«Слово меткое, как стрела».Риторика.
методическая разработка по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika._slovo_metkoe_kak_strela.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема четверти:
учимся говорить.
Тема урока: «Слово меткое, как стрела».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Модель: личностная.
Цели и задачи:
-«погружение» в удивительный мир слова;
- приобщение к «секретам» возникновения фразеологизмов;
- постижение нравственных проблем и эстетической
ценности афоризмов;
- воспитание нравственных качеств личности,
приобщение к духовным ценностям;
- формирование умения выражать собственную
позицию, умение вести диалог;
-развитие навыков выразительного чтения,
воображения;
-закрепления понятий «фразеологизм»;
- создание на уроке особой теплой атмосферы чело-
веческого общения, средством которого выступает
риторика как искусство слова.
Оборудование: словари, магнитофон, предметы: шляпа, папка с
бумагами.
Литературный ряд: В.Степанов «Словарь-игра. Русские послови-
цы и поговорки».
В.П. Жуков «Школьный фразеологический
словарь».
В.М. Мокиенко «В глубь поговорки»
Н.С. Ашукин «Крылатые слова»
Визуальный ряд: оформление доски: стихотворение, «информа-
ционное поле»: карточки со словами, фразеоло-
гизмы, рисунки, эпиграф.
Музыкальный ряд: кассета песни «Чудеса» сл. Лежневой, муз. О.
Юдахина.
Ход урока:
1. Речевая разминка.
Урок начнем с речевой разминки.
Ни пуха ни пера.
Рано утром
Мама квочка
В класс отправила
Сыночка.
-Не дерись,
-Не дразнись,
-Не петушись,
Поспеши
Уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час,
Едва живой
Петушок
Идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
В.Орлов.
(Стихотворение закрыто)
1.Работа с заглавием
Уч. Прочитайте заголовок.
- Как вы думаете, когда люди говорят «Ни пуха ни пера?»
Д. Я думаю,
Когда отправляют детей на экзамен.
А я хочу сказать, когда хотят пожелать добра, удачи.
Уч. Может ли объяснить название стихотворения, о чем оно?
Д. И, да и нет.
А я думаю, что может.
Уч. А сейчас прочитайте стихотворение « птичьим базаром».
Все читают.
Уч. Думаю, что стихотворение Орлова Вам понравилось.
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «ни пуха
ни пера?»
Д. Чтобы он не вступал в драку.
Чтобы вел себя хорошо.
Уч. Какой смысл включен в это словосочетание?
Д. Переносное.
Она ему пожелала удачи.
Уч. Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуху,
ни пера?»
Д. Петушок пришел с выщипанными перьями, т.к. дрался.
На нем висели клочками перышки
Получилась грустная история, которую описал поэт, т.к. петушок вступил в драку.
Уч. Прочитайте, голосом покажите эту картинку!
Читают.
Уч. Почему случилась такая смешная история?
Д. Петушок принял эти слова в прямом значении.
Он не понял значение этого фразеологизма.
А я думаю, что он не знал, что это фразеологизм и его упот-
ребляют в переносном значении, т.е. желают удачи.
Уч. Можно в этом словосочетании поменять слова?
Д. Нет, иначе изменяется смысл.
Фразеологизмы нельзя разрывать, они имеют одно целостное
значение.
Вывод: Фразеологизмы надо запоминать, т.к. слова тесно связаны
между собой и расположены в строгом порядке.
2. Работа с текстом
Уч. Сейчас мы с вами познакомимся с интересным текстом.
1.Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Подчеркните фразеологизмы
3*.Замени фразеологизмы синонимами (повышенной трудности).
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось.
Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.
-Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
-Вот пустомеля,- возмутился дед,- все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки слезы в три ручья. Я конечно, тоже не в своей тарелке.
-Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Беседа.
Уч. – Каким выражением из текста, вы могли бы озаглавить
рассказ?
Д. – Попались на удочку.
Уч. – А что означает это выражение?
Д. – Дать себя обмануть.
Уч. – Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию?
(показ рисунка)-прилагается.
Д. – Нет.
Уч. – А почему?
Д. – Это выражение употреблено в переносном значении, поэтому
рисунок не подойдет.
3. Ф и з м и н у т к а .
Работа над дыханием.
-Глубоко вдохнули – на выдохе произносим звук (л-л-л).
-Вдохнули, задержали дыхание, а на выдохе договори до конца загадки – складки.
Уч. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Д. Водой не разольёшь.
Уч. Фальшивят, путают слова,
Поют…
Д. Кто в лес, кто по дрова.
Уч. Ребята слушать их не станут
От этой песни…
Д. Уши вянут.
Уч. Замечательно.
Я думаю продолжать урок дальше.
4. Вывод:
Уч. Ребята, а как вы думаете, зачем мы употребляем в речи фразеологизмы?
Д. Они придают нашей речи точность.
Я знаю, что их употребляем чаще в устной речи, чтобы она была яркой, выразительной.
Я хочу дополнить, что фразеологизмы являются выразительным средством нашей речи.
Уч. Фразеологизмы показывают, что наша речь связана с историей
языка.
Вот сейчас и узнаем историю возникновения оборота «Бить баклуши».
5.Инсценирование.
Посмотрите отрывок из сказки А.Н.Толстого «Водяной».
-А что ты делать умеешь?
-Не ученые мы, батюшка водяной, только баклуши и бьём.
-Хорошо, бей баклуши.
(Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, набил много, целую кучу. Пришёл водяной.)
-Ты, что это вытворяешь?
-Баклуши бью, как вы приказали.
-А на что мне баклуши?
-Ложки из них делать.
Уч. Ребята, а кто знает, что обозначает этот оборот?
Д. Может, что-то мастерить.
А я не знаю!
Уч. Трудно сразу понять. Надо обратиться к словарям или книгам.
(Посмотрите на литературный ряд).
Уч. А Маша прочитает объяснение этого фразеологизма.
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками.
Десятки людей били баклуши, т.е. кололи чурбанчики-заготовки для ложки. Бить баклуши, считалось пустячной работой. Поэтому она стала образцом не дела, а безделья.
6. Творческая работа.
Уч. А сейчас у нас творческая работа.
Обратите внимание на рисунки.
Подумайте, какими крылатыми словами можно их подписать.
Эту работу поможет выполнить информационное поле.
1 | 2 | 3 | 4 |
Дети находят на информационном поле фразеологизм и подписывают рисунок.
(рисунки прилагаются)
7. Решение задачи.
Уч. А сможете ли вы решить задачу?
Инсценирование
Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
-Я тебе покажу, где раки зимуют!
-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать.
-Все следишь! Наверное, спишь с открытыми словами!
-Стойте, ребята!
Разгадайте-ка свои загадки!
-Какие такие загадки?
-А вот слушайте!
Откуда произошли выражения:
где раки зимуют,
из кожи вон лезет,
спит с открытыми глазами
8. Задание на дом.
Уч. Ребята, я думаю, что вы решите эти задачи дома.
Можно нарисовать рисунки, написать рассказик, к одному из оборотов.
9.Подведение итогов.
А я желаю вам, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, дарили радость друг другу.
А я вам дарю сюрприз.
Показываю папку с бумагами, слово «дело», и шляпу.
-Ребята, как вы думаете, что я хотела сказать?
Д. Дело в шляпе.
Уч. Вот и подумайте, только ли шляпа нужна, чтобы выполнить домашнее задание?
10. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...
Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
урок-игра "Метко в цель"
Заключительный урок в 3х классах с применением игровыхи здоовьесберегающих технологий....
Слова-метки.
Урок математики в 1 классе к учебнику В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова...
«Величина с помощью посредника, мерки и метки». (Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдов)
Тема урока: «величина с помощью посредника, мерки и метки»Цель:- создать условия для формирования умений сравнивать и измерять величины с помощью посредника, мерки и метки...
Конспект урока по физической культуре. 2 класс. Тема: "Обучение подъёму "полуёлочкой". Подвижная игра "Метко в цель".
Конспект урока по физической культуре. 2 класс. Тема: "Обучение подъёму "полуёлочкой". Подвижная игра "Метко в цель"....