Формирование личности и коллектива
статья по теме
«Детей надо любить всем сердцем и чтобы любить так, нужно учиться у них как следует проявлять эту самую любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмысленным педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм» Ш.Амонашвили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Феклистова Надежда Геннадьевна, учитель нач. классов ГОУ СОШ №662
Формирование личности и коллектива.
«…Мы в ответе за тех, кого приручили»
Я должна помнить всегда: я отвечаю за судьбу каждого, кого доверили мне.
Часто мы слышим разговоры о том, что влияет на развитие человека, личности. Одни говорят - среда, другие – наследственность, а третьи утверждают, что воспитание.
На психологическое развитие ребенка, безусловно, влияет наследственность, видную роль играет и среда. Но основное значение имеет воспитание.
Поступление в школу – ключевой момент в развитии ребенка, очень важно, чтобы он легко принял роль школьника. Роль «Я – школьник» должны серьезно принять и родители, и учитель.
Первая встреча – один из самых серьезных моментов. Малыш должен понять, что в школе его ждут и уже любят. От первой встречи, от того как она произойдет во многом зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка, его успехи.
С первого дня нужно сделать так, чтобы ребенок хотел в школу. Каждый мой первоклассник получает первое в жизни письмо, адресованное лично ему. Письмо – приглашение, поздравление, с элементами психологического настроя на жизнь в коллективе – классе, на дружбу с одноклассниками, доверительное отношение к учителю.
Чтобы группа школьников стала коллективом перед классным руководителем, перед детьми должна стоять общая цель. Для достижения этой цели члены коллектива объединяются общей жизнедеятельностью. Чтобы коллектив сплачивался, надо, чтобы в нем накапливались традиции, чтобы ребята были включены в соревнование, в систему связей с другими коллективами.
Коллектив учащихся создают взрослые. Роль классного руководителя в создании и в жизни коллективов разных классов существенно отличается.
Учитель начальной школы играет роль организатора, в первом классе даже роль «няньки» в работе с коллективом ребят. Они еще такие маленькие, нуждаются в постоянном внимании взрослого (застегнуть пальто, завязать шнурки, шапку…)
Малышей нужно учить жить в коллективе, объяснять, что и как нужно делать, как относиться друг к другу, учить различать хорошее от плохого. Многое нужно организовывать самому, но обязательно, с первых шагов, привлекать детей. Нужно, чтобы они постоянно узнавали что-то новое, то, что им поможет в жизни, учились организовывать отдельные дела, проявлять инициативу. Особенно нужно использовать страсть ребят к играм и фантазиям. Все, о чем говорит учитель, в первом классе впитывается навсегда.
Воспитание – процесс непрерывный, начавшийся с первой встречи и продолжающийся всегда не прерываясь ни на минуту. Воспитывает все: и внимание, и понимание, и даже безразличие, нелюбовь к ребенку, но вопрос в том «Как?»…
Моя роль – помочь ребенку правильно оценить полученную информацию и соотнести ее с действительностью.
Большое значение имеет создание ситуаций взаимозависимости и взаимоответственности у детей. (Организация рабочего места, выбор мини коллектива для работы, распределение обязанностей и т.д.). У детей происходит деловое общение. Не у всех, конечно, получается работа дружной и быстрой, но дети переживают ошибки, стараются исправить их. Ребята, у которых многое получается. помогают неумелым. Чаще в этом возрасте, конечно, бывает так, что каждый выступает только за себя. Поэтому, иногда я провоцирую ребят на защиту товарища и бываю удовлетворена, когда спустя некоторое время «защитники» выполняют это доброе дело.
(«Н.Г., Вы не думайте, что если Катя не ответила, то она не знает. Она знает, да еще как! Она, молодец!». И я верю, что и Кате стало легче от того, что учитель знает о ее победе, что соклассник за нее заступился. А это уже шаг к взрослению).
Постепенно внушаю ребятам то, что нужно учиться доказывать свою правоту, заступаться за слабого, помогать товарищу, интересоваться тем, как идут дела у других, не быть безразличными, бездушными. Главным для себя считаю научить детей думать, мыслить, рассуждать. «Мало уметь читать, надо уметь думать» - одна из наших заповедей.
Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное , с чего должны начать и чему постоянно следовать – это дать ему возможность почувствовать, что он также способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая искорка. Ни одного ребенка из тех, что привели ко мне родители в первый класс, и из тех, кого оставили на второй год другие учителя, я не могла оставить на второй год сама. Все они, конечно, с разным уровнем знаний переходили в следующий класс. Если ребенок не ленится, умеет работать по своим способностям, у него есть желание учиться – его ни в коем случае нельзя оставлять на второй год.
Как жить в коллективе? Этот вопрос очень часто стоит перед детьми. И ответ на него будет зависеть от того, что называют «духом» класса. Его лучше всего ощущают новички. Им есть с чем сравнивать. Старожилы- сами носители этого «духа» - его не осознают, но очень тонко чувствуют и ведут себя так, чтобы ему не противоречить.
Жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, возможности для обогащении ума и души, для реализации своих человеческих качеств. Но ни в одном, даже самом лучшем классном коллективе, а в нескольких одновременно может произойти полноценное становление личности. Многие ребята посещают различные кружки, школы, секции. (Музыкальная, спортивная и художественная школы, шахматный клуб, бассейн, танцы, библиотека,…) И в каждом из этих коллективов своя жизнь, свои традиции, свой «дух». Поэтому в каждом можно получить то, что не может дать другой коллектив .И что не менее важно, в каждом можно проявить свои возможности. В целом человек получает разнообразные возможности узнать других и раскрыть себя.
Ребята постоянно ощущают потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми кого они уважают и кто уважает их. Это могут быть и родители, и учителя, и просто знакомые. Но не всем, конечно, удается установить близкие доверительные отношения со взрослыми. Но зато те, кому это удается высоко ценят их. Многие отлично понимают какую роль в их жизни играют отношения со взрослыми. Любопытно, что к доверительному общению со взрослыми чаще стремятся наиболее развитые интеллектуально. Главный смысл доверительного общения – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует. (Мне помогает в этом анкета «Какой Я»)
Сложность заключается в том, что многие взрослые забыли, что они тоже когда-то были детьми. А ведь взрослым гораздо проще опуститься на ту ступеньку развития, на которой стоит ребенок и постараться понять его. Нужно просто понять, что каждый возраст по- своему сложен. Но и по-своему прекрасен. И не один возраст не может быть однозначно хорош или плох. Главное, чтобы между разными людьми было взаимопонимание.
Ребята любят своих родителей. Любых. Но сами себе они не всегда в этом признаются. По отношению к семье учитель выполняет роль домашнего врача.
Вопросы для детей: -Хотели бы вы быть такими людьми, как ваши родители? Анкета
- Чье понимание важнее всего? (родители, друзья, учитель)
- С кем бы ты стал советоваться в сложной ситуации?
(на первом месте, конечно, мама)
Говорят дети:
- Хорошие взрослые – это те, кто умеет поставить себя на место детей.;
кто предъявляет не только разумные, но и единые требования…;
Кто всегда логичен;
Кто помнит свои слова;
Кто честен;
Кто справедлив;
Кто ходит в кино, читает книги;
Кто в любом возрасте решает заняться музыкой, учиться плавать;
Кто влюблен в свою профессию;
Кто честно рассказывает о своем детстве;
Кто просто рассказывает о своем детстве;
Кто понимает юмор;
Кто мечтает и вообще впадает в детство.
«Детей надо любить всем сердцем и чтобы любить так, нужно учиться у них как следует проявлять эту самую любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмысленным педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм» Ш.Амонашвили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
Формирование личности младшего школьника через создание коллектива
Материал для педсовета...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения
В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
доклад и презентация для педсовета...
Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,
Материал- из опыты пработы. Это моя программа воспитательной работы - (концепция воспитания) «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...