Формирование личности младшего школьника через создание коллектива
материал по теме
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.
Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.
Классный руководитель занимает особое место в решении данного вопроса.
Взаимодействие классного руководителя и учащихся основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Воспитателю необходимо выстроить систему деятельности на каждом этапе своей работы, где и будет реализован арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это – вместе с детьми!
Главным условием успешного воспитания является вера в успех каждого ребенка и всего класса в целом.
Понятно, что начальная школа является не единственным этапом в личностном смысловом развитии каждого ребенка, но фундамент закладывается именно здесь.
От того, насколько серьезно будет заниматься этой проблемой классный руководитель в начальной школе, зависит дальнейшее развитие личности каждого школьника.
1 - й класс
Определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у учащегося, опирается на 3 основные группы задач, которые классный руководитель ставит перед собой в начале первого года работы с детьми.
Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи включают – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.
Свою работу в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, классный руководитель строит с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу.
Каждый первоклассник приобретает новую социальную роль ( я – ученик), но, прежде всего, перед ним встает вопрос – кто я? (в классе), что я могу? Что я умею? Какой я? Следовательно, у ребенка формируется интерес к самому себе, что необходимо поддерживать педагогам на протяжении школьного обучения.
Впервые переступая порог школы, каждый верит в успех, в свои собственные силы, верит в то, что у него все получится, что он будет хорошим учеником и найдет много надежных друзей.
Первоклассник приходит в школу с интересом к новой жизни, к новым условиям, с мотивом проявить свои умения, пережить новые эмоции. В тоже время каждый ребенок испытывает потребность в общении.
При этом классный руководитель в самом начале 1 класса ставит цель и перед детьми, что, несмотря на то, что каждый из них особенный, необходимо научиться дружить и жить вместе, так как класс – это единое целое.
Исходя из интереса к самому себе, мотивации, у первоклассника появляется желание действовать, совершать поступки, которое приводит к желанию самореализации. Классный руководитель поддерживает эти желания и помогает одноклассникам правильно и по-доброму относиться к действиям каждого из них.
Доброжелательное отношение одноклассников (без приклеивания ярлыков неудачника, драчуна, жадины, выскочки и т.п.) приводит любого ребенка к эмоциональному равновесию, в последующем к формированию адекватной самооценки, в конце концов, к самопризнанию.
Как уже было сказано, каждый первоклассник испытывает потребность в общении, но далеко не каждый умеет общаться, не каждый может завоевать положительный авторитет среди сверстников.
Неумелые, неуклюжие действия, поступки влекут за сбой неудачи, обиды друг на друга.
Очень важно научить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать, уметь терпимо относиться к разным людям, принимать одноклассников такими, какие они есть, и помогать им, стать лучше.
С другой стороны, опираясь на потребность в общении, учитель (классный руководитель) дает возможность ребенку высказываться, отстаивать свою точку зрения, что способствует формированию умения слушать и слышать других, развитию коммуникативности, а значит, и культуры общения , что, в совокупности с развитием умения управлять своими эмоциями, спокойно выходить из конфликтных ситуаций, создает условия для воспитания толерантности и уважения чужого мнения.
Именно в начальной школе (особенно в 1-м классе) учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, быть активными участниками всех мероприятий, которые предлагает педагог: первоклассники желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, свои достижения, при этом веря в свои силы. Очень важно не погасить эту веру в себя у каждого ребенка, а создать условия для успешного воспитания этих качеств, поддерживать проявления инициативы, давать возможность активно участвовать во всех делах (предоставив при этом право выбора), действовать самостоятельно при решении проблем, не давить силой своей власти, не загонять « в угол», заставляя подчиняться определенным правилам. На этом воспитывается ответственность, трудолюбие, самостоятельность.
Развитие умения действовать самостоятельно, формирование коммуникативности приводит в последующем к умению управлять самим собой. А способность трудиться активно, с удовольствием и радостью помогает школьнику оставаться и в дальнейшем любознательным и быть вовлеченным в деятельность.
Итак, от начального этапа работы по формированию качеств личности в 1-м классе, зависит и дальнейшее становление личности каждого школьника.
Описанные выше качества, направления не определяют работу над ними только в первом году обучения, но именно здесь закладываются первые шаги, основа сформированности указанных качеств, а работа продолжается на протяжении всего обучения в школе.
2-й класс
Во 2-м классе классному руководителю следует уделять внимание обучению коллективной деятельности, что является и главной целью с восьмилетними детьми.
Обучение коллективной деятельности невозможно без опоры на заложенные в ребенке природой стремления к развитию, взрослению и свободе. Ребенок не может не развиваться – духовно, нравственно, умственно, физически, причем развитие происходит в процессе преодоления трудностей, противоречий. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для этого период. Что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, утеряно.
Во 2-м классе очень важно, чтобы каждый ребенок убедился в следующем:
- работать сообща приятно и интересно;
- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться одному;
- в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании.
Эти убеждения являются одной из важнейших предпосылок создания сплоченного дружного коллектива.
Свою работу, как классный руководитель, я строю, исходя из 3-х основных
потребностей, которые складываются к началу второго класса, а именно: потребность в значимости, самореализации, потребность в лидерстве, потребность в совместной работе.
Младшие школьники хотят чувствовать себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Во 2-м классе они уже более сознательно и ответственно относятся к порученному им делу, и если классный руководитель уделит достаточно внимание к распределению поручений в классе, то и на средней и старшей ступенях дети с удовольствием будут выполнять поручения.
Очень важно поручать каждому ребенку то, что он может сделать наверняка. Порученное школьнику дело и успешное его выполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует дальнейшему формированию чувства ответственности, а следовательно, чувства единства с коллективом.
Если ребенок чувствует себя уверенным и значимым в классном коллективе, то он, как правило, не боится проявлять инициативу, а значит, сознательно будет проявлять внимание к одноклассникам, следовательно, научится распознавать эмоции партнеров, видеть, что нравится другим, а что нет.
Большинство конфликтных ситуаций в детском коллективе возникает из-за присущей потребности лидировать, быть первым. Но далеко не каждый ребенок может это делать так, чтобы не вызывать противоречия у одноклассников. Значит, классному руководителю необходимо помочь детям раскрыть лидерские качества, выявить лидерские способности и формировать умение лидировать, вести за собой, а не слепо командовать, подчиняя себе остальных.
Формируя привычку согласовывать личные интересы с интересами других и развития эмоциональной сферы личности, второклассников можно обучать разрешению конфликтов и умению выходить из них, гасить их на ранних стадиях.
Обучение совместной коллективной деятельности, обучение сотрудничеству продолжается и в следующие годы, но начало этому закладывается во втором классе.
3-й класс
После заложенного начала формирования качества личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы классного руководителя в 3-м классе является формирование культуры личности.
Для детей становится актуальная задача – научиться быть воспитанными, так как к 10 годам (при благоприятных условиях воспитания) ребенок только начинает осознавать связи между мотивом и результатом действия, между поступком и свойством своей личности. Нравственное чувство, возникающее в результате поступка, становится основанием для его анализа и оценки, совершения других поступков. Норма начинает играть особую роль в межличностных отношениях – выступать средством контроля и оценки своего поведения и поведения других, ребенок осознанно проявляет свою воспитанность и замечает недостатки поведения у сверстников.
Главными условиями воспитательной работы в 3-м классе становятся гармония и сотрудничество.
Учебно-познавательную деятельность и сознательное поведение стимулируют не только интересный учебный материал и увлекательные внеклассные мероприятия, но и та атмосфера, в которой протекает учебно-воспитательный процесс.
В гармоничной доброжелательной обстановке школьник охотно и легко принимает учебно-познавательные и воспитательные задачи. В атмосфере сотрудничества и доверия, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль. Склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач.
К началу 3-го года обучения в школе у ребенка уже должны быть достаточно сформированы следующие качества личности:
- интерес к самому себе;
- уважение к школе;
- любознательность;
- чувство прекрасного;
- трудолюбие;
- бережное отношение к своему здоровью и природе.
В этом возрасте у детей особо пытливый ум, они жадно стремятся к познанию,
бурной активности. Ребенок стремится вступить в широкий круг социальных отношений. Главными критериями оценки себя и других становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими.
При условии сформированности элементарной нравственной позиции,
познавательной потребности, эстетической культуры, потребности в труде, а также представления о физическом и нравственном здоровье и происходит становление Человека, а именно: Человека благородного, познавательно-активного и творческого, с присущими ему соответствующими качествами: ответственность, забота, добросовестность, бережливость, честность, доброта, отзывчивость, искренность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, догадливость, усердие, сила воли, умение строить планы, стремление к новому и т.д.
На основе начального уровня сформированности выше указанных качеств,
можно говорить о формировании активной жизненной позиции, где особую роль начинает играть развитие таких компонентов личности как самоанализ, самооценка, самосознание, которые, в свою очередь, являются началом пути к сознательному стремлению к совершенству, итогом которого станет самовоспитание.
4-й класс
Четверокласснику уже необходимо чувствовать себя в школе не только
обучающимися, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в
отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания.
Через различные виды групповых дискуссий (классные часы, беседы, обсуждение художественных произведений и т.п.) на уроках и во время внеурочной деятельности, просветительской работы, становятся актуальными знания о нравственных нормах, умение видеть связи между мотивом и результатом действия, а потом и между поступком и свойством своей личности.
А высказывание различных точек зрения учит каждого ребенка задуматься над своей позицией, умению осуществлять моральный выбор, а значит видеть взаимосвязи нравственных ценностей, что в конечном итоге приведет к осмыслению нравственной нормы, а это станет предпосылкой к самопознанию.
Сравнивая себя с другими, ученик вырабатывает отношение к самому себе. Поддержание в ребенке позитивного самоотношения, веры в свои возможности – условие эффективного нравственного воспитания личности.
Эмоциональное переживание, связанное с применением нравственных норм, понимание их необходимости в коллективной деятельности ведет к принятию их личностью, а следовательно, и саморегуляции.
Коллективные творческие дела совершенствуют понятие нравственной нормы, учат сознательно планировать свою деятельность и ставить цели в соответствии с интересами и возможностями окружающих, а значит у каждого школьника возрастет ответственная зависимость по отношению к коллективу, что делает необходимым осуществлять взаимоконтроль, на основе которого школьник приучается самоконтролю, т.е. постоянно контролировать свои действия, поступки.
Понятие самоорганизации личности состоит из 3-х указанных компонентов, а именно:
- самопознания;
- саморегуляции;
- самоконтроля,
а также становится базой для самоуправления и саморазвития коллектива , что является главной конечной целью каждого классного руководителя, а дружный, активный, сплоченный коллектив является фундаментом личностно-смыслового развития ребенка. И от того насколько прочным окажется этот фундамент, зависит дальнейшее становление Человека, Человека-гражданина, работника, семьянина.
При этом классному руководителю необходимо помнить, что стиль его взаимоотношений с детьми, созданная им изначально атмосфера в классе определяют характер отношений между детьми, а значит и успех в формировании коллектива в целом и личности каждого ребенка в отдельности.
«10 заповедей «классного» воспитателя»:
- Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
- Не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
- Найди, за что похвалить – ибо доброе слово и кошке приятно.
- Будь справедлива – ибо обиды больно ранят детскую душу.
- Умей видеть положительные качества ученика – ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
- Зарази собственным примером – ибо кто-то должен быть паровозом.
- Защищай своего ученика даже перед педагогами – ибо в негативных моментах есть свои причины.
- Не ябедничай родителям по пустякам – ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
- Поощряй инициативу учеников – ибо сделать все самой невозможно.
- Употребляй во время общения много ласковых слов – ибо куратор мать от завтрака и до обеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"
В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления. Большое внимание уделяется реализации программы воспитательной работы « Хочу...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....
Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....
Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе.
Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе....
Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника
В статье рассматриваются факторы влияния коллектива на формирование личности младшего школьника, основные направления работы по сплочению коллектива....