Проектная деятельность учащихся- неотъемлемое звено в системе воспитания"
статья по теме

   Метод проектов  воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному приобретению знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ktd.zip10.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа№3»

Г.Сланцы, Ленинградской области

Проектная деятельность младших школьников – неотъемлемое звено в единой системе воспитания.

                                                   Подготовила

                                                        учитель начальных классов

                                                           Хрусталёва Татьяна Олеговна

2011г.

   Невозможно себе представить жизнь детского коллектива без совместной коллективной творческой деятельности учащихся. Творческие дела можно считать своеобразными кирпичиками, из которых в итоге складывается здание воспитательной работы. Наиболее гибкой моделью организации творческой деятельности учащихся, ориентированной на развитие и самореализацию личности, является метод  проектов.

   Метод проектов  воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному приобретению знаний. Следует подчеркнуть и такую возможность  творческих дел, как  всестороннее, целостное воздействие на психику школьника, его эмоционально – волевую сферу. Проектная деятельность  имеет все необходимые социальные условия  для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Это по своей сути явление интегрированное, комплексное. В нём сочетается идейно- политическое, нравственное , эстетическое воздействие на детей, включение школьников в разнообразные виды деятельности, оптимальное использование различных средств воздействия аккумулирующих  многообразные виды искусств. Это обуславливает возможность эффективного влияния  проектной деятельности на целостное формирование личности школьника. Изменяется и роль учителя от функции посредника в передаче знаний , к  позиции консультанта и наставника. Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

- помогает определить цель деятельности;

- Рекомендует источники получения информации;

- раскрывает возможные формы деятельности;

- содействует прогнозированию результата;

- создаёт условия для развития познавательной активности;

- является партнёром;

- помогает оценить полученный результат.

   Технология организации проектной деятельности  школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути , направленных на самостоятельную реализацию школьниками задуманного результата.  

     Организация проектной деятельности   делится на ряд этапов.

Тема определяется всей системой работы, возрастными и психологическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности. Выбор темы сопровождается определением цели деятельности. Необходимо тщательно продумать введение детей в тему . Беседа – старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, воссоздать ситуацию «завтрашней радости» ( А. С. Макаренко).Огромное воспитательное значение имеет вся подготовительная работа. Подготовительная работа должна воздействовать на разум, эмоции детей, включать их в общественно – полезную деятельность. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация проекта. Она проходит публично с приглашением родителей, учителей, всех заинтересованных лиц.

  На завершающем этапе проходит оценка выполнения проекта. При любом способе оценивания важно, чтобы  оценка носила стимулирующий характер,

 чтобы дети ощутили атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

  Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой , а потому имеет в своём арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих их многоплановость и комплексное влияние на развитие ума, воли, чувств ребёнка.

    Проекты школьников могут быть разнообразны по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. п. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта  лежит идея развития субъектности ребёнка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности.

Классификация проектов школьников по доминирующему виду деятельности.

вид

Краткая характеристика процесса и результата.

Практико-ориентированные

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни школы, класса, семьи, отдельного человека.

исследовательские

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью  методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента.

Информационные

Сбор, анализ, и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, альбома, плаката.

Творческие

Разработка альманахов, игр, сценариев, рисунков, выставок, музыкальных произведений .

Ролевые

Подготовка и разыгрывание спектакля.

Анализ ролевой коллективной проектной   деятельности .

Тема. Постановка спектакля по пьесе

С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев»

Цель.1.Вовлечение учащихся в активную творческую деятельность по созданию проекта.

2.Формирование общеучебных умений и навыков: постановка целей, планирование работы, самостоятельный поиск решения проблем, самоанализ и самооценка проделанной работы.

3.Всестороннее целостное воздействие на развитие учащихся.

 

1 этап. Определение темы

    Тема проекта была выбрана из содержания учебного предмета. Это обусловлено тем, что тема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную, творческую деятельность, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития.

      Тема была определена в ходе работы над произведением С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». На уроке чтения ребята познакомились с новым литературным жанром – пьесой. В процессе работы над сказкой дети не только обращались к её сюжету, но и обсуждали особенности персонажей , работали над моралью, учились читать выразительно по ролям. От учителя здесь требовалось не « навязать» детям выбор темы , а направить их самостоятельный поиск. В ходе работы у ребят возник вопрос о том , а сможем ли мы поставить эту пьесу в классном театре?

 « Какие умения нам понадобятся , для выполнения этого проекта»?

« Всё ли мы знаем, чтобы выполнить данный проект?»

«К каким источникам информации следует обратиться?»

«С какой целью мы будем выполнять эту работу»?

Этот этап работы чрезвычайно значителен для учителя, тат как позволяет определить уровень эмоционального отклика ребёнка на художественный текст, эго способность к переживанию , эстетически ценностному постижению художественного произведения.

2 этап.  Сбор-старт .

     Ребята пришли на классный час оживлённые, вдохновлённые идеей стать артистами классного театра. Каждый выступил со своими предложениями по организации проекта и все идеи, по мнению ребят, были очень интересными.

Коллективными усилиями был составлен план предстоящей коллективной деятельности. Учитель тактично направлял  работу ребят  по обсуждению и распределению ролей, давая возможность каждому принять участие в совместном поиске правильного решения ,высказывал своё мнение ,не «навязывая» его. Результатами все остались довольны. Очень важным оказалось то, что каждый изъявил желание участвовать в спектакле, и каждый получил роль.

3 этап. Подготовительная работа.

 Деятельность детского коллектива по подготовке  проекта оказалась весьма многообразной. Проводились ежедневные репетиции, индивидуальная работа , которая помогает приобрести уверенность , оттачивает исполнительское мастерство, стимулировала самостоятельный творческий поиск. Ребята не только активно включились в работу, но и начали отождествляться с ролью, придумывать походку, грим, характерные чёрточки, иногда чрезвычайно забавные.  Так началось освоение первых навыков актёрского мастерства. Мы работали над выразительностью речи и жеста, над пластикой, движением, свободным освоением сценического пространства. Всем коллективом мы посетили городской детский театр «Бумс», где занимаются многие ребята нашей школы. Спектакль произвёл на ребят огромное впечатление. Выполнялась работы по изготовлению костюмов, декораций,  пригласительных билетов и афиши. К работе над проектом были привлечены и родители.  Они взяли на себя часть непосильной работы по изготовлению костюмов, помогали советом, проявляли заинтересованность , что явилось важным фактором поддержания мотивации. Был объявлен конкурс на лучший эскиз афиши. Часть работы по изготовлению декораций проводилась на уроке трудового обучения: вырезали снежинки, мастерили подснежники , обклеивали «инеем» ветви деревьев.  Во внеурочное время шили занавес для сцены, на прогулке собирали хворост,  искали замысловатые пеньки и коряги. Совместная работа по изготовлению костюмов и декораций необыкновенно сплачивает коллектив, учит скрупулёзно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела.  Радость такого сотрудничества, сотворчества уже праздник.

4 этап. Презентация ( защита ) проекта.

Премьера спектакля состоялась 25 января 2007 года. Первыми зрителями были родители и друзья ребят, те, кого пригласили сами ребята. Спектакль получился ярким запоминающимся эмоциональным событием. Работа успешно завершена, но ребята не хотели расставаться с полюбившимися героями, поэтому решено было повторить выступление для всех ребят начальной школы ,а также для ребят детского сада. Спектакль был сыгран 4 раза и имел большой успех.

4 этап. Подведение итогов работы над проектом.

   Своеобразным итогом работы , подарком для всех артистов стал фильм, который сняли родители во время спектакля. Мы смотрели этот фильм с улыбкой , вспоминая каждое слово, видели себя со стороны. Каждый молча анализировал свою работу, делал выводы. Со стороны учителя оценка работы носила стимулирующий характер.

   Работа над проектом вовлекла ребят в активный процесс художественного творчества, в игру, в которой они постигают окружающий мир и своё место в нём, которая становится началом самосозидания, строительства собственного «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст...

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая реализации ФГОС в начальной школе

Данная статья поможет Вам при организации проектной деятельности учащихся....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...