Малый педагогический словарь.
методическая разработка по теме
Малый педагогический словарь по воспитательной работе составлен в помощь студентам и молодым специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyy__pedagogicheskiy.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАЛЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
Составила:
учитель начальных классов
Лаптева С.А.
БЕСЕДА
— в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)
— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
— составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311)
— часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников.
(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 156)
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
— внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании
— учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 39-40)
ВОСПИТАНИЕ, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.
ВОСПИТАНИЕ
— относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 42-43)
— составная часть информационно-образовательной работы по систематическому и целенаправленному воздействию в различных формах по всем приоритетам обобщенных средств управления и самоуправления обществом.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 7)
— социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных), организованных для развития человека.
(Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002. С. 109)
— одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации.
(Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 312)
— целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом воспитание отождествляется с социализацией, воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
ВОСПИТАННОСТЬ
— умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 43)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс - целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является личность, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25-26)
— вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ – это оценочная практика, направленная на изучение степени сформированности важнейших качеств личности.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в воспитании
— один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Д.п. облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие Е.в. введено Ж.Ж. Руссо в романах "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль или О воспитании" (1762). Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В Е.в. задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании
— осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
— в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 121)
— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
КЛАССНЫЙ ЧАС
Это одна из наиболее распространённых форм организации фронтальной воспитательной работы.
— форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, входе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
КОЛЛЕКТИВ - (от лат. collectivus - собирательный)
— социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122-123)
ЛИЧНОСТЬ
— человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)
— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно историческими условиями жизни общества.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
- постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ в младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребёнка, развитие его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания)
— совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)
МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
— совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой.
("Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142)
— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ –
формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и пр.К ним относятся словесные методы( лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные методы( показ иллюстраций, демонстрация опытов)
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, общения и формирования опыта общественного поведения.
К ним относятся методы организации учебно- познавательной, учебно- практической, трудовой, художественно – творческой, спортивной, игровой и др. видов деятельности, методы постановки задач, предъявления требований, методы выполнения практических действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования, корригирования действий и поведения.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ деятельности и поведения.
К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых эмоциональных ситуаций, использования общественного мнения, примера и др.
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ предполагает постоянное или долгосрочное наблюдение за изменением степени сформированности основных качеств личности с целью выявления соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции:
патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших);
религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры);
просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);
коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма)
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 171)
ОБЩЕНИЕ
— взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественноисторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О. замедляют и обедняют развитие ребёнка.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
— система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. - одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)
ПООЩРЕНИЕ
— вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность ребёнка. П. означает положительное воздействие к.-л. авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или материального положения, называется наградой. Социальное значение П. определяется также тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)
ПОРИЦАНИЕ
— вид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются нравственно недопустимыми. Способы П. различны - от мимической реакции и вербальной оценки до негодования. П., высказанное высокомерным, оскорбительным тоном, может стать источником несправедливости и ущемления достоинства человека. Поэтому в воспитательной практике П. нельзя злоупотреблять. Особенно негативно влияют на ребёнка П., вынесенные за проступки, мотивы и обстоятельства которых не вполне ему понятны. Такие меры разрушают педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника. Между тем известные моральные заповеди прощения обид и воздержания от осуждения призывают к состраданию и уважению провинившихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)
ПОХВАЛА
— форма поощрения, одно из важнейших средств воспитания. П., как правило, выражается в форме одобрения тех или иных поступков воспитанников и стимулирует их дальнейшую полезную деятельность. Дети наиболее отзывчиво воспринимают положительную оценку своих действий со стороны взрослых и в ответ стремятся добиться ещё лучших результатов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989) . Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210-211)
ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод".
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ – основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы воспитания.
(Словарь социального педагога )
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
—основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания, учащихся в школе и дома.
САМОВОСПИТАНИЕ
— сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша.
С.в. - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются её объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255-256)
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25)
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
— раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 147)
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь Т.в.. - включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)
УБЕЖДЕНИЕ
— осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определённое понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.
Основа У. - широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым
(Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— развитие интеллектуальных способностей личности . У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 296)
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель Ф.в. - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление их здоровья. Осн. средства Ф.в. - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование обучающихся определённых свойств личности и черт характера.
—формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме.
— развитие гармоничной личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
ЭСТЕТИЧЕССКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
- воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.
( Бабанский Ю. К. Педагогика –М., 1988. С.199)
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь педагогических терминов
Словарь педагогических терминов в помощь атестующимся и молодым специалистам....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"
В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...
Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»
Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»...
Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Предложенные игры и упражнения являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...