Методические рекомендации к родительскому собранию.
методическая разработка (2 класс) по теме

Родительское собрание по теме "Почему дети воруют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontorolnaya_rabota__97_-_2003.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                      Образовательное учреждение

                Фонд Педагогический университет

                           «Первое сентября»

                       Итоговая контрольная работа

          «Методическая разработка плана-конспекта

          родительского  собрания в начальной школе»

                                                                      Выполнила: Липатникова

                                                                      Елена Владимировна

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МОУ «НОШ №4»

                                         Лысьва, 2011 г.

Тема родительского собрания: «Причины детского воровства»

Цель родительского собрания: сформировать представления родителей о причинах детского воровства, коррекционной работе с учащимися склонными к воровству.

Задачи: - рассмотреть три аспекта воровства;

               - выявить причины;

               - познакомить родителей с коррекционнной  работы.

Дата проведения родительского собрания: 19 января 2011 года

Место проведения родительского собрания: МОУ «НОШ №4»

План – конспект выступления.

1. Вступительное слово.

2.Проблемная ситуация (просмотр сценки из школьной жизни).

3.Разбор проблемной ситуации в микрогруппах.

4.Выступление представителей микрогрупп.

5.Лекция учителя.

6.Рекомендации родителям учащихся.

 

Ход родительского собрания:

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада  видеть Вас. Тема нашего родительского собрания звучит так: «Причины детского воровства».

   Родителям, улучившим детей в воровстве, трудно сохранять спокойствие. Многие связывают воровство с упущением в воспитании, но на самом деле не всё так страшно, просто родители должны проанализировать  ситуацию и понять цель, которую преследует ребёнок, беря без спроса деньги или другую вещь.

2. Просмотр проблемной ситуации.

  Учащиеся показывают сценку. Встречаются два приятеля. Один другому хвастается, что ворует деньги у своих родителей. Причём давно и незаметно для взрослых. Тайник у него оказался в очень интересном месте – в холодильнике. Странно, что мама до сих пор их не нашла, ведь холодильник частопосещаемое место в доме… Причём рассказчика это очень забавляет. Ему это напоминает некую игру в кошки-мышки6 сворую ещё и спрячу, а они опять не найдут и не заметят…

3. Работа в микрогруппах.

 Задачи для  работы в микрогрупппах:

  - выяснить причины такого поведения мальчика;

  - выяснить какие ещё причины могут служить поводом для воровства;

  - составить план коррекционнной работы с ребёнком.

4. Выступление представителей микрогрупп.

   В ходе выступления представители микрогрупп высказывают итоги своей работы.

 

5. Лекция учителя.

   Наслушавшись вот таких задушевных бесед между детьми, невольно задумаешься над вопросом: « А  почему же на самом деле ребёнок ворует у родителей, у сверстников?» Предметом воровства могут быть не только деньги, но и другие ценности в доме (украшения, документы, предметы одежды).

    Детское воровство не такое уж редкое явление и возникает не на пустом месте. Каждый дирек тор школы не раз сталкивался с ситуа цией, когда у кого-то из детей пропа дают вещи, а иногда пропажу обнару живает и сам учитель. Причем кражи, как потом выясняется, чаще все го не связаны с материальным уров нем семьи. Случаются они как детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком

    Воровство или кража – это тайное хищение чужого имущества.

Наиболее частые причины детского воровства психо логи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ са моутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер. Как преодолеть это малоприятное явление?

   Выделяют три аспекта воровства: социальный, медико-биологический и психологический. Давайте рассмотрим подробней каждый.

  Социальный аспект. Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает уголовная ответственность или постановка на учёт детскую комнату милиции с последующими беседами с работниками милиции или социальным педагогом.

  Медико-биологический. Как заболевание, обозначенное термином «клептомания». Воровство как заболевание встречается довольно редко. Название: “Клептомания” происходит от греч. klepto - краду, похищаю и mania - безумие. В отличии от детского немотивированного воровства и обычного воровства КЛЕПТОМАНИЯ, как форма поведенческой зависимости - болезненное состояние. Воровство у клептоманов, не способ решать свои психологические проблемы и не способ обогащения за счет других. Для клептомана важен сам акт воровства, который является агентом эмоциональной зависимости и способом снять дискомфорт и внутреннее напряжение. Для клептомана важно само воровство, которое сопровождает особый психо-эмоциональный комплекс. Украденные вещи им не нужны. Они их просто складывают. Истинные болезненные причины спрятаны глубоко в подсознании, обычно формируются еще в раннем детстве.

  Психологический аспект. Воровство, как нарушение поведения. С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства.

*Недостатки нравственного воспитания.

  Ребёнок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития, либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как воспитание по типу «всёдозволенности». Наиболее распространен ные ошибки, которые могут быть причи ной для воровства, следующие: несогла сованные действия родителей: один ро дитель разрешает что-то делать, а другой запрещает; ситуация, когда «можно все»: ребенок ориентируется только на свои же лания, не считается с интересами окружа ющих.

    Некоторые дети легко присваивают себе чужие игрушки, угощаются без разреше ния конфетами своих друзей, даже и не подозревая, что нарушают какие-то нор мы поведения. С отсутствием понимания отрицательной оценки воровства связана ситуация, когда ребенок крадет деньги из желания сделать подарок кому-нибудь из взрослых. Обычно это случается с детьми, которым родители не объяснили, что такое чужая собственность и что без разрешения нельзя брать чужие вещи.

*Способ привлечь к себе внимание.

  Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимание со стороны не только родителей, но и сверстников. Таким образом они привлекают внимание со стороны других детей к себе как к обладателю какой – либо вещи.

 Бывают и такие случаи, когда дети крадут то, чего не могут купить. Но чаще всего под видом воровства скрывается другая проблема. Одно время по Москве прокатилась серия краж, совершаемых детьми новых русских. Эти ребята имели хорошие карманные деньги, могли приобрести любую понравившуюся вещь, но они воровали, чтобы привлечь к себе внимание родителей, пусть даже отрицательное. В общем, детское воровство обычно провоцируется не отсутствием денег у ребенка, а отсутствием любви со стороны родителей и дружеского, душевного внимания. Перефразируя рекламу, посоветуем: надо больше общаться. 

*Воровство как подражание взрослым.

   Дети, наблюдая за некоторыми поступками взрослых, используют их как пример для собственного подражания. Например, поступок мамы, которая вышла из магазина, не оплатив покупку, может стать для ребёнка примером совершения кражи.

   Имея под рукой примеры воровства в семье,  ребёнок получает информацию о возможности и дозволенности воровства. Сюда можно отнести и любимые детьми фильмы об ограблениях, погонях.

*Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей.

   Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Отсутствие, например, у ребёнка мобильного телефона в ситуации, когда все одноклассники им обладают, может стать мотивом совершения кражи. И такое может случиться с ребенком любого воз раста. В этом случае он прекрасно пони мает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такое поведение напоми нает ситуацию, когда человек, забираясь в чужой сад, чтобы полакомиться какими-то фруктами или ягодами, считает, что для хозяина особой трагедии не будет, а мне уж очень хочется. Такие кражи соверша ют многие люди хотя бы раз в своей жиз ни, но о них, как правило, никому не рас сказывают, даже близким друзьям. По добные ситуации не имеют последствий и редко повторяются

*Воровство как желание обрести контроль или власть.

   Отбираю у более слабого то, что принадлежит ему, ребёнок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.

*Воровство как способ мести.

    Обыч но это характерно для дошкольников и младших школьников. Например, маль чик крадет вещи своего младшего брата. Как потом выясняется, он это делает по тому, что младший ребенок больше опе кается родителями и получает больше ро дительского внимания. Или – в школе у отличника, которого любят и хвалят все учителя, постоянно исчезают карандаши или ручки благодаря «усилиям» одного из двоечников.

*Воровство ради развлечения.

   Примером такого воровства является кража жевательной резинки в магазине, а потом бегство от охранника.

  У детей 10-12 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивными  желаниями и соблазнами, хотя они и испытывают стыд за свои  поступки.

   По мере роста и взросления ребёнка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве  - ошибка, случайный эпизод, у подростка – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка. Нередки случаи, когда подростков силой  или хитростью втягивают в порочный круг. Для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимостью совершения воровства поддержанием статуса в группе.

6. Рекомендации родителям учащихся.

   Чтобы под росток не отдалился и его жизнь не ста ла закрытой, следует познакомиться с его друзьями и, если это возможно, быть в кон такте с их родителями. Постарайтесь, неза метно для самого ребенка, создавать под ходящий круг общения. Подберите инте ресные для него кружки или спортивные секции, чтобы была возможность получе ния положительных эмоций и самореали зации. Ведь немало неприятных историй случается с подростками именно в связи с нехваткой приятных впечатлений и низ кой самооценкой.

По мнению известного детского педиат ра Б.Спока, «такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Если они не на ходят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. Веро ятно, поэтому дети, ворующие деньги, ли бо раздают их товарищам, либо покупа ют конфеты для всего класса. Мало того что ребенок отдаляется от родителей, но и родители бывают особенно придирчи вы к детям в этом возрасте. В раннем под ростковом периоде ребенок может также чувствовать себя более одиноким из-за возросшей застенчивости, чувствитель ности и стремления к независимости. В любом возрасте одна из причин воровст ва – неудовлетворенная потребность в любви и ласке».

   Немаловажным фактором является вос питание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совер шая поступки, надо знать правило «Посту пай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой!» Полезно для подростка и знаком ство с Уголовным кодексом не только для расширения общего кругозора, но и чтобы дать представление о реальных послед ствиях и наказании.

  По мнению детского медицинского психо лога Т.Д.Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях не достаточного самоконтроля импульсов, несформированность норм социального поведения, неразвитая способность ана лизировать собственное поведение, не развитые навыки общения и т.д. Все эти качества формируются достаточно рано, и ошибка родителей или воспитателей за ключается в том, что они упустили время их формирования. К сожалению, даже самые замечательные родители не всегда мо гут восстановить эти пропущенные в вос питании качества.

  Иногда такие, на первый взгляд, незна чительные нарушения психики без по мощи специалистов исправить довольно трудно. Следует помнить, что сам факт во ровства – это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевремен ной консультации психолога или психо терапевта.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что делать, если ребенок ворует

В первую очередь обдумайте свое отношение к воровству. Многое будет зависеть от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило, без соблюдения которого все остальные советы бесполезны: учите ребенка честности на собственном примере.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок что-то украл, постарайтесь не реагировать слишком бурно. Прежде чем думать о наказании, найдите причину поступка. Возможно, ребенок не так виноват, как вам кажется. Воровство нередко является реакцией на семейное неблагополучие, на ошибки в системе воспитания.

Худшее, что можно сделать, – наброситься на ребенка с обвинениями, накричать на него, обозвать "вором". Дети доверяют любому нашему мнению, в т. ч. о себе самих. Если мама с папой утверждают, что ребенок плохой, значит, так и есть. С этим убеждением ребенок будет жить дальше, что чревато развитием комплекса неудачника. Не меньше вреда наносят риторические вопросы: "Как ты мог?", "Как ты посмел?" Не исключено, что после такого взрыва ваших негативных эмоций ребенок постарается скрывать, держать в себе все, что сочтет плохим и постыдным.

Избегайте сравнивать ребенка с другими детьми: "Вот Маша хорошая, она никогда не берет вещи без спросу". Такие сопоставления заставят ребенка думать, что он плохой, он замкнется в себе и перестанет нас слышать.

Лучше всего, если вы четко, без эмоций, дадите отрицательную оценку совершенному поступку. Одновременно с этим не забудьте напомнить ребенку, какой он у вас хороший, как вы его любите. Постарайтесь, чтобы он почувствовал расстановку акцентов: ребенок – хороший, поступок – плохой.

Расскажите о последствиях поступка, о переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи.

Объясните, как правильно надо было поступить: не брать понравившийся предмет, а попросить у хозяина или хозяйки разрешения.

Не принимайте на веру слова о том, что ваш ребенок что-то украл, до тех пор, пока во всем не разберетесь. Равно не принимайте на веру все, что скажет ребенок в свое оправдание.

Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка.

Обсудив ситуацию и подробно разобрав ее, не возвращайтесь к ней больше, чтобы не закреплять плохой поступок в сознании сына или дочери.

Не надейтесь, что ребенок (особенно если он маленький) поймет все правильно с первого раза. Возможны рецидивы.

Запаситесь терпением и доброжелательностью, объясняйте еще и еще раз, почему нельзя брать чужое, не спросив разрешения. Если ребенок тем не менее продолжает воровать, этому возможны два объяснения: либо вы избаловали его до такой степени, что он ни в чем не может и не желает себе отказывать, либо ваше чадо не чувствует вашей любви, ощущает избыток давления и недостаток внимания. В первом случае придется менять стиль воспитания, а во втором – чаще хвалить ребенка, показывать, насколько он и его благополучие важны для вас, и давать ему возможность самому принимать решения.

Приучите себя выслушивать детей, не осуждая, не навязывая свое мнение (оно, кстати, не всегда лучшее и не единственно правильное).

Старайтесь вместе искать выход из проблемной и болезненной для ребенка ситуации. Не унижайте его достоинство. Признавайте его право на ошибку. Рас сказывайте ему о своих просчетах. Никто не идеален. Важно вовремя понять, что проступок совершен, и по возможности исправить его. И, конечно, не повторять одну и ту же ошибку многократно.

Постарайтесь с самого раннего возраста воспитывать и развивать в ребенке сочувствие к другим детям и взрослым, животным и растениям, поощрять внимательное, бережное отношение к миру. Приучайте детей к ответственности: давайте им поручения, доверяйте различные дела. Если ребенок не справился с поставленной задачей или справился частично, постарайтесь указать на ошибки очень тактично, не ущемляя достоинства и не подрывая его веры в себя.

Ни в коем случае не критикуйте ребенка при посторонних! Вы можете нанести ребенку душевную рану, которая зарубцуется нескоро, если зарубцуется вообще.

Поощряйте и хвалите ребенка, помогайте ему расти уверенным в себе и своих силах.

Уделяйте ребенку так много времени, насколько это возможно. Если ребенок просит вас поговорить с ним – отложите все свои сверхважные дела.

Что бы ни случилось с ребенком, не отворачивайтесь от него. Ваша вера и доверие – спасательный круг. Дети нуждаются в нашей безусловной любви.

Дайте ребенку почувствовать, что он единственный и неповторимый, что второго такого нет на свете и быть не может. Ребенок, уверенный в безза ветной любви и заботе, чувствует себя счастливым!

Как наказывать

Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания – недопустимые методы воспитания. Такими методами в ребенке можно пробудить только гнев и агрессию. Неуважение к личности подростка, пренебрежение, тем более высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе.

Наказывать того, кто не чувствует за собой никакой вины, значит только усиливать его протест, негодование и агрессию.

Когда ребенок понимает, в чем он провинился и почему должен быть наказан, инцидент исчерпывается: наказание, как ластик, стирает его вину и восстанавливает нормальные отношения.

Наказание должно быть достаточно неприятным, чтобы ребенок не захотел снова его получить и вел себя правильно. В случаях детского воровства жгучий стыд, который испытывает ребенок, и отсутствие наказания – часто гораздо страшнее всякого кары. Главное – грамотно провести беседу с провинившимся, – так, чтобы ему стало стыдно.

Порой родители предпочитают игнорировать детское воровство – дескать, дитя еще маленькое, не понимает, что делает. Такое поведение опасно: игнорировать – значит сделать вид, что проблемы нет.

Также опасно оправдывать поступок ребенка: мол, это ему совершенно не свойственно, и вообще он сегодня нездоров, или же это соседский хулиган подговорил его украсть. Ребенку такая позиция родителей наносит только вред: он убеждается, что ни в чем не виноват. И продолжает поступать так, как поступал.

Трудно одновременно дарить ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его проступков, устанавливать рамки приемлемого и недопустимого поведения. Дети тех родителей, которым это удается, с наименьшими потерями преодолевают сложности проблемных подростковых лет и чаще добиваются успеха во взрослой жизни.

Если вы видите, что ребенок понимает свою вину и ждет наказания как естественного следствия своего проступка, прощение может оказаться действеннее кары. Оно означает, что ребенка любят, несмотря на то, что он не всегда поступает правильно, и доверяют, когда он говорит, что все понял и подобного не повторит. Прощение – хороший стимул для того, чтобы ребенок захотел исправиться. А еще прощение означает примирение, а мир и гармония с близкими важны для всех.

Однако во всем нужна мера. Родители, которые никогда не прощают ребенка – ведут себя слишком жестко и могут пробудить в нем враждебные чувства к себе. Но и родители, стоящие на позициях всепрощения, теряют авторитет в глазах ребенка и возможность влиять на его поведение в будущем. Слепая любовь так же вредна, как и сверхтребовательность. Необходимо приучать ребенка к ответственности за плохие поступки, в т. ч. и за воровство. Дети быстро улавливают, что с помощью волшебных слов "Извини" и "Я больше не буду" можно избежать наказания. Но если ребенок повторяет тот же самый проступок во второй раз, его следует наказать. Ребенок должен усвоить, что извиниться – недостаточно, нужно изменить свое поведение, исправиться.

Как предотвратить проблему воровства

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

Отказываясь что-либо купить ребенку, не объясняйте это отсутствием денег, особенно если он видел в вашем кошельке крупные купюры. Скажите, что все покупки уже запланированы, и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Учите ребенка рассчитывать траты. Например, собираясь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат.

Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

Если вы предложили ребенку накопить денег, дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить средства на что-то другое, не надо ему препятствовать. Но он должен понимать, что и вы не купите ему ту вещь, от которой он отказался.

С ребенком, взявшим деньги без спроса, следует серьезно поговорить. Скажите ему: "Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты без спроса взял деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?"

Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес в образовательных целях. Обратите внимание ребенка на различия валют разных стран, на символику, историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают.

                     Список литературы.

1. Андреева М. «О некоторых проблемах детского воровства» (сб. Гештальт – 97 М)

2. Давыдова Э. «Истоки детского домашнего воровства» Детский практический психолог. Июль, 1995

3. Кравцова М. «Если ребёнок берёт чужие вещи» М.: Эксмо, 2002

4. Стюхина Г. «Индивидуальные особенности младшего школьника и их учёт в организации учебной деятельности» Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010

5. Ушакова Е. «Детское воровство – это не врождённое качество, а следствие воспитания» Журнал «Директор школы», №10, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для родительских собраний

Как помочь ребёнку стать успешным....

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников

Материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников по п"рограмме " Преемственность между детским садом и начальной школой...

Методическая разработка " Первое родительское собрание. Памятка для родителей.

Методическая разработка: « Родительское собрание в нетрадиционной форме. Первый раз – в первый класс».            Автор : Виноградова Ольга Евген...

Рекомендации к родительскому собранию

Статья посвящена подготовке учителя к родительскому собранию. Описаны этапы подготовки, которые надо учесть для подготовки родительского собрания в начальной школе....

Рекомендации для родительского собрания 1 класса первой четверти

Данный материал разработан в помощь учителю начальных классов для проведения собрания в 1 классах по окончании 1 четверти УМК Перспектива....