Сказанное слово, выпущенная стрела
методическая разработка (4 класс) по теме

Галиева Фания Ягъфаровна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazannoe_slovo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Сказанное слово – выпущенная стрела.

Цель: воспитание умения держать слово, выполнять свои обещания  и убеждение учащихся в том, что является одним из прекраснейших качеств человеческого характера.

 Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Отец Ильдара в конце недели, как обычно, просматривает дневник сына. Вот и сегодня, перевернув последнюю заполненную страницу, он удовлетворенно заметил:

- За прошедшую неделю ты сумел три «тройки» исправить на «четвёрки», это похвально. Даже некоторые «четвёрки» приблизились к «пятёркам»! Вообщем, я вижу, что тебе можно доверять.

 - А ты, папа, разве сомневался во мне? – спросил Ильдар. В этом я очень похож на тебя.

_ Да, если бы все умели выполнять свои обещания, умели держать данные слова, то жизнь бы стала намного лучше и светлей, - улыбнулся отец. _ Давай – ка, в честь твоих успехов послушаем хорошую музыку. Я купил новые кассеты, так что, неси сюда магнитофон.

Однако Ильдар не спешил вставать с места.

_ Ты что это, сынок, медлишь? Ну, давай, давай скорее! Новые песни хотят торжественно зазвучать!

_ Папа, извини, но я его одолжил Зуфару, - сказал Ильдар. –Он попросил на один день, а сегодня уже четвёртый пошёл…

-Так ты ему напомнил?

- Да, дважды, - ответил мальчик виноватым тоном, - я сейчас сбегаю к нему и заберу сам.

- Хорошо, иди, - согласился отец. – По этому случаю у нас в народе говорят: «То, что отдал руками, собственными же ногами и возвратил…»

Вопросы для работы (обсуждения) в группах:

- Вы стали свидетелем двух жизненных случаев. О чём шёл разговор в первом случае?

- О том, что у Ильдара были «тройки» и он их исправил. Отец был рад этому.

- О чём шёл разговор во втором случаи?

- О том, что Зуфар не сдержал своего слова.

- Итак, о чём же мы сегодня поговорим с вами?

- О том, как важно уметь держать своё слово, быть верным своему слову.

II. Решение учебной задачи.

 1 задание. (Обсуждается в группах.)

- Как можно назвать по другому умение быть верным своему слову?

- Проявление последовательности в чём- либо, последовательность в делах, умение выполнять своё обещание, порядочность…

- Какие поговорки и пословицы знаете об умении быть верным своему слову7

- Слово мужчины – кремень! Клятва – зерцало – чести! Неверность обещанию – ступень к измене. Сказанное слово – вбитый кол! Прежде чем сказать слово – тщательно пережуй его во рту (Камбоджа) Слово лучше потерять , чем не сдержать. Сказать другу неверное слово – обмануть себя на всю жизнь. (Фин.) Дать обещание – быть в долгу. (Африк.)

- Как вы думаете почему в поговорке сказано: «Слово мужчины – кремень» ,а не слово женщины?

- Издревле на мужчину возлагалась большая ответственность.

Он общался с людьми, был добытчиком, обеспечивал семью и. т. п…

- Кого из своих товарищей, близких и родных вы можете назвать

способными быть верным своему слову?

 Ответы.

-Каким людям свойственно умение быть верным своему слову?

-Это свойственно умным, добропорядочным, дисциплинированным.

 2 задание. (Обсуждается в группах.)

-Воспитание случаи из жизни, когда неумение держать свое слово привело к неприятным ( трагическим) событиям. К чему бы пришло общество, если бы никто не умел верным своему слову?

 3 задание (Обсуждается в группах.)

-В народе бытует поговорка: «Сказанное слово - выпущенная стрела». Что нужно сделать, чтобы в себе воспитать такое отношение к слову?

 Ответы

-Если не сможешь выполнить данное обещание?

-Объяснить причину этого, извиниться.

-Как называют тех, кто выполняет свое обещание, не верен своему слову?

-Лгун, обманщик, лжец.

-Какие персонажи, характеризующие таких людей, знаете вы в устном народном творчестве?

 Ответы.

4 задание. ( Обсуждается в группах.)

- Обратиться к трем наставлениям из книги Каюма Насыйри « Китаб эт тэрбия» (« Книга о воспитании»):

 Наставление шестьдесят седьмое: « Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже слова его- чистейшая правда. Соврешь один только раз- а доверия лишишься на всю жизнь.

 Какие выводы можно из этого сделать? Какой русской поговорке соответствует содержание этого наставления?

- Если хочешь жить честно, то никогда не лги. Лживое слово означает бесчестье, бесчестность. Русская поговорка говорит: «Береги честь смолоду?

Наставление шестьдесят девятое: «О, сын мой, слово- что стрела, пущенная с тетивы, хорошо подумай, прежде чем сказать. Сказанного ведь не вернешь. Если провинившийся не спешит покаяться, то грешок его со временем становится грехом».

Какой вывод можно сделать из этого наставления?

 - Если было дано необдуманное обещание, то надо торопиться его исправить, иначе эта ошибка может перерасти в большую беду.

Наставление семьдесят девятое: « О, сын мой! Если кто-то вздумает оставить вещь у тебя на хранение, не принимай ее, не бери на себя ответственность, лишнюю обузу. Ибо хранение ее таит в себе три опасности. Первое: чужую вещь ты должен беречь пуще своего богатства и возвратить владельцу. Он не может обвинить тебя в алчности, заметив, что ты не вернул его вещь. Второе: потеряв чужую вещь, ты можешь оказаться в неловком положении и осрамиться. Да, сын мой, хранить чужую вещь- дело нелегкое. Но уж коли ты согласился на это, то береги ее и не злоупотребляй доверием. Если же кто-то попросит тебя что-то продать, тотчас же верни хозяину деньги, вырученные за проданную вещь. Если уж ты не можешь выполнить просьбу, то лучше не берись за дело».

Какие уроки нравственности можно извлечь из содержания этого наставления Каюма Насыйри?

Ответы.

- В жизни немало и таких, которые говорят одно, а делают совсем другое. Как называют таких людей?

- Двуличными, то есть, людьми снаружи кажущимися добрыми и хорошими, а внутри злыми и коварными, склонными к хитростям, иногда их называют даже оборотнями. (Двуликий Янус- древнегреческий символ двуличия, лицемерия: изображен с двумя лицами, одно из которых- доброе и молодое, а другое- старое и коварное, злое).

5 задание. (Обсуждается в группах.)

-а). Древние арабские мыслители говорили, что четыре вещи невозможно вернуть назад. Что они имели  ввиду?

- Сказанное слово, выпущенную из лука стрелу, прошедшую жизнь, упущенный шанс.

- б).Древние арабы считали, что четыре вещи являются гарантом благополучия для людей. Что именно?

- Верность своему слову и своим обещаниям. Чувство меры в каждом деле. Усердие в профессии. Умение хранить тайну.

Самооценка.

III. Рефлексия.

О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какие выводы из этого вы сделали?

IV. Домашнее задание.

Что дает семье умение каждого его члена быть хозяином своему слову? Проведите беседу об этом в своей семье.

МОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»

Классный час на тему:

«Сказанное слово –

выпущенная стрела»

Учитель: Галиева Ф. Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная мультимедийная демонстрационная презентация "Путешествие с Голубой стрелой"

Литературное путешествие по произведению Дж. Родари «Путешествие Голубой стрелы»...

Агитационные плакаты, выпущенные в России в годы Первой мировой войны (1914 - 1918 г г)

Агитационные плакаты, выпущенные в России в годы Первой мировой войны помогали людям определятьсвою точку зрения....

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...

Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...

Классный час "Время проходит, но сказанное слово остается"

Цель: осознание речи, как средства взаимодействия с другими. Осмысление силы слова, обращенного к другому человеку, его возможности вызывать в другом определенные чувства....

Исследовательская работа Почему стреляет попкорн

Исследовательская работа Почему стреляет попкорн...

«Слово меткое, как стрела».Риторика.

Занятие по развитию речи. Риторика. "Погружение» в удивительный мир слова; - приобщение к «секретам» возникновения фразеологизмов; - п...

Реализация межпредметных связей во внеклассной работе (проект по сказке Джанни Родари "Путешествие Голубой стрелы")

Данный проект позволил осуществить межпредметные связи, способствовал развитию коллектива в целом и личностных качеств каждого ученика, вдохновил родителей, бабушек, дедушек на совместную работу....