Рекомендации к родительскому собранию
статья на тему

Клочкова Наталия Николаевна

Статья посвящена подготовке учителя к родительскому собранию. Описаны этапы подготовки, которые надо учесть для подготовки родительского собрания в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_provedeniyu_roditelskogo_sobraniya.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению родительского собрания.

     Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе,- педагоги и родители, для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны- детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

1-й этап. Организация родительского собрания. 

     Этот  этап  несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование с учителями-предметниками. Цель этой встречи- персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроке. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно сделать соответствующие записи в дневниках, подготовить видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания. Настрой родителей меняется в лучшую сторону, когда их встречает приветливый педагог в чисто убранном классе.

2-й этап. Подготовка сценария и проведение собрания. 

     Не претендуя на оригинальность, заметим, что сценарий и проведение собрания- предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:    1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. (С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.)

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата класса. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребёнок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания: он может быть естественным образом включён в структуру других составляющих. Важно помнить, что повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей- одна из важнейших задач классного руководителя.

 4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздники и т. д.) из составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать им понять, что здесь не судят их, а стремятся им помочь.

3-й этап. Осмысление итогов родительского собрания. 

     Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Всё это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать: персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для проведения родительских собраний

Представлены конспекты проведения родительских собраний вместе с детьми....

Рекомендации для проведения родительских собраний.

Мои рекомендации для проведения родительских собраний в начальных классах....

Методические рекомендации к родительскому собранию.

Родительское собрание по теме "Почему дети воруют"...

Родительские собрания и рекомендации для родителей.

Консультация для родителей по теме "Особенности учебной деятельности одарённых детей"....

методические рекомендации для родительских собраний

Как помочь ребёнку стать успешным....

Рекомендации для родительского собрания 1 класса первой четверти

Данный материал разработан в помощь учителю начальных классов для проведения собрания в 1 классах по окончании 1 четверти УМК Перспектива....