Программа игры-путешествия для учащихся начальной школы
методическая разработка по теме
Данная программа расчитана на 4 года. Главной ее целью является приобщение детей к глубинному традиционному наследию и показ нравственного и эстетического богатства традиционной культуры. В основе этой программы лежит факультативный курс «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой. Под эту программу составлен план воспитательной работы, который опубликован в разделе методических наработок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании МО
учителей начальной школы
«___»___________ 2009г.
Пр. №____
Пр.МО ___________ Ф.И.О.
Программа игры-путешествия для учащихся начальной школы.
Цели:
- приобщение детей к глубинному традиционному наследию;
- показ нравственного и эстетического богатства традиционной культуры;
- формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа;
Отбор материала и внутренняя его организация в рамках общей проблематики подчиняются необходимости решения двуединой задачи:
- Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской национальной культуры во всей её предметной, вещной конкретике;
- Подготовить ребёнка к дальнейшему освоению разных типов культуры, с которыми русская культура вступала во взаимодействие;
Принципы реализации программы:
- Интеграция в целостном процессе обучения и воспитания ребёнка;
- Эмоционально-деятельностный подход и сотворчество старших и младших, взаимодействие семьи и школы;
- Региональная корректировка (учёт местных особенностей культуры);
- Разумное сочетание особенного национального и общечеловеческого в культурах разных народов;
В основе факультативный курс «Введение в народоведение».
Автор М.Ю. Новицкая.
Срок реализации программы: 4 года
Участники программы: учащиеся 1-4 классов
Программа игры-путешествия для учащихся первых классов.
Сюжет года «Где жить - тем и слыть».
1-й раздел. «В гостях у матушки-Природы».
1. «О чём рассказала рябинка».
Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народе и народной культуре, о многообразии видов народной художественной культуры. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. (Вводное занятие: «Человек и природа в народной культуре. Ритм в жизни природы и человека».). Прогулка по микрорайону. Ищем приметы осени в природе, собираем листья и рябину. Рисуем осенний парк.
2.«Тётушка Акулина рассказывает…»
Классный час. Собираем с родителями народные пословицы, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.
3. «Весёлая карусель».
Мастерим поделки из природного материала. Понятие о детской культуре как части культуры общенародной. Учим и играем в старинные детские игры, считалки используя для этого перемены и уроки физкультуры.
4. Ключевое дело: «Что осенью соберёшь, с тем и зиму проживёшь».
Праздник в классе. Варианты: «Чудо-дерево, или Вслед за солнышком живём», «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».
2-й раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники».
1.Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика.
Совместно с библиотекой читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных для рождественского стола (на уроках ИЗО и художественного труда).
2.Народный праздник «Коляда». Зимние святки.
Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей) (на уроках музыки). Готовим вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участвуем в рождественской ярмарке.
3.Ключевое дело: «Пришла Коляда».
Зачинается, починается, от начала начинается. Разные начала года в разных календарях мира Разыгрываем обряд колядования (колядуем в школе, у соседей, у одноклассников).
3-й раздел. «Тепло домашнего очага».
1.«Человек без роду - что дерево без корней».
Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.
2. «Семейный сад». Выставка в классе.
Представляем своё дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.
3. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.
Строим горку, катаемся на санках с горки, лепим снежную крепость и «берём её». Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий этап.
4-й раздел. «Сокровища бабушкиного короба».
1. Мастера и умельцы.
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о разных народных промыслах России.
2.Город мастеров.
Учимся рукоделию дома и на уроках ИЗО и художественного труда, готовимся к выставке в классе.
3.Ключевое дело: «Мамин праздник».
4.Богатство земли Московской.
Отправляемся на экскурсию в музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.
5. Заключительный праздник.
Подведение итогов игры.
Программа игры-путешествия для учащихся вторых классов
Сюжет года «Вслед за солнышком живём»
1-й раздел. Осень.
1. «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия.
Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.
Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя. Образ мира и главный закон в жизни людей и природы.
2. Спортивный праздник.
Русские народные игры, состязания, забавы.
3. «Осенние вечёрки». Осенний праздник.
Календарно-обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Осеннее равноденствие и первые осенние праздники Осенины», «Капустки», «Покров» и др.
4. «Тётушка Арина рассказывает». Классный час.
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами и перевёртышами. Образы народных стихий в народном искусстве. Накопление материала.
5. Мастерская детских народных игрушек.
Крестьянский дом как образ Вселенной и человека. На уроках ИЗО и художественного труда знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.
6. «У медведя во бору». Игротека.
Тайны детских народных игрушек и игр. Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.
7. Ключевое дело: «У Козы-Дерезы».
О чём расскажет нам народный костюм? Символические образы природы в узорах и деталях народного костюма (ИЗО и художественный труд). Женское рукоделие.
2-й раздел. Зима.
1. «Здравствуй, Зимушка-Зима». Школьный праздник.
Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.
2. «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.
Организуется в библиотеке. Образ женщины в народном прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках.
3. «Праздник сказок».
Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях.
4. «Готовимся к зимним святкам». Классный час-беседа.
Главный зимний праздник. Сложный состав праздника. Народные обряды и обычаи зимних святок. Разучиваем колядки. Для этого используем уроки музыки. Образы праздника в живописи, литературе, музыке.
5. «Мастерская Деда Мороза».
Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.
6. Ключевое дело: «Рождество Христово».
Наши сверстники на Западе встречают Рождество Христово. Образ праздника в русской народной традиции: обрядовые действа- хождение со звездой, оформление праздничного стола.
7. Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник для вторых классов.
Готовимся к Масленице. Разучиваем масленичные песни, приговоры. Конкурс фигур из снега. «Богатырская застава» - спортивные состязания. Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санках.
«Ой, блины, блины, блины…». Классный час – дегустация. Приносим приготовленные совместно с родителями блины и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.
Получаем задание на весеннее путешествие.
3-й раздел. Весна.
1. «Великий пост всем прижмёт хвост».
Уроки и обычаи Великого поста. Традиционное рукоделие. Ткачество, вышивка, работа с бисером, кружево. Экскурсии в музей народно- прикладного искусства.
2. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой страны, жизнью, обычаями, складом характера. Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички.
3. Ключевое дело в классе: «Встреча Весны».
Летний солнцеворот. Лепим жаворонков. Поём весенние детские заклички. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну. Традиции пасхального подарка. Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Праздник Светлой Пасхи.
4. «Что было, что будет».
Подведение итогов игры в классе.
5. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»
Программа игры-путешествия для учащихся третьих классов
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела»
1-й раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир.
1. «Что нам стоит дом построить».
Игра-викторина. Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем.
2. «Худо тому, у кого пусто в дому».
Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».
Русское деревянное зодчество. Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. Дом в городе и дом в деревне: внешнее различие и общий смысл.
3. «Волшебный мир ремёсел».
Печь как украшение интерьера и центр всей семейно-обрядовой жизни человека. Праздничное и повседневное убранство дома. Изразцы (ИЗО).
4. Мастерская народных ремёсел.
На уроках ИЗО и художественного труда знакомимся с народными ремёслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.
5. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай».
Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.
6. «Обряды и обычаи». Классный час.
Подготовка театрализованного представления на заданную тему.
7. «Балаган». Театрализованное представление.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
8. Ключевое дело: «Рождественская ярмарка-выставка».
2-й раздел. Жизнь человека в доме и мире.
1. «Шурин, брат, сват…». Классный час.
Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений в семье.
2. «Вся семья вместе – так и душа на месте».
Уроки этической грамматики. Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого. Сравнение жизни человека с годовой жизнью природы, с вечностью круговорота. Викторина по бытовым сказкам разных народов мира.
3. «Семейно-бытовые обряды».
Урок этической грамматики. Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки (музыка).
4. «В гостях у скоморохов». Игротека.
Народная детская игрушка, её замечательные эстетические качества и роль в становлении и всестороннем развитии ребёнка (художественный труд). Игровая культура детства и отрочества. Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни.
5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…».
Играем в хороводные игры (перемены, уроки физкультуры). Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.
6. Ключевое дело: «Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.
Родословная. Народные принципы здорового образа жизни.
7. «Семейный горшок всегда кипит».
Застольный этикет традиционной русской семьи. Стол – трон – алтарь –жертвенник - престол. История происхождения стола и его названия. Хлеб-соль на столе. Нормы поведения за столом.
8. Фольклорный фестиваль.
Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.
Подведение итогов года.
Программа игры-путешествия для учащихся четвёртых классов
Сюжет года «Живи для людей, поживут люди для тебя»
1-й раздел. Многообразие культуры России и культура края.
1. «Где жить, тем и слыть».
Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом и сюжетом игры на этот год. Предания, летописи, легенды о возникновении населённых мест. Заглянем в историю Москвы. Вспомним имена известных людей.
2. «Откуда Русская земля стала есть».
История образования Российского государства, отражение её в произведениях древнерусской литературы и устного народного творчества. Взаимовлияние и взаимопомощь друг другу в жизни разных народов России.Экскурсия в музей, библиотеку.
3. «Во всяком посаде в своём наряде».
Готовимся к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Работаем на уроках ИЗО и художественного труда, классных часах.
Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.
4. Викторина знатоков народного костюма «В какой народ придёшь – таку и шапку наденешь»..
Группы представляют свои работы, организуется выставка моделей в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды, Поле чудес и т.д.).
5. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).
6. Ключевое дело: «Русский народный костюм».
Школьная выставка-конкурс. История одежды – история народов.
2-й раздел. «Не продажное, а заветное».
1. «Моя семья». Клуб интересных встреч.
На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества».
2. Творческая мастерская.
Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны».
3. «Родословное дерево». Выставка работ в классе.
4. Ключевое дело: «Праздник семьи».
3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»
1. Заочное путешествие по русским городам.
Киев - мать, Москва - сердце, Новгород – отец, Петербург – голова, Смоленск - щит и др. Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
2. «Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.
Знакомство с исторически сложившимся многообразием культуры России. Ключевое дело в классе. Группы представляют работу.
3. Путешествие по Москве.
Матушка Москва - золотая голова. Собрание русских земель вокруг Москвы. Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.
4. Ключевое дело: «Колесо истории».
История фамилий – история народа. Что может рассказать твоя фамилия о вкладе семьи в жизнь соотечественников, о взаимосвязях разных народов России.
5. Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет – увидим».
Лучшее в истории твоего народа, что оставило, по твоему мнению, сильный след в его характере. Помечтаем о будущем родной земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.
Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...