Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
статья
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_uchebno.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц.
Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»).
Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — УЧЕБНАЯ, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
В период от 6 до 12 лет (по Э. Эриксону) происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе.
1)Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми.
2)Неблагоприятный исход этой стадии — комплекс неполноценности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста (6-7 лет), которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г.].
«Школьная зрелость» — достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок:
-становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья;
-овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Выделяют следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
— «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
2. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем мире, запас знаний.
— Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
При поступлении в школу условия жизни ребенка ужесточаются.
С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть:
-освоение нового школьного пространства;
-выработка нового режима дня;
-вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
-принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;
-установление взаимоотношений с учителем;
-построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.
Вместе с тем школьник получает и НОВЫЕ ПРАВА:
-право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям,
-право на рабочее место,
-право на учебные принадлежности.
Период освоения, принятия учебной ситуации при благоприятных условиях длится около 2 месяцев.
Любящие и заботливые родители, опираясь на высоко ценимую ребенком возможность «быть школьником», должны помочь ему освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности:
- Нельзя «бросить» ребенка в этой трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность — перехватывание, удушение инициативы ребенка.
2. Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса ритуала.
3. «Вспышка конформизма», стремление выполнить все в точности, «как сказала учительница», связана как раз с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть принята с пониманием.
4. Родителям сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ следует отложить до лучших времен.
5. Родителям необходимо обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении:
-«Тебя сегодня не ругали?» — ценность послушания,
-«А кто еще в классе получил пятерку?» — ценность престижа,
-«Из окон не дует?» — бытовые ценности и др.
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности:
-игровую,
-учебную,
-трудовую,
-занятия спортом и искусством.
Ведущее значение приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.
Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.
Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к обучающемуся.
После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося.
Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения:
-в уровне знаний, умений, навыков,
-в уровне общего и умственного развития.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом:
-она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации,
-в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться.
Формирование учения – процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.
Структура учебной деятельности включает:
1) Мотивы учебной деятельности;
2) Учебные задачи;
3) Учебные действия;
4) Действия контроля;
5) Действия оценки.
1) Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.
Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.
Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»).
По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специфическое содержание — это развитые формы человеческого сознания (научного, художественного, нравственного).
Теоретическое отношение к действительности — проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому способы ориентации (направленность на овладение новыми способами действий, новыми способами преобразования изучаемого объекта) — важнейшая, специфическая потребность и мотив учебной деятельности.
Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников.
2) Учебная задача — ясное представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть.
В отличие от конкретно-практического задания (например, решить примеры на сложение двух чисел) учебная задача носит более общий характер (научиться сложению с переходом через десяток). Без специального обращения внимания на разницу задания и учебной задачи многие ученики, вплоть до старших классов, не выделяют учебную задачу осознанно.
Способы обучения школьника самостоятельному выделению учебной задачи:
-вопросы о том, чему научились на уроке;
-разъяснение смысла выполнения отдельных упражнений (зачем оно нужно);
-сравнение заданий разного типа на одно и то же правило;
-использование приема перспективы (планирование продвижения по темам) и ретроспективы (сравнение новых умений и способностей с тем уровнем, что был раньше).
3) Учебные действия — это приемы учебной работы.
Одни из них имеют общий характер, применяются при изучении различных учебных предметов (таковы приемы заучивания — от буквального, механического до сложных форм опосредствованного запоминания).
Другие — предметно-специфичны (звуко-буквенный анализ).
Имеет важное значение введение учителем
новых, более прогрессивных приемов учебной работы, связанных с логической обработкой материала.
4) Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель).
Различают разные виды контроля:
-по конечному продукту;
-пооперационный контроль;
-пошаговый контроль;
-текущий контроль;
-перспективный контроль;
-планирующий контроль.
Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому обучающемуся функций контроля.
5) Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача.
Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы обучающиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового.
Обычно функция оценивания выполняется учителем — в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу.
Формы самоконтроля:
-составление схемы пройденного материала;
-формулирование вопросов для проверки уровня усвоения;
-обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.
Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Полноценная учебная деятельность включает умения:
— выделять и удерживать учебную задачу;
— самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
— использовать законы логического мышления;
— владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
— уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
— иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности
Трудности в учебе могут быть вызваны:
— с несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);
— с недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых;
— с неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.
Установление истинных причин школьной дезадаптации,
плохой успеваемости и поведения
— важнейшая задача школьного психолога.
Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения.
Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В 1 классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (оказался рядом за одной партой, живут поблизости).
К 10-11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности.
Особенности построения учебного процесса оказывают существенное влияние:
-на формирование ученических коллективов;
- на развитие личности обучающихся.
Классы развивающего обучения в целом более сплоченные, в значительно меньшей степени разделены на изолированные группировки. В них ярче проявляется ориентация межличностных отношений на совместную учебную деятельность, преимущества которой ученики видят в том, что она расширяет их познавательные возможности.
В классах традиционного обучения ученики, отдающие предпочтение совместному учению, либо никак не мотивируют свой выбор, либо обосновывают его возможностями эмоциональных контактов («вместе учиться веселее»).
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований.
Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Сензитивные периоды – это:
- во-первых, возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира;
- во-вторых, периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Познавательное развитие.
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.
Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.
В отличие от ребенка-дошкольника школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.
Но уровень усвоения этих понятий может существенно различаться в зависимости от организации обучения.
Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета (как правило, при традиционном обучении).
В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно-теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерности его функционирования и преобразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей».
Тема по самообразованию....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Доклад на ШШО «Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»
Доклад на ШШО«Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»...