

 (Словарь социального педагога )

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

—основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания, учащихся в школе и дома.

САМОВОСПИТАНИЕ

— сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша.

С.в. - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются её объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255-256)

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25)

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

— раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.

(Коджаспирова  Г.М.  Педагогический словарь. - М., 2005. С. 147)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

— совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь Т.в.. - включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

(Коджаспирова  Г.М.  Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

УБЕЖДЕНИЕ

— осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определённое понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

     Основа У. - широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым

(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— развитие интеллектуальных способностей личности . У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель Ф.в. - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление их здоровья. Осн. средства Ф.в. - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.п.).

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ  предполагает формирование обучающихся определённых свойств личности и черт характера.

—формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме.

— развитие гармоничной личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

(Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

(Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ЭСТЕТИЧЕССКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

(Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

- воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.

( Бабанский Ю. К. Педагогика –М., 1988. С.199)

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

(Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь педагогических терминов

Словарь педагогических терминов в помощь атестующимся и молодым специалистам....

Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.

1.  Цель, стоящая перед педагогическим  коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...

Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"

В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...

Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»

Доклад  «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...