Театрализованная деятельность
план-конспект на тему
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помо-
гают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей
можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в
которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду
и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, ре-
жиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-
своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них
играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях
можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам дет-
ского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведе-
ния в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, прави-
лами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не толь-
ко ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведен-
ного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном вол-
шебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая воз-
можность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творче-
ской направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире
интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taatralizovannaya_igra.doc | 168.5 КБ |
v_korolevstve_zvukov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Оренбургский санаторный Дом детства
РЕФЕРАТ
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Соловкина Г.А.
Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспе-
чение реализации нравственного потенциала искусства как средства фор-
мирования и развития этических принципов и идеалов личности; исполь-
зование возможности искусства, художественно-творческой деятельности
в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления де-
тей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответст-
вующих условий для их образования и творчества (Приложение 1).
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помо-
гают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей
можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в
которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду
и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, ре-
жиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-
своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них
играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях
можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам дет-
ского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведе-
ния в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, прави-
лами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не толь-
ко ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведен-
ного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном вол-
шебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая воз-
можность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творче-
ской направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире
интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направле-
на на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, во-
влечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возмож-
ности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психиче-
ских процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности
при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализа-
ции ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, коррек-
тирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удов-
летворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления
скрытых талантов и потенций.
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на
психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-
потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодо-
ление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требо-
ваний, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведе-
ния, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.
Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-
ролевую игру (в определении Д.Б.Эльконина), которая рассматривается
как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий
развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего
развития» (Л.С.Выготский).
Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых
(Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль
театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном
отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взросло-
го, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, достав-
ляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению воз-
можностей развития творческих способностей детей дошкольного возрас-
та, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обуслов-
лено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяю-
щий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность
(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова,
Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) (Приложение 2).
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одно-
моментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, комму-
никативности, живом воздействии художественного образа на личность.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной пе-
дагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вер-
бальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициатив-
ности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием на-
пряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на прин-
ципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются
на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологиче-
ская комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потен-
циала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть
из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над
внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внут-
ренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности,
продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее ис-
пользования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова).
Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии де-
тей. В процессе восприятия художественного произведения у детей фор-
мируется особый вид познания в форме эмоциональных образов
(Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). В них, с одной стороны,
отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде
ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от
образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отра-
жения окружающей действительности.
Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству:
литературному, драматическому, театральному. При грамотном руково-
дстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, те-
атрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит
творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что
позднее послужит основой для формирования обобщенного представления
о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок разви-
тию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное
произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только
знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и
позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять
художественный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев).
Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации
фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания,
способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах
(Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.).
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и
их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает пер-
спективы использования театрализованной игры в нравственном развитии
детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком
себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Бла-
годаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение
к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но
и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или со-
чувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).
Современные технологии воспитания предусматривают овладение
детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, мо-
делями и т. д. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
П.И.Пидкасистый). Так, для овладения специфическими способами умст-
венной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др.,
важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-
моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в
дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей организует взрос-
лый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельно-
сти. На решение проблемы гармоничного развития различных психических
сфер ребенка направлены современные технологии, в которых театрализо-
ванная игра рассматривается как одно из эффективных средств.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается
и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь
развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на
его наглядные представления.
Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение
и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализи-
ровать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных за-
висимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой орга-
низации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций,
выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в
символической форме. Театрализованная игра является именно такой фор-
мой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей,
важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе
развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат
действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий от-
носятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замеще-
ние) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры
составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение
видимого и смыслового поля (Л.С.Выготский). Основная функция вообра-
жения заключается в порождении и структурировании образа мира
(М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман). Особенность игры состоит
в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной
форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реаль-
ных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифферен-
циация означаемого и означающего и рождение символа.
В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с
моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет
заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях
на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ,
т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта
воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в
ситуацию, например, при сочинении сказок (И.Г.Вечканова).
При использовании наглядной модели возможно формирование вто-
рого компонента процесса воображения - плана реализации идеи.
Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры:
при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой
предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли
взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение
последовательности действий, выражающих ее социальную суть.
Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в
процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправ-
ная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или
костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее
промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего
возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации»
(Л.С.Выготский).
Реальные отношения — также структурный компонент игры — пред-
ставляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной
игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и парт-
нером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного
сложнее, чем в игре, регламентированной заранее заданным жестким со-
держанием. Реальные отношения определяются особенностями личностно-
го развития ребенка и характером межличностных отношений между свер-
стниками (Н.С.Пантина, Л.М.Шипицына). В функции реальных отноше-
ний входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предме-
тов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами,
т.е. позиционное замещение (А.В.Запорожец, С.Н.Карпов). Реальные отно-
шения играют существенную роль в развитии коммуникативной и соци-
альной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен
«заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня за-
мещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в про-
цессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирую-
щих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает воз-
можность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые
значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых соци-
альных мотивов (Л.Г.Стрелкова). Одной из задач организации игры стано-
вится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, созда-
ние условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаи-
8
модействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере
игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знако-
вых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблем-
ных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и
интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать,
продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить
новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и
когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).
Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль
участников способствуют формированию произвольного поведения. В иг-
ре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности
(А.В.Запорожец, О.А.Карабанова). Смысл деятельности, эмоциональность
и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное
влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия де-
ти переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной кор-
рекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.3.Неверович).
По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организа-
ции деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие из-
менению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и сред-
ства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отра-
жать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формиру-
ется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное бла-
гополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства
(мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо
выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенно-
му сценарию, в том числе и основанному на художественном произведе-
нии, выделим различие сюжета и содержания игры (Д.Б.Эльконин). Сю-
жет — это та сфера действительности, которая определена автором текста
и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание
игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование со-
циальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.
Учеными разработаны тесты и критерии определения уровня разви-
тия театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в
программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сфор-
мулированы параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у
детей в процессе специально организованного общения с использованием
игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных
игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь
изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом вос-
питании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаи-
9
мовлиянии на возникновение образов (Н.А.Ветлугина, Л.Г.Стрелкова). В
первом случае изодеятельность является одним из составляющих компо-
нентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-
игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо,
чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает
настроение, «красивую правду и отражает объекты моделируемой реаль-
ности (К.С.Станиславский). Во втором случае педагоги и психологи видят
истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, апплика-
ция) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации
(А.Н.Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова). Установлено,
что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо лег-
че проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.
Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решени-
ем задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается мате-
матическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализо-
ванная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построен-
ных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Мендже-
рицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина), где процесс воспри-
ятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.
Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», ре-
чевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика,
жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же вре-
мя современное развитие техники позволяет использовать различные сред-
ства обучения для знакомства с художественными произведениями, кото-
рые затем можно театрализовать.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не
только развивают психические функции личности ребенка, художествен-
ные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к
межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же
ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя
бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей
жизни аплодисменты.
Период дошкольного детства имеет широкие возможности для раз-
вития творческого воображения детей в связи с формированием таких но-
вообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлек-
сия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемысли-
тельными процессами, начинает складываться новая функциональная сис-
тема воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
Для развития творческого воображения необходимо формирование
его предпосылок - личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное
видение действительности, комбинаторные способности, владение техни-
кой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т.е.
образцы творчества и окружающая среда (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский,
О.М.Дьяченко).
Игра для ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но
творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, по-
строение их них новой действительности, отвечающей запросам и влече-
ниям самого ребенка. Рассматривая театрализованную игру как творче-
скую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая дея-
тельность воображения, Л.С.Выготский подчеркивал, что ребенок в игре
из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое по-
строение, образ, принадлежащий ему самому.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования
характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания
детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный
подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко
используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей яв-
ляется театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать
принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сде-
лать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскры-
тию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средст-
вами театрального искусства.
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессио-
нальных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстети-
ческого чувства, способности творчески относиться к любому делу, уме-
ние общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуаци-
ях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, те-
атральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкаль-
ные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естест-
венных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гар-
монии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразитель-
ности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направ-
ленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, ло-
гикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие расска-
зы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три
вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные;
творческие игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными
знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства;
виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнут-
ри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся
на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к
спектаклю.
Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную теат-
рализованную деятельность детей, является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования,
при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-
психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-
личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребно-
сти; любознательность, исследовательский интерес и творческие способ-
ности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предпо-
лагает соблюдение основных принципов построения предметно-
пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и инди-
видуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предос-
тавление права и свободы выбора; создание условий для моделирования,
поиска и экспериментирования; полифункциональность использования
помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность
оборудования и материала.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок,
ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на те-
мы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); про-
смотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыг-
рывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию вырази-
тельности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по соци-
ально-эмоциональному развитию детей.
аким образом, все рассмотренные нами программы и технологии
направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к
театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное
слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам,
пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждаю-
щим к диалогу;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать
ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в
диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение те-
атральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декора-
ций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные
игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений
для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с дина-
мичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными ха-
рактеристиками.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится
возможным при сформированности у них готовности к подобного рода
деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-
положительное отношение к нему и определенный опыт собственной те-
атрально-игровой деятельности.
На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания поло-
жительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:
• формирование представлений о театре, эмоционально-
положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;
необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со
спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На ос-
нове просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств об-
разной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
• формирование представлений о театральных профессиях (основных
и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, кос-
тюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способ-
ствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).
Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального дейст-
вия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режис-
сер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществ-
ления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в
рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;
ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.
Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону
взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения
театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укре-
пляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю
работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопут-
ствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо
неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие сущест-
вуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и поче-
му?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;
«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными
обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки
на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты,
выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья за-
ранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям»
находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за
помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разы-
грать ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спек-
такль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».
При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно
попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в
жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта)
спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив
экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене,
посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, по-
слушать рассказы работников театра.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства
детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр,
работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует стро-
го требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали ос-
новные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого
предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кросс-
ворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положи-
тельные эмоции (Приложение 4).
Методика объяснения ребенку задания «Запишем сказку» дана в
книге «Чего на свете не бывает?».
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помо-
щью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказ-
ки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи,
стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки,
вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные оч-
ки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с
нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и
т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа,
направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение
героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из
персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в
«специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные момен-
ты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании
перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты
характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и
детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материа-
лом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для
детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением
личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные
на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в сво-
бодной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театра-
лизованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сю-
жета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив со-
держание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с ро-
дителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;
анализ придуманных поступков;
работа над сценической выразительностью: определение целе-
сообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сцениче-
ской площадке, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма;
использование грима для создания образа.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в
процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспита-
тель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя
отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концов-
ки сказки.
При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется
использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, ди-
намикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно
ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрыва-
ние сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными вырази-
тельными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима,
движения).
Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попро-
ситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить,
кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее
усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, про-
говаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся сло-
весному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа,
манера поведения легко узнавались всеми.
Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в
действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с
использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с исполь-
зованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, куколь-
ным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоце-
лью. Работа строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, ис-
полнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия)Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются игры- имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Задачи и содержание работы
Первая- формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной действительности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры - драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют, свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Домашние дети дошкольного возраста живут в семье, ходят в ясли и детский сад, но вечером и по выходным проводят время с родителями.
Наши дети живут в Доме детства, им не хватает многого, в том числе и ласки перед сном.
Вечером дети вспоминают, как прошел день.
Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так, как в ее арсенале- замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества.
Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т.е. постепенно настраиваются на творческий лад.
Театрально-правовая деятельность включающая игры разной функциональной направленности, помогает педагогам решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира.
С помощью театральных игр и мини-спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому.
Театрализованная деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, т.к. в ее арсенале - замечательные художественные средства, интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т.е. постепенно настраиваются на творческий лад.
Чтобы театрально-игровая деятельность в группе стала интересной и успешной, к ней должен быть готов и сам воспитатель.
Его отношение к театрализованной игре имеет большое значение, т.к. воспитывает для детей зачастую образец для подражания.
Умение педагога выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жестов, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает определенные эталон для подражания.
Театрально-игровая деятельность, включает игры разной функциональной направленности, помогает педагогам решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира.
Я рассматриваю образовательное пространство детского сада, как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и игровой мир, посредством театрализованной деятельности.
Педагогическая реальность должна быть пронизана игрой, творчеством, открытием себя и других.
Принципы:
Учет ведущей, игровой деятельности дошкольника, сочетание реализма и воображения; событийность; своевременность развития творчества детей; взаимосвязь участников образовательного процесса; развитие субъективной позиции.
Технологический алгоритм
- Сюрпризное внесение новой куклы.
- Стимулирование собственной активности детей посредством предложения тематики литературного произведения.
- Подбор материала для отражения характера персонажей. Подбор и изготовление кукол в детско-взрослом сообществе.
- Использование эмоциональных тренажеров, этюдов, эмитационно-игровых упражнений.
- Активное включение детей в театральную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.
С помощью театрализованных игр и мини-спектаклей, мы развиваем чувства нравственного понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому.
Предварительный просмотр:
Оренбургский санаторный Дом детства
Занятие в подготовительной группе: «В королевстве звуков»
Воспитатель: Соловкина Г.А.
г. Оренбург 2011 г.
В королевстве звуков
Занятие по обучению грамоте и подготовительной к школе звуков
Задачи. Образовательные. Учить определять место звука {К} в слове; продолжить знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий согласный»; продолжать учить составлять предложения с заданными словами; познакомить с буквой К. Коррекционно-развивающие. Научить четко произносить звуки {К} и {К,} дифференцировать их на слух и при произношении; упражнять в словообразовании и словоизменении, в том числе в образовании множественного числа существительных; совершенствовать фонематический слух, навыки звукослогового анализа. Воспитательные. Вызвать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи; повышать речевую активность, формировать культуру речевого общения. Оздоровительные. Содействовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений; учить расслаблять мышцы (во время физкультминутки); следить за осанкой детей во время работы за столом.
Предварительная работа. Знакомство с гласными и согласными звуками, деление на слоги, составление предложений, звуковой анализ слов, подбор слов с заданным звуком.
Материал и оборудование. Свиток, игрушки и изображение животных, в названии которых есть звук {К} в разных позициях, трехэтажный дом, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, игрушечная утка, замок с недостающими фрагментами и отдельно эти фрагменты; аудиокассета с записью музыки.
Методы. Эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.
Оформление. Озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся со звуком К, а для этого нам на до попасть в королевство звуков.
Воспитатель. Смотрите: свиток! Давайте прочитаем, что на нем написано.
У меня стряслась беда.
Помогите, детвора!
В замок мой ворвался ветер,
Все разрушил, разбросал,
Все вокруг заколдовал.
Чтобы замок мой собрать,
Нужно знанья показать,
Успешно справиться с задачей-
Тогда вас ждет удача.
Звук {К} попал в беду. Поможем ему? (Да!) Послушайте! Король идет в туфлях и каблуками громко стучит К-К-К-К-. Произнесите. А теперь он надел тапочки, шаги звучат мягко К,-К,-К,-К. Произнесите. (Выполняют). Легко ли вам произносить этот звук? В каком положении находятся губы и зубы при произнесении звука {К}? (Ответы). Да, губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты. А язык? (ответы). Верно! Кончик языка лежит у нижних зубов, но не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, а задняя часть подняты и упирается в небо. Какой звук {К}.
Дети. Это согласный, глухой, бывает твердым и мягким.
Воспитатель. Молодцы, посмотрите, а вот и первая недостающая часть замка. Давайте потренируемся в произношении звука {К} в разных слогах. Передайте друг другу слоги КА-КО-КУ, а теперь слоги УК-ОК-АК (выполняют).
Слышится сигнал: задание выполнено правильно!
Воспитатель. Пожалуйста, Леня, прикрепи к замку первую часть: флигель. К озеру не торопясь мы подойдем,
Фрагмент замка в не м найдем.
Добавьте недостающий звук {К} или звуки К,И. Что получится?
Вол- волк, волки (если их много).
Рыба, моря, завтра.
Вспомните слова, в которых есть звук {К}.
Дети придумывают слова со звуком {К} и прикрепляют к замку вторую часть- крышу.
Воспитатель.
Выйдем на полянку,
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
Надо отобрать игрушки, в названии которых есть звук {К} или {К,}.
Дети находят игрушки (пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит) и складывают их в корзину. Раздается сигнал: с заданием дети справились! Они прикрепляют к замку дверь.
Воспитатель. Отправляемся дальше.
Звери грустные стоят:
В дом попасть они хотят,
Но не знают - как? Куда?
Помогите, детвора!
Мы должны заселить животных в дом: на первый этаж - тех, в названии которых звук {К} слышится в начале слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам: первый – коза, корова, кабан;
Второй-собака, белка; третий-волк, барсук, хорек.
Физкультминутка
Ветер снова закружил (кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками).
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками).
Сядем дружно все в кружок (садятся в круг),
Отдохнем немного (обхватывают друг друга руками; пауза).
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять пора в дорогу (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал: с заданием дети справились! Прикрепляют четвертую часть – лестницу.
Воспитатель.
Тут дорога впереди.
Может, нам туда пойти?
Не от замка ли она?
Мы на верном пути. Составьте предложение со словами, в которых есть звук {К}. Дети составляют предложение.
Воспитатель. Какое предложение получилось у тебя, Антон? У тебя, Настя? Составьте предложение из слов конфета, ест, Катя. Какое предложение получилось? Нарисуйте схему предложения. (Проводят одну черту, в конце ставят точку). Скажите, сколько слов в предложении «Катя ест конфету»? Сколько слов у тебя Леня? А у тебя, Максим? Какое первое слово в этом предложении, Надя? Какое второе? Какое третье?
Слышится сигнал: задание выполнено верно! Дети прикрепляют пятую часть к замку-стену.
Воспитатель. Замок почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь. Лестница, стена.
Не хватает лишь… чего? Верно, окна.
Ветер.
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку-
Загадаю вам загадку.
Где отыщете отгадку,
Там найдете вы окно.
А не справитесь, тогда
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель. Мы слышим тебя, ветер
Ветер.
Серая по лугу важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети. Это утка.
Воспитатель.
Давайте к бассейну ближе подойдем,
Может быть, утку там мы найдем.
Идем к бассейну и находят игрушку-утку.
Задание: назвать звуки, которые «живут» в слове «утка».
Воспитатель. Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол. (Устанавливают последовательность звуков в слове). Сколько звуков в слове «утка»? Какой первый звук? (Звук У). Какой это звук? (гласный, обозначается красным цветом). Какой второй звук? (Звук Т). Это какой звук? (Согласный, твердый, обозначается синим цветом). Какой третий звук? (Согласный, твердый, обозначается синим цветом). Какой последний звук в слове «утка»? (Звук А). Какой это звук? (Гласный, обозначается красным цветом.) Сколько гласных звуков в этом слове? (В этом слове два гласных звука – У и А). Сколько в слове согласных звуков? (В этом слове два твердых согласных звука- Т и К). Сколько в этом слове звуков? (В этом слове всего четыре звука). Сколько в этом слове слогов? (В этом слове два слога).
Вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары и выходит Король Королевства звуков.
Король.
Вот спасибо! Помогли,
От беды меня спасли!
Вам я очень благодарен.
Вы, ребята, молодцы!
Хочу познакомить вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Воспитатель. Давайте выложим букву К для Короля из разных материалов.
Дети выполняют задание.
Король. Хочу еще раз поблагодарить вас за помощь. И вручить подарки. Можете взять любой предмет, в названии которого есть звук {К}.
Дети выбирают подарки (машинки, куклы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность
Фотографии детей участвующих в спектаклях и в праздниках проводимых в Оренбургском санаторном "Доме детсва"...
Модель творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности.
показана Модель творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности....
"Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности"
Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности. Чуткость , восприимчивость к красотев детские годы несравненно глубже, чемв поздние периоды развития личности. Потребность в крас...
«Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»
laquo;Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»...
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...
«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»
acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо, они одиноки, замкнуты, б...
Комментарии
Театрализованная деятельность
Я рассматриваю образовательное пространство детского сада, как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и игровой мир, посредством театрализованной деятельности.
Педагогическая реальность должна быть пронизана игрой, творчеством, открытием себя и других.
Принципы:
Учет ведущей, игровой деятельности дошкольника, сочетание реализма и воображения; событийность; своевременность развития творчества детей; взаимосвязь участников образовательного процесса; развитие субъективной позиции.