Я гражданин
план-конспект по теме

Классный час о любви к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_otkrytyy_kl.chas_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

провела учитель начальных классов

Швидкая Ирина Александровна

22.09.11

Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ 

Материал взят из книги «Я – гражданин России» О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева

 «С любовью к России»

Цели: ознакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Подготовительная работа: подготовка выставки детских рисунков.

Оборудование: мультимедиапроектор, репродукции с изображениями любимых уголков природы, карта России, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, рисунки детей, фильм о красоте родного края.

Ход  классного  часа

[. Вступительное слово

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей. Она интересна и многогранна.  Мы поговорим о том, за что надо любить и беречь свою Родину. А Родина для каждого из нас начинается с детства.

(Звучит песня «С него начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

У ч е н и к:               Великую землю,

                                 Любимую землю,

                                 Где мы родились и живем,

                                 Мы Родиной светлой,

                                Мы Родиной нашей,

                                Мы Родиной милой зовем.

1- чтец. Откуда появилось такое название - «Россия»?

2-чтец.  В стародавние времена Россию называли Русью. Слово как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

3-чтец.  Русь — страна рек и озер. Русь — светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, — Россией.

4- чтец:    

 За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

 Россия…  Россия...  Раздолье...  Равнины...

Березы босые, седые осины.

Всё дорого с детства, Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Страница «История страны и ее символы»

Учитель. Итак, страница первая «История страны и ее символы»

Звучит  музыка, выходят чтецы.)

Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?                                 (Все мы - россияне!)

Учитель. Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы

1-й чтец. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

2-й чтец. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

3-й чтец. Три короны над ними, скрепленные единой лентой, символи зируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов.

1-й чтец. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

2-й чтец. Гимн — это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.  (Звучит гимн, слова С.В. Михалкова, музыка А.В, Александрова)

3-й чтец. Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн км2. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

(Ни фоне видеофильма о просторах России дети читают стихи.)

1-й чтец:        Вижу чудное приволье,

                       Вижу нивы и поля —

                       Это русское раздолье,

                       Это русская земля.

2-й чтец:        Вижу горы и долины,

                       Вижу степи и луга —

                       Это русские картины.

                       Это Родина моя.

3-й ч г е ц:     Слышу песню жаворонка,

                       Слышу трели соловья -

                       Это русская сторонка,

                       Это Родина моя.

Страница «Столица России»

(Показ слайдов о городе Москва и смена караула у вечного огня)

Учитель  Столицей нашей огромной Родины является г.Москва, основанный Юрием Долгоруким – это красивейший город.

 Чтец: Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На семи своих холмах…

(звучит песня Газманова «Москва, звенят колокола…»

Страница  «Родной край»

1 чтец. Есть старинная поэтическая загадка, отгадайте ее:

«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое- больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвёртое - жаждущим родник». Что это?

                                                            (Береза)

2 чтец:       Берёза с незапамятных времён почитаема и любима на Руси. Деревьев разных не сочтёшь - Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей!

 3 чтец.  Без берёзы не мыслю России –

               Так светла по-славянски она,

              Что, быть может, в столетья иные.

              От берёзы вся Русь рождена.

4-й чтец:       Россия, Россия - края дорогие,

                      Здесь издавна русские люди живут,

                     Они прославляют просторы родные,

                     Раздольные песни поют.

Учитель. Самое прекрасное на свете - Родина, У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

1- ч т е ц:       Берегите Россию - Нет России другой.

                         Берегите ее тишину и покой,  

2- чтец:       Это небо и солнце, это хлеб на столе

                      И родное оконце в позабытом селе...

3- чтец:       Берегите Россию - Без неё нам не жить.

                      Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Учитель: Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Наша малая Родина — Александро-Невское.

4- чтец:       Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Рабочий посёлок для нас дорогой.

Он сердцу родной, он милый, приятный,

Уютный и добрый такой.

Я живу в нашей Невке - это не сон.

В центре – маленькая школа, детской памяти звон.

Рядом вечный огонь.

Взгляд героев суров: Не забыть никому

Ни войны, ни врагов.

Александроневское - нет красивей земли.

 Это место родное на карте страны.

(Рассматривание физической карты Новосибирской области, найти село)

Учитель: Со всех сторон раскинулись заливные луга, А на них растет множество луговых цветов. Закройте глаза и вы вмиг представите красоту полей.. Словно огромный ковер раскинула природа, и глаз  радует пестрота ярких красок. Каких только цветов здесь нет! А какой запах стоит над лугом! Гудят шмели, прыгают кузнечики, ползают и никого не боятся божьи коровки... Это место МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. Потому что я здесь родилась.

Смотришь вокруг и сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым. (Текст написан маркером крупными буквами на листах ватмана, читают дети.)

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

...Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

  Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью».

Ученица читает стихотворение М. Семкиной:

Посмотри, мой юный друг.

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы роса умывает,

Речка, лес, цветы, поля - сердцу милая земля.

Ученик:        Нам в любое время года Красоту дарит природа

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

Учитель. О природе родного края, архитектуре городов и посёлков собрано много материала в различных книгах, созданы картины великими художниками. Вот перед вами их работы: величественные соборы и церкви, здания. И везде присутствует природа.  

Учитель. Сегодня мы побывали заочно в некоторых уголках нашей  России, увидели ее на снимках. Какое впечатление у вас осталось от этой встречи? Появилось ли у вас желание увидеть воочию эти места? А как вы думаете, много ли в нашей стране таких красивых мест?

—   Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин сто лет тому назад написал Стихотворение «Моя Родина - Россия».

(Ученики читают по одному четверостишию.)

 Как не гордиться мне тобой.

О родина моя! Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень Родимой стороны.

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа Великой и святой.

Творческие работы учащихся. Сейчас мы с вами нарисуем, то, что дорого сердцу нашему – нашу Родину.

Учитель. Дети, какие вы знаете пословицы о Родине?  

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Родная землица и во сне снится. 

Нет в мире краше Родины нашей.

Каждому свой край сладок. 

Родной куст и зайцу дорог.

С родной земли умри - не сходи.      

Своя земля и в горести мила.

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Всякому мила своя сторона.              

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.                      Любовь к Родине сильнее смерти.                                                            На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, чужая - мачеха.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

 Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

 Родина краше солнца, дороже золота.

За край родной иди бесстрашно в бой.

V. Подведение итогов

 

Материал взят из книги «Я – гражданин России» О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева

Фотографии  моей  Родины

Подготовительная работа: для проведения этого классного часа нужно попросить родителей принести фотографии детей из тех мест, в которых они побывают на летних каникулах, обязательно на фоне природы: лес, ручей, море, река, ключ, горы, цветок, пасека и так далее. Должны быть подписи с названиями сёл, деревень, городов, рек, лесов, заповедников России.

Оборудование: плакат со словами М. Шолохова: «Милая светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы - с тобой».

Ход   классного   часа

Ведущая. В этом году летом мне довелось побывать в селе Гремячье, которое находится под Воронежем. Расположено оно в пойме-реки Дон, который в этом месте петляет и изгибается, словно гигантская змея. С обеих сторон реки тянутся заливные луга, А на них растет множество луговых цветов. Вот перед вами фотографии лих мест. Словно огромный ковер раскинула природа, и глаз  радует пестрота ярких красок. Каких только цветов здесь нет! А какой запах стоит над лугом! Гудят шмели, прыгают кузнечики, ползают и никого не боятся божьи коровки... Это место не является моей родиной. Потому что я родилась в селе с красивым названием Любостань б Курской области. Но это место напоминает мне мою малую Родину. И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым. (Текст написан маркером крупными буквами на листах ватмана, читают дети.)

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

...Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью».

(Исполнение песни на слова М. Матусовского «С него начинается Родина ?»)

Учитель: На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили очень много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сел, деревень, поселков и городов. Перед вами висит карта России, вы будете называть место, где вы были с откуда привезли эти замечательные фотографии, а я постараюсь эти места показать на карте нашей Родины.

(Дети выходят по очереди и рассказывают, что изображено на фотографиях, описывают природу. Нужно подобрать те фото, на которых есть хотя бы одна сосна или ель.)

Учитель. Многие писатели и поэты о своих наблюдениях за природой пишут в книгах, которые мы с вами с удовольствием читаем и мысленно представляем то, что они описывают. Прочитайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Елочка».

«Осенью в лесу показалась маленькая елочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.

Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала елочку тонкими золотыми рыбками. С клена упали на деревце красивые звездочки. Елочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли».

- Как вы думаете, как автор относится к этой маленькой елочке?

•   При помощи каких слов он смог передать свое отношение к ней?

•   Чему он вас хотел бы научить? (Бережному отношению к природе, умению видеть необычное, красивое в лесу.)

Учитель. Кто еще готов рассказать о многообразии нашей Родины? (Выступают еще несколько детей.)

Учитель. А какие учебные предметы, которые вы изучаете в школе, помогают вам знакомиться с нашей Родиной? (ИЗО, музыка, литера- турное чтение, русский язык, ознакомление с окружающим миром.)

Ученица читает стихотворение М. Семкиной:

Посмотри, мой юный друг.

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы роса умывает,

Речка, лес, цветы, поля - сердцу милая земля.

Ученик:        Нам в любое время года Красоту дарит природа

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

Учитель. О природе родного края, архитектуре городов и посёлков собрано много материала в различных книгах, созданы картины великими художниками. Вот перед вами их работы: величественные соборы и церкви, здания. И везде присутствует природа.  

 У ч и т е л ь. А какие пословицы о Родине вы знаете?

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Родная землица и во сне снится.

Нет в мире краше Родины нашей.

Каждому свой край сладок.

Дома и стены помогают.

Родной куст и зайцу дорог.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

•   Споя земля и в горсти мила.

(Нтмь дети рассказывают, из каких мест привезли фотографии.}

Ученица читает стихотворение И. Дружинина: 

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке.

Не причини природе зла.

...Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди.

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Учитель. А кто из вас привез фотографии с дачи? Расскажите, чем вы занимались, когда жили там, какая природа вас окружала.

Учитель. Сегодня мы побывали заочно во многих уголках нашей необъятной России, увидели ее на снимках. Какое впечатление у вас осталось от этой встречи? Появилось ли у вас желание увидеть воочию эти места? А как вы думаете, много ли в нашей стране таких красивых мест?

—   Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин сто лет тому назад написал Стихотворение «Моя Родина - Россия».

(Ученики читают по одному четверостишию.)

 Как не гордиться мне тобой.

О родина моя! Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На прзднике весны,

Среди приветных деревень Родимой стороны.

Как бодро дишится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа Великой и святой.

Учитель: Наше мероприятие закончено, мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....