Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класс "Оригами"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Саки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей» города Саки Республики Крым
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
4-Б класс
Составила:
учитель начальных классов
Катериченко О.В.
Саки
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» художественно-эстетического направления для 4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования .
Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Школа-лицей» города Саки Республики Крым.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в неделю – 1.
Отличительная особенность данной программы:
тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Новизна программы:
Состоит в трансформации оригами в комплексное средство развития младшего школьника, путь развития воссоздающего и творческого воображения.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Педагогическая целесообразность:
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.
Цель программы:
– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа рассчитана на работу с детьми 9- 10 лет.
Срок реализации программы: 1 год обучения
Формы и режим занятий:
Программа «Оригами» предусматривает следующий режим занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Учебно-тематический план
4 класс
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | По плану | фактически | |||
1 | Вводное занятие | 2 | ||||
1.1 | Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | ||||
1.2 | Базовые формы. Условные обозначения. | 1 | ||||
2 | Базовая форма «Птица» | 4 | ||||
2.1 | Базовая форма «Птица». Знакомство с формой. «Журавлик машущий крыльями» | 1 | ||||
2.2 | Базовая форма «Птица». «Дракон» | 1 | ||||
2.3 | Базовая форма «Птица». «Ворона» | 1 | ||||
2.4 | Базовая форма «Птица».«Гусь» | 1 | ||||
3 | Базовая форма «Лягушка» | 3 | ||||
3.1 | Базовая форма «Лягушка». Знакомство с формой. «Слоненок» | 1 | ||||
3.2 | Базовая форма «Лягушка». «Объемный цветок Ирис» | 1 | ||||
3.3 | Базовая форма «Лягушка». «Букет Ирисов» | 1 | ||||
4 | Базовая форма «Многоугольники » | 5 | ||||
4.1 | Базовая форма «Многоуольики». Знакомство с формой. «Цветочный шар 1» | 1 | ||||
4.2 | Базовая форма «Многоуольики». «Цветочный шар 1» | 1 | ||||
4.3 | Базовая форма «Многоуольики». «Цветочный шар 2» | 1 | ||||
4.4 | Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2» | 1 | ||||
4.5 | Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2» | 1 | ||||
Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 1 | |||||
5 | Цветы для мамы | 5 | ||||
5.1 | Цветы для мамы. «Тюльпаны» | 1 | ||||
5.2 | Цветы для мамы. «Колокольчики» | 1 | ||||
5.3 | Цветы для мамы. «Игольчатая астра» | 1 | ||||
5.4 | Цветы для мамы. «Космея» | 1 | ||||
5.5 | Цветы для мамы. «Фуксия» | 1 | ||||
6 | Базовая форма «Модульное оригами» | 13 | ||||
6.1 | Модульное оригами. Знакомство с модулями. | 1 | ||||
6.2 | Модульное оригами. «Венок» | 1 | ||||
6.3 | Модульное оригами. «Венок» | 1 | ||||
6.4 | Модульное оригами. «Солнце» | 1 | ||||
6.5 | Модульное оригами. «Солнце» | 1 | ||||
6.6 | Модульное оригами. «Ёлочка» | 1 | ||||
6.7 | Модульное оригами. «Ёлочка» | 1 | ||||
6.8 | Базовая форма «Модуль1-3» | 1 | ||||
6.9 | Базовая форма «Модуль1-3» | 1 | ||||
6.10 | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 1 | ||||
6.11 | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 1 | ||||
6.12 | Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида» | 1 | ||||
6.13 | Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида» | 1 | ||||
7 | Составление альбома лучших работ | 2 | ||||
7.1 | Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. | 1 | ||||
Всего часов | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы
4 год обучения
- Вводное занятие (2 часа)
Знакомство. Ознакомление учащихся с новым направлением технического начального конструирования – оригами. Научить владеть условными обозначениями, применять их при изготовлении изделий, создавая композиции. Привлечь учащихся к обсуждению и подбору объектов работ. Организовать индивидуальную и коллективную работу, творческую взаимопомощь и соперничество. Развивать творческие способности учащихся, внимание, эстетический вкус.
2. Базовая форма «Птица» (4 часа)
Знакомство с формой «птица», изготовление «журавлика машущего крыльями», «дракона», «вороны», «гуся». Подбор цветовой гаммы.
3. Базовая форма «Лягушка»(3 часа)
Знакомство с формой «лягушка», изготовление фигурок «слоненка», «объемного цветка Ириса»,«букет аИрисов»
4. Базовая форма «Многоугольники». (5 часов)
Знакомство с формой «многоугольники», изготовление «цветочного шара 1 и 2» .
5. Цветы для мамы». (5 часов)
Изготовление различных цветов: «тюльпана», «колокольчика», «игольчатой астры», «космеи», «фуксии». Подбор цветовой гаммы.
6. Базовая форма «Модульное оригами». (13 часов)
Знакомство с формой. Изготовление «венка», «солнца», «ёлочки», «модуля1-3», «шара из модулей»,куба из модулей, «пирамиды».
8. Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. (2 часа)
Изготовление альбомов лучших работ учащихся. Организация выставки работ за год.
Методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- белую и цветную бумагу,
-ножницы,
-клей ПВА,
- линейку,
-карандаш,
-краски,
-кисточки,
-баночки непроливайки.
Список литературы
- Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.
- Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.
- Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
- Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
- Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
- Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...