«Слово меткое, как стрела».Риторика.
методическая разработка по русскому языку

Казанцева Галина Дмитриевна
Занятие по развитию речи. Риторика. "Погружение» в удивительный мир слова; - приобщение к «секретам» возникновения фразеологизмов; - постижение нравственных проблем и эстетической ценности афоризмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika._slovo_metkoe_kak_strela.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема четверти:

                                            учимся говорить.

Тема урока:          «Слово меткое, как стрела».

Тип урока:                повторительно-обобщающий.

Модель:                      личностная.

Цели и задачи:

        -«погружение» в удивительный мир слова;

        - приобщение к «секретам» возникновения фразеологизмов;                                                              

        - постижение нравственных проблем и эстетической

        ценности афоризмов;

        - воспитание нравственных качеств личности,

        приобщение к духовным ценностям;

        - формирование умения выражать собственную

        позицию, умение вести диалог;

        -развитие навыков выразительного чтения,

        воображения;

        -закрепления понятий «фразеологизм»;

        - создание на уроке особой теплой атмосферы чело-

        веческого общения, средством которого выступает

        риторика как искусство слова.

Оборудование: словари, магнитофон, предметы: шляпа, папка с

          бумагами.

Литературный ряд: В.Степанов «Словарь-игра. Русские послови-

        цы и поговорки».

        В.П. Жуков «Школьный фразеологический

        словарь».

        В.М. Мокиенко «В глубь поговорки»

        Н.С. Ашукин «Крылатые слова»

Визуальный ряд: оформление доски: стихотворение, «информа-

        ционное поле»: карточки со словами, фразеоло-

        гизмы, рисунки, эпиграф.

Музыкальный ряд: кассета песни «Чудеса» сл. Лежневой, муз. О.

        Юдахина.

Ход урока:

1. Речевая разминка.

Урок начнем с речевой разминки.

Ни пуха  ни пера.

Рано утром

Мама квочка

В класс отправила

Сыночка.

-Не дерись,

-Не дразнись,

-Не петушись,

Поспеши

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час,

Едва живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

В.Орлов.

(Стихотворение закрыто)

1.Работа с заглавием

Уч.  Прочитайте заголовок.

       - Как вы думаете, когда люди говорят «Ни пуха ни пера?»

Д.    Я думаю,

        Когда отправляют детей на экзамен.

        А я хочу сказать, когда хотят пожелать добра, удачи.

Уч.   Может ли объяснить название стихотворения, о чем оно?

Д.     И, да и нет.

       А я думаю, что может.

Уч.  А сейчас прочитайте стихотворение « птичьим базаром».

Все читают.

Уч.  Думаю, что стихотворение Орлова Вам понравилось.

        - Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «ни пуха

        ни пера?»

Д.    Чтобы он не вступал в драку.

        Чтобы вел себя хорошо.

Уч.  Какой смысл  включен  в это словосочетание?  

Д.    Переносное.

       Она ему пожелала удачи.

Уч.  Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуху,

        ни пера?»

Д.    Петушок пришел с выщипанными перьями, т.к. дрался.

        На нем висели клочками перышки

        Получилась грустная история, которую описал поэт, т.к.                      петушок вступил в драку.

Уч.  Прочитайте, голосом покажите эту картинку!

                       Читают.

Уч.  Почему случилась такая смешная история?

Д.     Петушок принял эти слова в прямом значении.

         Он не понял значение этого фразеологизма.

         А я думаю, что он не знал, что это фразеологизм и его упот-

ребляют в переносном значении, т.е. желают удачи.

Уч.  Можно в этом словосочетании поменять слова?

Д.     Нет, иначе изменяется смысл.

         Фразеологизмы нельзя разрывать, они имеют одно целостное    

 значение.

Вывод:   Фразеологизмы надо запоминать, т.к. слова тесно связаны  

         между собой и расположены в строгом порядке.

2. Работа с текстом

Уч.  Сейчас мы с вами познакомимся с интересным текстом.

1.Прочитайте и озаглавьте текст.

2. Подчеркните фразеологизмы

3*.Замени фразеологизмы синонимами (повышенной трудности).

    Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось.

    Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

     -Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

     -Вот пустомеля,- возмутился дед,- все время кому-нибудь голову морочит.

       У братишки слезы в три ручья. Я конечно, тоже не в своей тарелке.

    -Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Беседа.

Уч.  – Каким выражением из текста, вы могли бы озаглавить    

рассказ?

Д.    – Попались на удочку.

Уч.  – А что означает это выражение?

Д.    – Дать себя обмануть.

Уч.  – Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию?

            (показ рисунка)-прилагается.

Д.   – Нет.

Уч.  – А почему?

Д.   – Это выражение употреблено в переносном значении, поэтому

рисунок не подойдет.

3. Ф и з м и н у т к а .

Работа над дыханием.

-Глубоко вдохнули – на выдохе произносим  звук (л-л-л).

-Вдохнули, задержали дыхание, а на выдохе договори до конца загадки – складки.

 Уч.  Дружнее этих двух ребят

         На свете не найдешь.

         О них обычно говорят:

Д.      Водой не разольёшь.

Уч.    Фальшивят, путают слова,

          Поют…

Д.       Кто в лес, кто по дрова.

Уч.     Ребята слушать их не станут

           От этой песни…

Д.        Уши вянут.

Уч.       Замечательно.

              Я думаю продолжать урок дальше.

4. Вывод:

Уч.  Ребята, а как вы думаете, зачем мы употребляем в речи фразеологизмы?

Д.     Они придают нашей речи точность.

          Я знаю, что их употребляем чаще в устной речи, чтобы она была яркой, выразительной.

            Я хочу дополнить, что фразеологизмы являются выразительным средством нашей речи.

Уч.  Фразеологизмы показывают, что наша речь связана с историей

        языка.

   Вот сейчас и узнаем историю возникновения оборота «Бить     баклуши».

5.Инсценирование.

Посмотрите отрывок из сказки А.Н.Толстого «Водяной».

-А что ты делать умеешь?

-Не ученые мы, батюшка водяной, только баклуши и бьём.

-Хорошо, бей баклуши.

(Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, набил много, целую кучу. Пришёл водяной.)

       -Ты, что это вытворяешь?

       -Баклуши бью, как вы приказали.

       -А на что мне баклуши?

      -Ложки из них делать.

Уч.  Ребята, а кто знает, что обозначает этот оборот?

Д.    Может, что-то мастерить.

        А я не знаю!

Уч.   Трудно сразу понять. Надо обратиться к словарям или книгам.

          (Посмотрите на литературный ряд).

Уч.    А Маша прочитает объяснение этого фразеологизма.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками.

Десятки людей били баклуши, т.е. кололи чурбанчики-заготовки для ложки. Бить баклуши, считалось пустячной работой. Поэтому она стала образцом не дела, а безделья.

6. Творческая работа.

Уч.  А сейчас у нас творческая работа.

        Обратите внимание на рисунки.

        Подумайте, какими крылатыми словами можно их подписать.

Эту работу поможет выполнить информационное поле.

1

2

3

4

Дети находят на информационном поле фразеологизм и подписывают рисунок.

(рисунки прилагаются)

7. Решение задачи.

Уч.   А сможете ли вы решить задачу?

Инсценирование

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!

  Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать.

-Все следишь! Наверное, спишь с открытыми словами!

-Стойте, ребята!

Разгадайте-ка свои загадки!

-Какие такие загадки?

-А вот слушайте!

Откуда произошли выражения:

где раки зимуют,

из кожи вон лезет,

спит с открытыми глазами

8. Задание на дом.

Уч.  Ребята, я думаю, что вы решите эти задачи дома.

Можно нарисовать рисунки, написать рассказик, к одному из оборотов.

9.Подведение итогов.

А я желаю вам, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, дарили радость друг другу.

А я вам дарю сюрприз.

Показываю папку с бумагами, слово «дело», и шляпу.

-Ребята, как вы думаете, что я хотела сказать?

Д.  Дело в шляпе.

Уч. Вот и подумайте, только ли шляпа нужна, чтобы выполнить домашнее задание?

10. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...

Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

урок-игра "Метко в цель"

Заключительный урок в 3х классах с применением игровыхи здоовьесберегающих технологий....

Слова-метки.

Урок математики в 1 классе к учебнику В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова...

«Величина с помощью посредника, мерки и метки». (Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдов)

Тема урока: «величина с помощью посредника, мерки и метки»Цель:- создать условия для  формирования умений сравнивать и измерять  величины с помощью посредника, мерки и метки...

Конспект урока по физической культуре. 2 класс. Тема: "Обучение подъёму "полуёлочкой". Подвижная игра "Метко в цель".

Конспект урока по физической культуре. 2 класс. Тема: "Обучение подъёму "полуёлочкой". Подвижная игра "Метко в цель"....