Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад
учебно-методический материал

Самойлова Алла Дмитриевна

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№2 имени С.И,Руденко

поселка Монино Щелковского муниципального района Московской области

Доклад

«Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников»

Учитель: Самойлова А.Д.


Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так.

- Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют природу своего «Я», здоровье физическое, духовное и социальное.

- Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это исследование с истории и географии своей семьи.

- Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.

- Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техники.

- Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его ценности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.

- Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответственности человека за сохранение и бережное использование природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика.

Предметные знания в данном случае понимаются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности. К ним относятся:

1. Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

  • умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);
  • умение пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

2. Коммуникативные(связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • умение рассказать о проделанной работе.

3. Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:

  • Что это такое?
  • На что это похоже?
  • К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
  • Из чего это состоит?
  • Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?
  • Как это работает?

Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыслительных операций, как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей.

4. Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;
  • планировать свою деятельность;
  • наблюдать предметы и явления;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

Среди проектов, которые вызвали у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать проект «Красная книга, или возьмем под защиту». Работа строилась таким образом:

  • учитель выполняет функцию научного руководителя. Под его руководством ученики строят проекты;
  • родители - опосредованные исполнители проектов. Они создают условия для участия детей в экологической работе и вместе с ними мотивированы на успех.

Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы.

Критерии оценивания проектов младших школьников:

  1. Постановка цели проекта.
  2. Планирование путей достижения цели проекта.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  6. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  7. Качество проведения презентации.
  8. Качество проектного продукта.

За каждый критерий максимум 3 балла. Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения. Оценка проекта по критериям осуществляется и взрослым, и ребенком. При необходимости можно организовать взаимооценивание детьми проектов друг друга. Сравнение внутренней и внешней оценки и способствует формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.

Этапы работы над проектом.

Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учениками. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби и т.п. Следующий этап – целеполагание.На этом этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо пред – ставить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный. Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Планирование представляет определенную трудность для школьников, поэ- тому здесь нужна помощь учителя. Надо лишь показать алгоритм планирования, научить ученика планировать собственную деятельность. Следующий этап – реализация намеченного плана. Работу начинаем в соответствии с разработанным планом и графиком. В случае необходимости можно вносить изменения в первоначальный план. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Далее предстоит презентация проекта. Презентация- это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о своей работе. Поэтому я учу детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. (Вместе с родителями пишем текст презентации в виде тезисов.) Презентацию долго репетирую. Учу авторов отвечать на вопросы.

Выполнение таких несложных на первый взгляд проектов дает детям возможность уже в начальной школе познакомиться с технологией проектной деятельности, освоить важнейшие навыки самооценивания и рефлекции, научиться публично защищать свой проект, освоить навыки самопрезентации. Знания, приобретенные детьми в ходе этой работы, отличаются прочностью, легко переносятся на другой учебный и внеучебный материал, формируя основу учебного и житейского опыта.

Особенностью проектной деятельности в начальной школе является небольшая продолжительность проекта, вовлечение в эту работу родителей ребенка, значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем. Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определенная их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развернутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Мой опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1–2 урока) к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В содержании экологического образования в начальной школе находят  отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании находят отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах в природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ѕ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ѕ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.

Разнообразные виды классной и внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Для выявления уровня экологической культуры младших школьников детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета

Что такое природа?

Что природа дает человеку?

Назовите охраняемые растения нашей местности.

Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

Какие насекомые появляются весной первыми?

Что такое «фотоохота»?

Назовите лекарственные растения.

Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

Как человек разрушает природу?

Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и диаграммах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из графика, большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы ѕ воздух и вода.(Приложение 1, диаграмма 1)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух. (Приложение 1, диаграмма 2)

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос. (Приложение 1, диаграмма 3)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?». Как видно из графика (Приложение 1, диаграмма 4), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?». Как показывают результаты анкетирования (Приложение 1, диаграмма 5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фотоохота?».Приведенные данные (Приложение 1, диаграмма 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты ѕ фотоохота.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (Приложение 1, диаграмма 8), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Приведенные данные (Приложение 1, диаграмма 9) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (Приложение 1, диаграмма 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.

Анализ полученных данных убедило  в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. Целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

При выполнении проекта у  школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы.


Приложение 1

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников

Автор: Шишкина Анна Викторовна,учитель начальных классовКонтактный электронный адрес: anna100278@mail.ruМесто работы: МОУ «Средняя школа №22»г. Балаково Саратовской области ...

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы....

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании младших школьников.

       Цель экологического  воспитания - формирование экологического  сознания  и  мышления    на  основе  активной  жизнен...

Тема: «Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников»

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...

Использование проектной технологии в процессе обучения младших школьников иностранному языку.

Использование на занятиях только традиционных технологий обучения иностранным языкам является недостаточным для достижения высокого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности. Ц...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....