Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам".
рабочая программа (1 класс) по теме

Суховей Жанна Владимировна

Материал содержит рабочую программу для 1 класса по курсу О.А.Холодовой "Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика", рабочие тетради в 2-х частях, методическое пособие к рабочим тетрадям и электронное приложение к урокам по рабочим тетрадям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunym_umnikam_i_umnitsam.docx39.98 КБ
Файл elektronnoe_prilozhenie_1_klass.ppsx722.69 КБ
Файл rt_metodicheskoe_posobie.docx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с  примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

        Предлагаемая программа является рабочей программой внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Цель занятий кружка: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.

Задачи занятий кружка:

- развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;

- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;

- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;

- создание условий для развития у детей познавательных интересов;

- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Настоящая программа составлена для учащихся 1 класса. Срок реализации – 1 год.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

- Развитие речи.

- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

- Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

- Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.

                Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Рабочей программой предусмотрены следующие формы занятий: защита проектов; исследовательская работа; урок с использованием компьютерной техники.

        Рекомендуемая модель занятия:

- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),

- разминка (3-5 минут),

- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),

- весёлая переменка (3-5 минут),

- логически-поисковые задания (10-12 минут),

- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),

- графический диктант, штриховка (10 минут).

                В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

  1. формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  2. развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  3. формирования мотивов достижения и социального признания;
  4. формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

                                Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. адекватно воспринимать оценку учителя.

                                Познавательные универсальные учебные действия:

  1. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;  
  2. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  3. проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.

                        Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  2. контролировать действия партнера;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: диагностические работы, творческие задания, проекты.

Форма подведения итогов реализации программы – урок-соревнование.

Содержание программы

кружка «Юным умникам и умницам»

(1ч в неделю, всего 33 ч)

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Задания на развитие внимания.        

2.

Задания на развитие памяти.

3.

Задания на совершенствование воображения.

4.

Задания на развитие логического мышления.

Всего:

33ч

Практическая часть

Диагностическая работа

2

Количество уроков с использованием ИКТ

30%

Количество проектов

2

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Творческий проект «Задание по перекладыванию спичек» по теме «Совершенствование воображения».

2

Творческий проект «Совершенствование мыслительных операций» по теме «Развитие аналитических способностей».

Календарно-тематический план

занятий кружка «Юным умникам и умницам»

 (1ч в неделю, всего 33 ч)

№ урока

Наименование тем уроков

Дата проведения

План

Факт  

I триместр

1

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года.

2

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

7

Совершенствование воображения. Проект «Задание по перекладыванию спичек». Рисуем по образцу.

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

II триместр

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты. Диагностическая работа.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

III триместр

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

25

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления. Графический диктант.

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

27

Развитие аналитических способностей. Проект «Совершенствование мыслительных операций». Графический диктант.

28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

31

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

32

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

33

Итоговое занятие. Урок-соревнование «Думай, смекай, отгадывай».

Информационно - методическое обеспечение

УМК О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам»

Литература для учителя:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Методическое пособие, 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
  2. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2013.

Литература для учащихся:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради для учащихся  1 класса (в 2-х частях). М.: РОСТ, 2013.

Адреса электронных ресурсов:

  1. http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  2.  http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
  3. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Инфоррматика  в  играх  и  задачах. (Бескомпьютерный  курс)
  4. http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
  5. http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
  6. http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей.
  7. http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат.
  8. http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.
  9. http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.
  10. http://www.advise.ru/articles/80  - Советы родителям первоклассников.
  11. http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.
  12. http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.
  13. http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
  14. http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
  15. http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  16. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
  17. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  18. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
  19. http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
  20. http://www.uroki.net/ - бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронное приложение к курсу О.А.Холодовой Юным умникам и умницам Графические диктанты для 1 класса

Слайд 2

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. На данном этапе ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто раскрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т.е. овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ Гимназия №4 г. Перми

Слайд 3

1. Навигация по слайдам по кнопкам перехода. 2. Тексты к диктантам появляются и исчезают по щелчку по кнопке со знаком вопроса. 3. Анимация графического диктанта и исчезновение происходит по клику на рисунок в левой верхней части слайда . Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ Гимназия №4 г. Перми

Слайд 4

1 занятие 2 занятие 3 занятие 4 занятие 5 занятие 6 занятие 7 занятие 8 занятие 9 занятие 10 занятие 11 занятие 12 занятие 13 занятие 14 занятие 15 занятие 16 занятие 17 занятие 18 занятие 19 занятие 20 занятие 21 занятие 22 занятие 23 занятие 24 занятие 25 занятие 26 занятие 27 занятие 28 занятие 29 занятие 30 занятие 31 занятие 32 занятие 33 занятие 34 занятие 35 занятие Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ Гимназия №4 г. Перми

Слайд 5

1 урок

Слайд 6

2 урок Рано – рано поутру С сумкой скачет кенгуру. Не по магазинам – По лугам – равнинам! Что же рано поутру Носит в сумке кенгуру? Так сидит ребёнок, Рыжий кенгурёнок. Вот кто едет с мамой В этой сумке странной! Е. Котёнова ?

Слайд 7

3 Лежебока – рыжий кот Отлежал себе живот. Кушать хочется, Да лень ворочаться. Вот и ждёт рыжий кот – Может, миска подползёт. Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька – кот, Разобьёт весь хоровод. ? 3 урок

Слайд 8

Зачерпнуло ветра Белое крыло, И катать мальчишек В море унесло! 4 урок ?

Слайд 9

В этом доме тишина. Много окон, дверь одна. Мы уселись у окна. За окошком – вся страна. Дом отправился а полёт, Значит, это САМОЛЁТ 5 урок ?

Слайд 10

Шёл по городу жираф, У него был добрый нрав. Никого не задевал, Всем приветливо кивал. Но порой его привет Оставался без ответа. И тогда серчал жираф, Несмотря на добрый нрав. С. Егоров 6 урок ?

Слайд 11

7 7 урок

Слайд 12

Кто носорогу Дорогу уступит, Тот, несомненно, Разумно поступит. Любо толкаться ему, Толстокожему, А каково Бедняге прохожему? Как хорошо, что такие Невежи Будут встречаться Всё реже и реже! Б. Заходер 8 урок ?

Слайд 13

Подарили собаку. Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идёт смешной, Путается в лапах. Подрастёт щеночек мой – Он поправдашний, живой. И. Токмакова 9 урок ?

Слайд 14

Интересно прокатиться На коне и на слоне! Но удобнее усесться У верблюда на спине! С виду горд и непреклонен, Он на деле не таков! По натуре он тихоня И добряк из добряков! У кого возможность будет Съездить в жаркие края Прокатитесь на верблюде! Право, здорово, друзья! С. Баруздин ? 10 урок

Слайд 15

11 11 урок ? На припёке у тропинки Греют ящерицы спинки. Жмурятся на солнышке, Щурят глазки – зёрнышки. Разомлели от жары – Не добраться до норы. Бегали за мошками Ночь без передышки – Натрудили ножки, Ножки – коротышки. Ю. Синицын

Слайд 16

12 12 урок ? У лошадки жеребёнок Вырастает из пелёнок: Мать напоит молоком И оближет языком, Поведёт с собой в луга, Где высокие стога, Травку вкусную покажет, А за озорство – накажет

Слайд 17

13 урок Соберу для мамы робота такого, Чтобы всю работу делал он по дому: И стирал, и гладил, жарил и варил, И полы на кухне подметал и мыл. Чтобы мог зашить он рваные штанишки, На ночь прочитал бы нам с братишкой книжки, И, придя с работы, мама удивится: Никакой заботы – можно спать ложиться! ?

Слайд 18

14 урок

Слайд 19

? Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. 15 урок

Слайд 20

Кто весь век В воде живёт, А самой воды не пьёт: Ни озёрной, ни речной, Ни какой – нибудь иной? 16 урок ?

Слайд 21

Только увидит ворота он новые, Сразу уставит глаза бестолковые. Мигом готов идти на таран, Таким уродился на свете… 17 урок ?

Слайд 22

Наша добрая подружка Даст нам перьев на подушку. Даст яичек для блинов, Куличей и пирогов. … 18 урок ?

Слайд 23

Весь день рыбак в воде стоял. Мешок рыбёшкой набивал. Закончил лов, забрал улов. Поднялся ввысь – и был таков. 19 урок ?

Слайд 24

20 урок Вежливый ослик очень вежливый, Воспитанный он был. Всем улыбался, кланялся И «здравствуй» говорил. Потом он отходил на шаг И говорил; Тюлень – тюфяк, А заяц – трус, А лев - дурак, А слон – обжора и толстяк… Ни разу доброго словца Он не сказал ни про кого – И я прошу тебя, дружок, Не будь похожим на него. И. Пивоварова ?

Слайд 25

21 урок

Слайд 26

Встали на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. 22 урок ?

Слайд 27

? Сам – металлический, Мозг электрический. 23 урок

Слайд 28

24 урок ? Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Посмотрел он вправо, влево, Пощипал немного перья. Оглянулся он вокруг И с разбега в воду – плюх!

Слайд 29

25 урок ? Носит мама – кенгуру В тёплой сумке детвору. А ребятки – кенгурятки Целый день Играют в прятки!

Слайд 30

26 урок ? В дверь вошло животное, До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на грядку.

Слайд 31

27 27 урок Ходит длинный, Пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он. Ты узнал, кто это? ?

Слайд 32

28 урок

Слайд 33

29 ? Хвост с узорами, Сапоги со шпорами. Песни распевает, Время считает… 29 урок

Слайд 34

30 урок ? Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие тёплые костры. К. Жанэ

Слайд 35

Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост – Понесётся до звёзд. 31 урок ?

Слайд 36

32 Про меня говорят, Будто пячусь назад. Не назад, а вперёд, Только задом наперёд. 32 урок ?

Слайд 37

33 урок ? Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будит.

Слайд 38

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Голубая, серая – для лета, Для зимы – другого цвета. 34 урок ?

Слайд 39

? Песочком и пешочком. Я иду с песочком! А я иду пешочком! Я иду с миской! А я иду с Мишкой! Я – за малиной! А я – за Мариной! Я иду песочком С миской за малиной! А я иду пешочком С Мишкой за Мариной! М. Яснов 35 урок

Слайд 40

Список литературы. 1.. Холодова О.А. Методическое пособие для 1-ого класса «Юным умникам и умницам», Москва: Издательство РОСТ, 2011. 2. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», Рабочая тетрадь 1 класс.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности , кружок "Умники и умницы" 3-4 класс

Данная рабочая программа разработана для проведения кружка "Умники и умницы" в 3-4 классах в рамках внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", 3 класс

РП по внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы", направление общеинтеллектуальное, 3 класс составлена по ФГОС, содержит КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс....