Интегрированное занятие "Путешествие в сказку"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Интегрированное занятие для учащихся 2 класса (спецкурсы "В мире сказок" и "Риторика"). Цели занятия: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; развивать память, внимание; воспитывать любовь к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_skazku.zip15.06 КБ

Предварительный просмотр:

           

Костромских Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 4»

Первая квалификационная категория

Итегрированное занятие «Путешествие в сказку»

Спецкурсы «В мире сказок» и «Риторика»

Звучит музыкальное произведение. Входит Красная девица, которая держит в руках на полотенце каравай.

Крас. дев.        Здравствуйте, люди добрые! Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок – славный стольный Сказкоград.

(Подносит каравай гостям.)

       Поклон вам, уважаемые гости.

       Вам хлеб – соль кушать,

       Да сказку слушать.

      С самого раннего детства, ребята, вы слушаете сказки. Вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.  И сегодня вы вновь окунетесь в сказочный мир.

Ученик О чем-то скрипит половица,

               И спице опять не спится,

               Присев на кровати, подушки

               Уже навострили ушки…

               И сразу меняются лица,

               Меняются звуки и краски.

               Тихонько скрипит половица,

               По комнате ходит сказка…

   Красн. дев.      В некотором царстве, в некотором государстве жили-были добрые молодцы красные девицы. Росли-подрастали, сказки читали, добру научались, ума набирались. И вот как-то раз приходит царский указ.

(Вбегает Глашатай, вынимает свиток, читает.)

Глашатай             Царский указ!

           Я, царь сказочного государства, повелеваю: в путь собираться, царице показаться, знаниями утешить, сказкою потешить. А коль будет ее воля на то, узнать еще кое-что. У царицы сундук премудростей есть, которых вам целый век не счесть. Но коли разумом блеснете, с собой подарок унесете.

Красн. дев.             А искать нам царицу в Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве, на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. Только как нам там оказаться, на чем добраться? А где сказка начинается, там и чудо случается. Есть у меня волшебный мешочек, в нем сказочных средств пяточек. Что из мешочка возьмете, на том в Сказкоград попадете.

(Ученик вынимает листочек, на котором написано средство передвижения: ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги.)

-Полетим на ковре-самолете!

-Царь оставил вам в помощь волшебное перышко Финиста Ясна Сокола, которое  поможет отвечать на вопросы и выполнять все задания. Посмотрите по сторонам. Найдите его. (Под стульчиками лежат перышки.)

Красн. дев.               Итак, добрые молодцы, красные девицы, отправляемся мы с вами на ковре-самолете в путешествие опасное, но очень увлекательное. А помогать нам будет волшебный клубочек, чтобы не заблудиться.

(Звучит музыка, катится клубочек, останавливается перед камнем с надписью.)

Красн. дев.          Мы остановились на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на нем надписи:    (читают дети.)

«Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу».

«Направо пойдешь – станешь богатым».

«Налево пойдешь – красивую игрушку найдешь».

-Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

Красн. дев.       Итак, прямо мы идем и встречает нас сама Сказочница.

Сказочница    Здравствуйте, дорогие ребятушки, красны девицы и добры молодцы!  Рада видеть вас в гостях у сказки. Хожу я по белому свету с шуткою и прибауткою, а зовут меня – Сказочница.  Много гостей ко мне приезжало. Гости оставляли мне свои визитки, да вот беда – визитки мышь погрызла. Помогите вспомнить кто был у меня в гостях.

-Кащей – Бессмертный

-Елена – Прекрасная

-Крошечка – Хаврошечка

- Финист – Ясный Сокол

             Спасибо, ребята. Сказки бывают разные. Как называются сказки, которые сочинили писатели?

- А которые сочинил народ?

              Сейчас я послушаю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

(На экране сказочные стихотворения, дети читают: 1 – тихо, 2 – ласково, 3 – певуче.)

Улетела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

        Прекрасно знаете вы сказки!

Красн. дев.            Вместе со Сказочницей идем дальше. Долго ли, коротко ли, но вот мы уже у Водяного в гостях.

(Звучит «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».)

Здесь диво дивное вас ждет: на цепях Звериный мост, сюда птицы лесные слетаются, обитатели дубрав собираются, под мостом рыбы плещутся, они словно знают вещее. Знать-то знают, да не всем его открывают. Все рады видеть вас, у каждого вопросы есть про запас.

Красн. дев.     Глашатай, а ты все царские указы нам огласил?

Глашатай       Да нет, царь велел еще задать вопросы.

-В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

-Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому? (Колобок рус. нар. сказка.)

-Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и … есть не велел? (Машенька из рус. нар сказки «Маша и медведь».)

Физкультминутка  (проводят ученики.)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо мы пять раз.

Вот Дюймовочки слова:

-Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет…

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Красн. дев     Отправляемся дальше по сказочной стране вслед за волшебным клубочком. (Кидает клубочек к двери.) Да куда же мы попали?

(Звучит музыка. На экране высвечиваются слова. Дети читают.)

        У Аленушки-сестрицы

                              Унесли братишку птицы.

                              Высоко они летят,

                              Далеко они глядят.

Сказочница   -В какую сказку мы попали, ребята?

Красн. дев.       Сейчас, ребята, мы с вами встретимся с героями сказки «Гуси-лебеди» на новый лад. Чтобы лучше понять характер и настроение героев мы обращаем внимание на средства речевого общения.

 Сказочница           -С какими средствами речевого общения мы познакомились на уроках риторики?

(Громкость, темп речи, мимика, жесты.)

-Итак, сказка «Гуси-лебеди».

(Инсценировка сказки «Гуси-лебеди».)

Ведущая           Жили-были в одной деревеньке папа и мама, и было у них двое детей: дочка Аленушка да братец Иванушка. Дело было перед самой Пасхой.

Папа                Доченька, мы пойдем в церковь куличи  освятить, а ты дома приберись да за братцем пригляди – одного его не оставляй.

Мама              А вечером мы все вместе на праздничную службу к Пасхе пойдем. Я тебе для праздника новый платочек припасла.

Аленушка      Хорошо, матушка, хорошо, батюшка, я все сделаю

Ведущая        Только мама с папой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.

Подружки      Выйди, Аленушка, из ворот,

                          Выйди, Аленушка, в хоровод!

Аленушка       Нет, подружки, не могу,

                          Братца Ваню стерегу!

Подружки       На крылечке серый кот,

                           Пусть он Ваню стережет!

Подружки       Серый котик, не скучай,

                           Братца Ваню покачай!

Ведущая          Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой наказывали.

Аленушка  (Иванушке)    Ты здесь посиди, поиграй, а я с подружками схожу.

Иванушка           Да ведь дома еще не прибрано!

Аленушка          Ничего, успеем, я быстро!

(Аленушка убегает. Девочки кружатся, поют.)

Девочки             Гори, гори ясно,

                             Чтобы не погасло.

                             Погляди на небо –

                             Звезды горят,

                             Журавли кричат.

                             Раз, два, не воронь,

                             А беги, как огонь!

(Девочки разбегаются. Иванушка остается один.)

Ведущая        А в это время налетели гуси-лебеди, схватили братца и унесли.

(Выбегает Аленушка.)

Аленушка       Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню!

Ведущая         Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит – и сама не знает. Видит на пути – зайчиха с зайчонком.

Зайчиха          Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.

Аленушка       Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

Ведущая         Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей медведица с медвежонком.

Медведица   Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!

Аленушка      Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

Ведущая        Бежала так Аленушка, а куда бежала – сама не знала. Совсем заблудилась. Села на пенек, да и заплакала.

(Выходят Послушание, Милосердие.)

Аленушка       Кто вы?

Послуш.          Вспомни, Аленушка, с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?

Аленушка       Дома убраться да за Иванушкой посмотреть… Ах, что же я наделала – не послушалась!

Послуш.          Вот ты меня и вспомнила. Имя мое – Послушание! Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению.

Милосерд.     Аленушка, а когда тебя Зайчиха и Медведица о помощи просили – ты им помогла?

Аленушка       Стыдно мне…Никому я не помогла, немилосердная я!

Милосерд.      Вот и меня вспомнила! Имя мое – Милосердие! Милость – самого Бога дело!

Аленушка        Простите меня, мои верные подруги, и помогите мне, пожалуйста!

(Все уходят. Аленушка видит Иванушку.)

Аленушка      Иванушка!

Иванушка      Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.

Аленушка      Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.

Ведущая        И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь – к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: и медвежонку помогли, и зайчика из беды выручили. А тут и колокола зазвонили – Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую сторону к родному дому бежать. А дома Аленушка перед батюшкой и матушкой во всем повинилась, покаялась.

Аленушка     Простите меня, батюшка и матушка!

Ведущая       Возблагодарили папа с мамой Бога за то, что детушки их живы и здоровы. И доченьку простили. С тех пор Аленушка послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.

Сказочница     Ребята, давайте изобразим гусей-лебедей.

(Дети жестами в группах изображают.)

Красн. дев.    Клубочек привел нас к пещере Змей Горыныча, а в ней спрятан клад. В кладе богатства несметные – русская речь самоцветная. Вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки.

Сказочница      Мы говорим начало присказки, а вы закончите их.

-Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается.)

-Ни в сказке сказать… (ни пером описать.)

-Растет не по дням… (а по часам.)

Красн. дев.          Итак, прошли мы все самое трудное. Царицу распотешили, знаниями утешили, сами ума-разума набрались, диковинками наигрались.

Сказочница         Хорошего понемногу, пора и в путь-дорогу…

(Звучит музыка.)

Красн. дев.          Ребята, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот столько сказок на свете… Посмотрите на выставку сказок. Некоторые сказки вам уже знакомы, но есть и те, которые вы еще не читали. Можете взять их и прочитать. Пусть они учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям.

Сказочница       Скажите, так что дало нам выбранное направление? (Показывает на камень.) Чему мы учимся у сказок?

(Ценить помощь, помогать другим людям, быть добрыми, отзывчивыми.)

Ученик           Пусть герои сказок дарят нам тепло,

                         Пусть добро навеки побеждает зло!

Сказочница  (достает сундук.)       На добрую память Царица дарит всем волшебный цветик-семицветик. Пусть он исполнит все ваши желания.

Красн. дев.     Вы все хорошо сегодня поработали. Спасибо вам! Подойдите к нам поближе. Положите руки друг другу на плечи.

Ученик     Не стой в стороне равнодушно,

                   Когда у кого-то беда.

                   Рвануться на выручку нужно

                   В любую минуту всегда.

                   И если кому-то поможет

                   Твоя доброта и улыбка твоя,

                   Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                   Что годы живешь ты не зря!

Красн. дев.       Очень важно чувствовать плечо друга, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Пожалуйста, никогда не забывайте об этом…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Интегрированный урок в 4 классе Сказки. Русская народная сказка в переводе А. Н.Афанасьева "Марья Маревна"

Тема: Сказки. Русская народная сказка в переводе А.Н. Афанасьева «Марья Моревна»Цель: • Обозначить различия между авторской и народной сказкой • Создать условия для обогащения лексического запаса сл...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Интегрированный урок математики. «Сказка стала былью». 2 класс Тема: Решение задач на нахождение периметра прямоугольника. Интеграция с предметом: внеклассное чтение.

формировать умение решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, способствовать развитию учащихся памяти, внимания, логического и математического мышления, умения мечтать; обобщать знания дете...

Интегрированное занятие "Спортивные сказки" (А. С. Пушкин)

Сценарий интегрированного занятия по сказкам А. С. Пушкина. Дети в игровой соревновательной форме показали свои знания сказок А. С. Пушкина....